16 Декабрь 2015

Книжный мир российского школьника XIX века

oboznik.ru - Книжный мир российского школьника XIX века

oboznik.ru - Книжный мир российского школьника XIX века

Аннотация: Российские школьники XIX века могли получать знания из двух основных источников – от учителя и из учебных книг . Широко использовалась практика награждения учащихся книгами за хорошие успехи и примерное поведение, заказать детские книги для покупки было гораздо труднее, чем в нашем веке. Постепенно формировались коллекции православной , учебной , нравоучительной и общеобразовательной литературы в школьных и публичных библиотеках . Учащиеся средних учебных заведений были в них самыми активными читателями во второй половине века . Это стало одним из важных факторов становления системы массового образования в России .

Ключевые слова: книга , школа , учащиеся , образование , православная литература , XIX век, Россия.

Понятие «школа» («училище ») для россиян XIX века характеризовало разные виды учебных заведений начального и среднего уровней : церковно - приходская школа , народное училище , школа грамоты , уездное училище и пр . Типологическая характеристика только начальных и з них насчитывает до 60 разных наименований , которые работали одновременно или последовательно на протяжении столетия [1]. Максимальное видовое разнообразие школ приходится на период 50 - 70 - х гг . XIX века в связи с усилением государственного и общественного внимания к становлению системы массового образования в России. Далее наблюдается тенденция к унификации данных учреждений. В начальных школах учились дети, подростки и молодежь в возрасте от 5 до 21 года, в средних, преимущественно – от 10 до 18 лет.

Такая возрастная дифференциация была связана с особенностями процессов социализации разных сословий Российской империи [3, с. 269-311]. Школьники могли получать знания из двух основных источников – от учителя (ранее называли наставником) и из учебных книг. Косвенное влияние оказывало общение с грамотными людьми в своем ближайшем окружении (родители и другие родственники; гувернантки и домашние учителя; приходские священники и монахини; отставные солдаты и казаки; немецкие колонисты, разночинцы и пр.).

При первоначальном обучении грамоте использовали метод механического заучивания текстов книг или информации на слух сразу на двух языках – русском гражданской печати и старославянском. До сих пор мы вспоминаем присказку «знать как Отче Наш». Это мало способствовало расширению круга чтения до уровня увлечения дополнительной (внеучебной) литературой. Приходские священники в середине XIX века отмечали, что «многие из крестьянских мальчиков через год–два забывают то, чему учились в школе и даже разучиваются читать, потому что, по выходе из школы, ничего не читают» [15, с. 64].

Чтение книг для большинства россиян XIX века не являлось привычной жизненной практикой, а регулярное обращение к ним было характерно только для учащихся. Даже у привилегированного дворянства потребность в получении важной информации не обязательно была связана с процессом собственного ознакомительного чтения. Помните из школьной программы по литературе XVIII – начала XIX веков, у Д. Фонвизина в «Недоросле» госпожа Простакова заявляет: «Я, благодаря бога, не так воспитана.

Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». У А.С. Грибоедова в «Горе от ума» Фамусов заставляет грамотного слугу: «Петрушка <…> достань-ка календарь; Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой». В последнем примере речь идет о ежегодном справочном издании. Содержания такого календаря вполне хватало некоторым помещикам на целый год обсуждений и повторений. Покупать книги считалось даже для них непозволительной роскошью или чудачеством. Потребность в чтении разнообразной литературы у провинциальных россиян постепенно развивалась, но покупка книг оставалась дорогим и сложным делом до последней четверти века: нужно было делать письменный заказ в одно из столичных издательств, оплачивать транспортные расходы, долго ждать.

Даже специальная государственная программа издания доступной для народа печатной продукции не соответствовала финансовым возможностям сельских грамотеев. Например, в 1863 г. Министерство государственных имуществ (МГИ) начало издание и распространение газеты «Народные ведомости» стоимостью 3 рубля серебром за 156 номеров в год. Однако крестьяне практически отказывались покупать ее, не видя необходимость в таких значительных денежных затратах [13, л. 14- 14об.]. Это равнялось, например, стоимости матраса, кушетки, подушки и одеяла вместе взятых, или жалованию кухарки за два месяца. Совсем другое дело обстояло с желанием грамотных людей получить доступ к бесплатному или дешевому чтению.

Святейший Синод активно распространял для библиотек при церквах и учебных заведениях часословы, псалтыри, молитвенники, жития святых, начатки христианского учения и пр. христианскую религиозную адаптированную к уровню знаний и возрасту бесплатную для читателей литературу. Постепенно формировались небольшие нравоучительные и полезные собрания произведений, которые комплектовались исключительно из книг и периодических изданий, «а) допущенных Ученым комитетом Министерства народного просвещения (или Ученым советом при Святейшем Синоде) в ученические библиотеки средних и низших учебных заведений, а равно признанных заслуживающими внимания при пополнении народных читален и библиотек, а также для народных чтений» [9, с. 4-7; 8, с. 10-11]. Поэтому список литературы, полученной, например, одной из сельских земско-общественных (преимущественно светских по предметам обучения) школ в 1874 г. мало чем отличался от списка литературы церковно-приходских училищ.

Он состоял из следующих изданий: священных историй Ветхого и Нового заветов; Козырев «Священная история Ветхого Завета»; Тягунов «Святая Русь»; жития святых, молитвенники; начальное наставление для православной школы; «Как и чему учил Петр народ свой»; «О Петре Великом»; каталоги книг для народных училищ на 1872, 1876 гг.; Ушинский «Родное Слово» 1 и 2 годы обучения; руководство к преподаванию по «Родному слову»; Максимова «Друг детей»; Савельев «Надежные руки против пьянства» [10, л. 1, 6].

Существенную роль в распространении через учебные заведения дешевой литературы сыграл Комитет грамотности при Вольном экономическом обществе. В первой половине 60-х годов им было разослано бесплатно 93 тысяч книг, за плату – более 44 тысяч [14. с. 205]. Можно утверждать, что действия Комитета грамотности во второй половине XIX века помогали уездным земствам в устройстве книжных складов дешевых книг при управах и школах и учитывали развивающиеся интересы грамотных жителей. Кроме того учащиеся могли получить из школьных библиотек (там, где они были, и в зависимости от объема книжного фонда) для учебных занятий и общего развивающего чтения азбуки, буквари, арифметики, прописи. В форме привычных обществу фраз из священнических проповедей происходила социальная адаптация учащихся, формирование представления об окружающем мире и православной культуре; давались готовые рекомендации по восприятию типовых житейских ситуаций.

Так, примерами для изучения падежей в двух разных учебниках по русской грамматике, опубликованных в 20-х гг. XIX века являлись следующие высказывания: именительный падеж – «Кто управляет всем миром? Бог» /«Кто создал свет? Бог»; родительный – «Чей закон спасителен? Иисуса Христа» /«Для кого не должно беречь жизни? Для Государя и Отечества»; дательный – «Кому должны мы подражать? Добродетельным» /«Кому учиться должно? Детям» и пр. [4, с. 20-21]. Тексты азбук адаптировались к возрасту учеников (от шестилетних малышей до взрослых) и дополнялись обращениями, призванными удерживать внимание при трудном первоначальном чтении. Например: «Боюсь Бога; почитаю родителей; повинуюсь учителю. Мне задан урок; надобно его выучить; когда выучу урок, тогда пустят погулять, мы станем играть» [12, с. 28].

Даже задачи по арифметике были написаны в виде типовых сцен из народного быта и знакомят с важнейшими данными из истории и географии страны. Вот несколько примеров: А. «Санкт-Петербург основан Императором Петром Великим в 1703 году. Узнать, чрез сколько лет от нынешнего 1868 года исполнится этому событию тысячелетие?». Б. «Христианская вера начала распространяться в России в 988 году, а первые книги стали печататься у нас в 1563 году. Сколько времени прошло от введения у нас христианской веры до печатания первых книг?». В. «Самая большая длина России с запада на восток 14500 верст, а самая большая ширина ее с севера на юг 4900 верст. На сколько верст длина превышает ширину?». Г. «В Санкт-Петербурге в 1862 году было 586293 жителя, а в Москве 377838. На сколько в Петербурге было больше жителей?» [16].

Педагогические и детские журналы стали доступными изданиями только благодаря публичным библиотекам и только когда финансирование библиотек стало обязательной статьей расходов сельских и городских органов самоуправления в ходе Великих реформ Александра II. Но и к 1914 г. из 76 тысяч всех библиотек России 78% составляли библиотеки средних и начальных учебных заведений [7], а остальные предоставляли широкие финансовые льготы вплоть до бесплатного обслуживания учащейся молодежи. Так, по правилам Царицынской городской библиотеки, открытой в 1895 г., была установлена плата для ежемесячных абонентов за чтение на дому – 15 коп., в библиотеке – 3 коп.

Для служащих городского общественного управления и учащихся городских начальных школ пользование библиотекой было бесплатным [17, с. 1136]. Одним из способов получения школьниками книги в подарок была хорошая учеба и примерное поведение. Такие награды при переводе из класса в класс и по окончании учебного заведения были традиционной школьной практикой. Они оплачивались из средств Святейшего Синода, различных министерств и ведомств, земств, общественных и благотворительных капиталов, почетных попечителей и частных спонсоров. Например, МГИ в 1841 году издало и разослало в каждую сельскую школу своего подчинения по 5 экз. (всего около 1,3 тысяч экз. по 9 коп. каждый) сельского домашнего учебника, в том числе по 2 в особом переплете для раздачи в награду ученикам [6, л. 112, 113]. С 1849 г. МГИ распространило тиражом в 12 тысяч экз. сочинения Загоскина «Памятная книжка для православных христиан», из которых одна половина предназначалась для подарков, а другая – в библиотеки и для продажи крестьянам [5, л. 3]. Министерство народного просвещения (МНП) особое внимание обращало на рассылку книг для раздачи «безденежно» ученикам в период подготовки и проведения школьной реформы 60-х г. XIX века [2].

Перечень книг для чтения воспитанниц старших классов гимназий и подарков за прилежное обучение, рекомендованный ведомством императрицы Марии, включал преимущественно сочинения об окружающем мире: Гартвиг «Море и его жизнь», «Природа и мир на Крайнем Севере», «Тропический мир в очерках животной и растительной жизни», «Чудеса подземного мира» [11, л. 54-54 об.]. Таким образом, процесс детского чтения был сложным, механическим и в большей степени религиозным занятием в течение большей части XIX века. Значительная часть книг, которые читали школьники того времени – это учебная литература. Лишь к рубежу веков увеличивается роль художественной нравоучительно-воспитательной книги. Детей состоятельных высокообразованных дворян, которые имели возможность и достаточный уровень языковой подготовки, чтобы читать оригиналы зарубежных романов-приключений на иностранных языках, мы выделяем в особую категорию. На пути к самой читающей стране мира – СССР – наряду со становлением системы массового народного образования было развитие сети публичных библиотек, организация повторительных классов для выпускников школ, открытие изб-читален и многое другое.

Список литературы

1. Арчебасова Н.А. Начальное народное образование в Царицынском уезде Саратовской губернии в 1861 – 1914 гг.: дисс. к.и.н. – Волгоград, 2000.

2. Головин А.В. Очерк действий по управлению МНП с конца 1861 по апрель 1866 г. // Российская национальная библиотека. Отдел рукописей. – Ф. 208. – Д. 3. – 458 л.

3. Данилевский Г. Об образовании низших классов народа в России // Отечественные записки. – 1864. – № 3. – С. 269-311.

4. Краткая Российская грамматика в вопросах и ответах, изданная Меморским к легчайшему обучению малолетнего юношества. – Орел, 1827. – С. 20-21.

5. О приобретении книг для раздачи в награды ученикам сельских приходских училищ при экзаменах. 1853-1858 // Российский государственный исторический архив (РГИА). – Ф. 383. – Оп. 16. – Д. 19486. – Л. 3.

6. Об издании сельского домашнего лечебника. 1853-1860 // Там же. – Д. 19509. – Л. 112, 113.

7. Олефир С.В. Школьные библиотеки Уральского региона: исторический и социокультурный аспект. – Режим доступа: http://gublibrary.ru/lib/Konferenciya_%20chtenie/Potapova.htm (04.06.2010).

8. Определения отдела ученого комитета по начальному образованию // Журнал Министерства народного образования. – 1905. – Ч. 361. – Октябрь. – С. 10-11.

9. Определения ученого комитета Министерства народного образования // Народная школа. – 1869. – № 12. – С. 4-7.

10. Переписка со смотрителем Казанского учебного округа и уездной земской управой об обучении грамоте крестьянских детей. 1874 г. // Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). – Ф. И247. – Оп. 1. – Ед. хр. 43. –Л. 1, 6.

11. По предложению г. начальника губернии об открытии в Саратове женской гимназии. 1864-1867 // Там же. – Ф. 13. – Оп. 1. – Ед. хр. 5023. – Л. 54-54 об.

12. Полная российская энциклопедическая азбука, или детское учение, содержащая примеры российского чистописания, Священную историю … – М., 1836. – С. 28.

13. Предписание чиновника особых поручений Раевского о выдаче книг наставникам училищ и частных школ Лоховской волости. 1864 // ГАВО. – Ф. 95. – Оп. 1. – Д. 105. – Л. 14-14 об.

14. Русский. – 1867. – 1 мая. – С. 205.

15. Смесь // Современник. – 1848. – Т. X. – С. 64.

16. Упрощенная арифметика. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб., 1868. – 56 с. 17. Царицынская городская библиотека // Исторический вестник. – 1900. – Сент. (№ 9). – С. 1136.

Н . А . Арчебасова

Другие новости и статьи

« Они не успели стать офицерами: их подвиг бессмертен!

Рабочее движение на химических заводах промышленников Ушковых (вторая половина XIX–начало ХХ В.) »

Запись создана: Среда, 16 Декабрь 2015 в 15:06 и находится в рубриках Новости.

метки: , , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика