Образ поверженного Наполеона в российском общественном сознании
В 1815 г. Наполеон I Бонапарт изгнан за пределы Европы. Местом его пребывания стал о. Св. Елены. Предмет нашего исследования – образ поверженного Наполеона в российском общественном сознании. Обращение к образу Бонапарта после 1815 г. вызывает интерес в связи с тем, что в 2015 г. отмечалось 200-летие окончания наполеоновских войн. Заметим, что в историографии практически отсутствуют работы, посвящённые восприятию образа первого императора Франции в российском обществе после его низложения. Большинство исследователей, занимающиеся изучением образа Наполеона, в качестве верхней хронологической границы обозначают 1815 г. Исходя из нашей исследовательской задачи, для нас этот год – нижняя граница. В 1815 г. в России заканчивается антинаполеоновская и антифранцузская пропагандистская кампания.
Председатель Санкт-Петербургского цензурного комитета С.С. Уваров прямо указывал: «журналисты, писавшие в 1812 г., должны иначе писать в 1815 году, мало-помалу согласуясь с намерениями правительства, и содействовать распространению мирных сношений, следуя, таким образом, общему стремлению к новому и прочному порядку вещей». При этом он рекомендовал комитету «обратить своё внимание на выписки из листов и речи членов оппозиции в английском парламенте», помещаемых в наших журналах, и смягчить «грубый тон в суждениях о других народах, состоящих ныне в совершенно иных отношениях к нам» [18, с. 126].
Признаки изменения отношения к Наполеону в образованной части российского общества начинают проявляться уже в конце 1810-х годов. Низложенный и отправленный в ссылку император вместо былой ненависти стал вызывать жалость и сострадание [1]. П.А. Вяземский в письме к И.И. Дмитриеву писал о «любопытной книге – «Записки Лас-Каза» [11, стб. 1696].
Вяземский, сообщая, что это книга о «вопиющих против жестоких притеснений, коим подвержен изгнанник Св. Елены и беззаконного насилия» [11, стб. 1696.], восклицает: «Если всё, что он (Лас-Каз – Л. П.) говорит, правда (и должно признаться, рассказы его носят печать истины), то в самом деле англичане не великодушные враги, и Наполеон истинный мученик)» [11, стб. 1696].
Теперь «образ врага», сложившийся в период войн III и IV антифранцузских коалиций [12, с. 73-76], и в период Отечественной войны 1812 г. [2, с. 222225], трансформируется: Наполеон в глазах некоторой части россиян идеализируется. Со стороны русского правительства следует указание о необходимости уважительного отношения к Наполеону. В подтверждение этого мнения, приведём указания русскому комиссару на о. Св. Елены графу де Бальмену: «В сношениях своих с Бонапартом соблюдайте ту умеренность и пощаду, которые вправе требовать положение столь деликатное и личное уважение к нему» [5].
Показательна динамика изменения отношения к Наполеону А.С. Пушкина. В 1814 г. для пятнадцатилетнего поэта в его «Воспоминаниях о Царском селе» Наполеон – «вселенной бич» [14, с. 8]. Подобные антинаполеоновские настроения сохраняются в стихотворении «Наполеон на Эльбе», в котором Бонапарт обличается как «губитель», «хищник» и «бич» [13]. Но через несколько лет после смерти первого императора французов в 1821 г. Пушкин пишет стихотворение «Наполеон». В нём Бонапарт предстаёт как «изгнанник» и «великий человек» [15], образ императора Франции возвеличивается. Пушкин к этому времени разочаровался в Александре I как в самодержце и, можно полагать, противопоставляет ему Наполеона как некую антитезу современного состояния России.
Романтизировали образ Бонапарта другие поэты. М.Ю. Лермонтов в стихах «Наполеон», «Святая Елена», «Последнее новоселье» называет Бонапарта «героем» [8; 10; 9]. В стихотворении «Святая Елена» он «великий», «изгнанник мрачный», «жертва вероломства» [10], а в «Последнем новоселье» предстаёт как «отец седых дружин, любимый сын молвы» [9].
Отметим, что Лермонтов написал это стихотворение по поводу перенесения праха Наполеона с острова Св. Елены в Парижский дом инвалидов в 1840 г. И.А. Амбарцумов замечает: «Наполеон для Лермонтова – великий человек, гений, обречённый на одиночество, не понятый «жалким и пустым» французским народом» [1]. В.И. Жуковский посвятил Бонапарту стихотворение «Ночной смотр» [4], в котором он, в отличие от Лермонтова, более сдержанно пишет о Бонапарте, не восхваляя его. Но сам факт написания этого стихотворения свидетельствует о том, что Наполеон пользовался в то время огромной популярностью в образованном русском обществе, что способствовало складыванию «Наполеоновской легенды».
По мнению Е.В. Тарле, «Наполеоновская легенда», сыгравшая впоследствии такую активную историческую роль, стала строиться задолго до Виктора Гюго и Гейне, до Гёте и Цедлица, до Пушкина и Лермонтова, до Бальзака и Беранже, до Мицкевича и Товянского, и до целого легиона поэтов, публицистов, политических деятелей и историков, мысль и чувство которых, а больше всего воображение, упорно обращались и надолго приковывались к этой гигантской фигуре, показавшейся Гегелю после Иены олицетворением «мирового духа», двигателем истории человечества» [19, с. 270]. Участники военных событий 1812-1814 гг. подвергают переосмыслению личность Наполеона. Артиллерийский полковник И.Т. Радожицкий в «Походных записках» уважительно пишет о Бонапарте, называя его «гением войны и политики», «великим» и «необычным человеком» [16].
Высоко отзывались о Наполеоне и участники движения декабристов. Слова П.И. Пестеля из разговора, где зашла речь о Бонапарте, на допросе передал К.Ф. Рылеев: «Вот истинно великий человек! По моему мнению, если уж иметь над собой деспота, то иметь Наполеона. Как он возвысил Францию! Сколько создал новых фортун! Он отличал не знатность, а дарование!» [6]. Против «реабилитации» Наполеона, выступал граф Ф.В. Ростопчин. В записке «Картина Франции 1823 года» он называет Бонапарта «гением зла, чьё появление, по воле Промысла, послужило небесною карою для всего рода человеческого» [7, стб. 965]. Религиозная аргументация сохраняющегося резко негативного отношения к Бонапарту звучит у А.С. Шишкова, который в 1820-х годах, после смерти Наполеона, писал: «Властолюбие, соединяясь с безверием, достигло до такой степени кровопийственного буйства, что возмутило спокойствие всех народов и навлекло на себя гнев Божий.
Его, а не человеческая рука поразила сие чудовище» [17, с. 456]. А.С. Шишков акцентирует внимание на том, что Наполеона, покусившегося на Россию, постигла кара Господа. В 1860-х годах Л.Н. Толстой в «Войне и мире» будет писать о «ложном идеале славы и величия, состоящем в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но и гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное сверхъестественное значение» [20, с. 50]. Феномен Наполеона стимулировал серьёзные размышления относительно этических проблем. Ф.М. Достоевский будет обличать «наполеоновскую идею», состоящую в том, что «великому человеку всё позволено», подчёркивая, что Раскольников из «Преступления и наказания», убив старуху-процентщицу, «хотел Наполеоном сделаться» [3, с. 200].
Итак, после отправки Наполеона в ссылку на о. Св. Елены в русском обществе начинается его своеобразная реабилитация. Он не враг, а мученик, изгнан- ник и герой. В формировании романтического образа Наполеона участвовали Пушкин, Лермонтов, Жуковский. Переоценивают своё отношение к Бонапарту и участники войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. Но всё же вра- ждебное отношение к Бонапарту совсем не могло исчезнуть, его трансляторами были пропагандисты Ф.В. Ростопчин и А.С Шишков.
Список источников и литературы
1. Амбарцумов И.А. Образ Наполеона I в русской официальной пропаганде, публицистике и общественном сознании первой четверти XIX века. Магистерская диссертация. URL: http://www.museum.ru/1812/library/Ambartsumov/part03.html (дата обращения: 21.03.2015)
2. Борисова А.В. Формирование образа врага в русском общественном сознании в период Отечественной войны 1812 г.// Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2012. №4 (20). С. 222-225.
3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М.:АСТ, 2010. 488. с.
4. Жуковский В.А. Ночной смотр. URL: http://rvb.ru/19vek/zhukovsky/01text/vol1/ 01versus/220.htm (дата обращения: 21.03.2015.)
5. Из бумаг графа де Бальмена. URL: http://adjudant.ru/napoleon/balmain02.htm (дата обращения: 21.03.2015).
6. Из показаний Кондратия Федоровича Рылеева. URL: http://decemb.hobby.ru/ index.shtml?archive/pokaz8 (дата обращения: 21. 03. 2015).
7. Картина Франции 1823 года. Представлена императору Александру Павловичу графом Ф.В. Ростопчиным // Русский архив. Год десятый. № 5. М., 1872. Стб. 965-985.
8. Лермонтов М.Ю. Наполеон. URL: http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/lerm06/ vol01/le1-045-.htm (дата обращения: 21.03.2015).
9. Лермонтов М.Ю. Последнее новоселье. URL: http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/fvers/l22/l220692.htm(дата обращения:21.03.2015).
10. Лермонтов М.Ю. Святая Елена. URL: http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/ lerm06/vol01/le1-194-.htm (дата обращения: 21. 03. 2015).
11. Письма разных лиц к Ивану Ивановичу Дмитриеву// Русский архив. Год четвертый. М., 1866. Стб. 1616-1730.
12. Половников Л.В. Образ Наполеона Бонапарта в России в период войн III и IV антифранцузских коалиций (1805-1807 гг.) // Человек и общество в условиях войн и революций: сборник материалов Всероссийской научной конференции (11 декабря 2014 г., Самара, СамГТУ). Вып.1 / отв. ред. Е.Ю. Семенова. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2014. С. 73-76.
13. Пушкин А.С. Наполеон на Эльбе (1815). URL: http://rvb.ru/pushkin/01text/ 01versus/03juv_misc/1815/0174.htm (дата обращения 21. 03. 2015).
14. Пушкин А. С. Сочинения. М.: «Олма-пресс», 2001. 236 с.
15. Пушкин. А.С. Наполеон. URL: http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/ 0217_22/1821/0110.htm (дата обращения: 21. 03. 2015).
16. Радожицкий И.Т. Походные записки артиллериста 1812 – 1816 гг. URL: http://adjudant.ru/lib/radozhitskiy01.htm (дата обращения: 21.03.2015).
17. «С Богом, верой и штыком!» Отечественная война 1812 года в мемуарах, документах и художественных произведениях. М.: Азбука. 2012. 526 с.
18. Сивков К.В. Война и цензура // Отечественная война и русское общество, 18121912: в 7 т. М.: Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1911. Т. 5. С. 121-129. 19. Тарле Е.В. Наполеон. М.: «Наука», 1991. 236 с. 20. Толстой Л. Н. Война и мир. Т. I-II. М.: Эксмо, 2008. 736 с.
Л.В. Половников
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь Научный руководитель: к.и.н., доцент Оболонкова М.А.
Другие новости и статьи
« Роль СССР в событиях начала Второй мировой войны (1939-1940 гг.): агрессия или миротворчество?
Информация для ответов на вопросы по Covid 2019 »
Запись создана: Суббота, 4 Апрель 2020 в 0:20 и находится в рубриках Начало XIX века.
метки: Наполеон
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика