Основание финансовой службы Военно-Морского Флота России



Основание финансовой службы Военно-Морского Флота России

oboznik.ru - Основание финансовой службы Военно-Морского Флота России
#ВМФ#военныефинансы#историяармии

Проведение реформ конца XVII — первой четверти XVIII века Петром Великим было невозможно без тесной связи со странами Европы и освоения их передового опыта в самых разных областях человеческой деятельности.

Наибольшие удобства для связей с зарубежными странами обеспечивали морские пути сообщения. Не случайно все наиболее передовые страны были в то же время ведущими морскими державами.

Таким образом, успех реформ зависел от того, удастся ли России вернуть потерянные в XIII-XV веках выходы к морю и обеспечить безопасность морских путей сообщения. Без флота сделать это было невозможно.

Предпринимались попытки создания военного флота на Руси и до Петра I. Первый русский парусный военный 22-пушечный корабль «Орел» был построен в 1668 году в селе Дединово на Оке.

Российский государь Петр Алексеевич в конце XVII века вознамерился создать регулярный военный флот, строительство которого в свою очередь требовало решения множества технических, кадровых, организационных, специальных военно-морских вопросов.

Экипаж корабля на момент первого самостоятельного плавания состоял из двадцати человек. Самый большой оклад жалованья был, естественно, у капитана Бутлера, который в переводе на русские деньги того периода составлял 20 рублей. Его ближайшие помощники получали: Гельт — 16, фан-ден-Стрек— 13, Альбертсон и Билимсен по 11 рублей 13 алтын и 2 деньги, работный человек Петерсон — 7, прочие по 10 рублей в месяц…

Как видим, государственная казна не жалела денег не только на содержание команды, но и на «первую судостроительную программу». Строительство корабля, бота и двух шлюпок со всем оборудованием, включая вооружение и жалованье строителям, обошлось казне в 9021 рубль с копейками. Таков был первый опыт «корабельного дела», предпринятый царем Алексеем Михайловичем по инициативе Ордина-Нащокина.

Адмиралом будущего флота был назначен любимец государя генерал Лефорт, и с этих пор он подписывался двойным своим званием генерал и адмирал, что подало повод к ложному заключению, будто бы Лефорт был первым генерал-адмиралом. Вице-адмиралом стал полковник Лима; шаутбенахтом (контрадмиралом) — полковник де-Лозьер.

Командирами судов назначены офицеры Преображенского и Семеновского полков; экипажи галер составлены также из гвардейских солдат. Начальствование Лефорта было более почетное, нежели действительное. На самом деле душою всего был сам царь.

В исход февраля 1696 года Петр, несмотря на распутицу и болезнь ноги, приехал в Воронеж и поселился подле самой верфи, в приготовленном для него домике, в котором все помещение, не считая сеней и крыльца, состояло из двух комнат. Это скромное жилище царя служило также центром морского управления и называлось: «Государевым шатром на Воронеже».

При подготовке Азовского похода в Воронеже и Москве развернулось широкое строительство судов различных классов, с помощью которых намечалось обеспечить быструю переброску войск к Азову по Дону, а затем блокировать крепость со стороны моря.

Руководство строительством, в том числе и финансовой его стороной, осуществлялось «Государевым шатром на Воронеже» — походной ставкой Петра I. Здесь решались наряду с другими и вопросы финансирования строительства судов.

Перед вторым выходом флота к Азовскому морю царь своим указом от 3 мая 1696 года впервые ввел «морское довольствие». Главным распорядителем строения и обеспечения кораблей был назначен стольник А. Протасьев. Он получил специальное высшее в то время флотско-интендантское звание «адмиралтеец». С этой даты и начинает свое летоисчисление Финансовая служба Военно-Морского Флота России.

После взятия крепости Азов Петром I был поставлен вопрос о необходимости иметь постоянный флот для удержания отвоеванного выхода к морю. 20 (30) октября 1696 года Боярская дума приняла решение о начале строительства в России регулярного, то есть существующего постоянно и укомплектованного профессиональными кадрами военно-морского флота.

С началом создания Азовского флота в конце 1696 года строительство его было намечено вести двумя способами: по одному кораблю должны были построить «кумпанства», в которые объединялись владельцы ста и более крестьянских дворов. Контроль за деятельностью «кумпанств» 4 (14) ноября 1696 года был возложен на Поместный приказ, который возглавлял боярин П. В. Шереметьев.

Другая часть кораблей строилась государством на средства от специального налога на владельцев менее ста дворов (по полтине со двора). Сбором этого налога и распределением средств 21 ноября (1 декабря) того же года было поручено ведать Володимерскому судному приказу во главе с окольничим А. П. Протасьевым. Вскоре на него было возложено руководство строительством флота в целом, включая и финансовую сторону дела. В связи с этим из Поместного приказа сюда были переданы дела "кумпанств".

Финансы и флот России. История и современность.



Другие новости и статьи

« Приказ воинского морского флота (создан в декабре 1698 года)

Чтение как способ мобилизации стратегических ресурсов ума и культуры »

Запись создана: Воскресенье, 18 Ноябрь 2018 в 13:13 и находится в рубриках Петровские реформы, Финансовое.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы