9 Сентябрь 2018

Отражение личности Ф.М. Достоевского в творчестве писателя

oboznik.ru - Отражение личности Ф.М. Достоевского в творчестве писателя

oboznik.ru - Отражение личности Ф.М. Достоевского в творчестве писателя

oboznik.ru - Отражение личности Ф.М. Достоевского в творчестве писателя

Фёдор Михайлович Достоевский – личность уникальная и, безусловно, значимая. Он внёс большой вклад в литературу. Его творчество многое открыло для читателя, в частности, его личную жизнь, которую тоже нельзя оставлять без внимания, поскольку её эпизоды нашли отражение в творчестве писателя, а Достоевский являлся ярким представителем своей эпохи.

Цель данной работы – реконструировать личность Ф.М. Достоевского в героях его произведений. Источники, которые были привлечены к исследованию, представлены произведениями Ф.М. Достоевского («Братья Карамазовы» [2; 3], «Подросток» [7], «Записки из мёртвого дома» [4], «Игрок» [5], «Идиот» [6], «Преступление и наказание» [8]). Также в ходе исследования темы мы опирались на публикации биографов Ф.М. Достоевского – А. Бороздина [1], И.Л. Волгина [11], Е.А. Соловьёва [10]. Ф.М. Достоевский родился в семье небогатой и трудящейся.

Мать, Мария Фёдоровна, с ранних лет привила ему любовь к религии. Отец, Михаил Андреевич, был строг к нему и требователен, так как хотел таким образом уберечь его от жизненных невзгод. Детство для него считалось самой счастливой порою: несмотря на то, что в городе ему со своими братьями приходилось учиться и скрывать свои шалости от строгого отца, жизнь в деревне казалась Достоевскому – мальчику привлекательной, от того часто всплывала в памяти после.

Фёдор Михайлович неоднозначно относился к своему отцу. Авторы «Хроники рода Достоевских» отмечают: «Отец его был угрюмый, нервный и подозрительный человек, и всегда строго относился к детям… У этого литовца, обладавшего превосходными качествами, был большой порок: он пил и в состоянии опьянения был зол и недоверчив…» [11, c. 98].

Это отношение впоследствии передавалось в его произведениях. В романе «Подросток» его главный герой относился к своему отцу с уважением, и в то же время ненавидел его [7, глава 1, с. 5–15]. В «Братьях Карамазовых» отец Карамазовых слыл пьяницей и сладострастником, что вызывало неоднозначную реакцию у детей. Так, Дмитрий желал убить его. Фёдор Михайлович следующим образом описал это: «Зачем живёт такой человек!» [2, часть 1, кн. 1, глава 6, с. 79], «А не убил, так ещё приду убить…» [2, часть 1, кн. 3, глава 9, с. 149]. Другой из братьев, Иван, презирал отца [2, часть 1, кн. 3, глава 8, с. 142], а Алёша же относился к нему с пониманием и всегда прощал его шалости: «…Нет, не сержусь. Я ваши мысли знаю. Сердце у вас лучше головы…» [2, часть 1, кн. 3, глава 8, с. 144].

Существуют две версии смерти отца Федора Михайловича. По документам он умер от апоплексического удара, но, согласно слухам, Михаила Андреевича убили собственные крестьяне. Этой версии придерживались его родственники, которые сообщали: «Мой дед Михаил всегда был строг с крепостными. Чем больше он пил, тем более жестоким он становился, пока, в конце концов, они его не убили… Мне всегда казалось, что Достоевский, создавая образ старика Карамазова, думал о своём отце» [11, с. 100–101]. Так же, стоит упомянуть, что у Достоевского-младшего была неуравновешенная, буйная душа, которая из-за строгого воспитания деформировалась в недоверчивую, истеричную.

Биограф Достоевского отмечал: «Жизнь Достоевского – это полная трагизма борьба гения с рынком… Достоевский был несомненным психопатом, не помешанным, что не то же самое. В детстве он страдал галлюцинациями, потом падучей. Но и, кроме этого, у него ярко были выраженные признаки мнительности и истеричности характера… это неустойчивое равновесие психических отравлений, чрезмерно лёгкая возбудимость, необыкновенно сильная реакция психического механизма и быстрая смена его возбуждений. В характере такого рода больных бросается в глаза пёстрая смесь построений и аффектов, симпатий и антипатий, представлений то весёлых, то грозных, то серьёзных, то низменных, то с философским пошибом; стремлений полных энергией, но скоро пропадающих…

У этих больных есть и другая замечательная черта – самолюбие! Они самые наивные эгоисты, говорят только о себе и постоянно, с самым живым интересом, стараются обратить на себя всеобщее внимание, возбудить участие, заинтересовать всех своей личностью, своею болезнью и даже пороками…» [10, глава 1]. На протяжении всего жизненного пути Достоевский слыл человеком нервным, импульсивным. Ему трудно было сходиться с людьми, в молодости он считался гордым и себялюбивым, очень распалялся при критике.

Эти качества очень часто встречаются в его персонажах, им передаётся нервозность, постоянное возбуждение от чего-либо, необузданность и страстность. В романе «Преступление и наказание» его главный герой, Раскольников, противопоставлял себя всему миру, сам вершил своё правосудие. В результате его действий пострадал, по его мнению, совсем невинный человек – Лизавета [8, часть 1, глава 7]. Вся тяжесть его поступка проступала в его облике – нервозность, горячка [8, часть 1, глава 6; часть 2, глава 3].

В романе «Братья Карамазовы» старик Карамазов из вредности устраивал каламбуры, кутил и желал, чтобы его принимали таким, какой он есть [2, часть 1, кн. 1–3, с. 7–163], Дмитрий Карамазов страдал врождённой «карамазовщиной», метался между грехом и правильным поступком [2, часть 1, кн. 3, главы 3–5, с. 108–130]. В «Подростке» главный герой всё стремился доказать свою зрелость, но своими действиями убеждал всех вокруг и себя лишь в обратном [7, с. 3–480]. В произведениях Федора Михайловича всплывает и такой аспект – он слыл человеком азартным. В качестве примера приведём следующий. Проиграв все свои деньги и наличность своей подруги, Полины Сусловой, он заключил контракт с издательством на скорейшее написание нового романа «Игрок» [9]. Суслова считается прототипом героини романа – Полины Александровны.

Мучительные отношения главного героя с Полиной являются интерпретацией непростых отношений Достоевского с Сусловой: «Полине ужасно не нравились мои вопросы, и я видел, что ей хотелось разозлить меня тоном и дикостию своего ответа; я об этом ей тотчас же сказал. – Что ж, меня действительно развлекает, как вы беситесь. Уж за одно то, что я позволяю вам делать такие вопросы и догадки, следует вам расплатиться. – Я действительно считаю себя вправе делать вам всякие вопросы, – отвечал я спокойно, – именно потому, что готов как угодно за них расплатиться, и свою жизнь считаю теперь ни во что… – Вы мне в последний раз, на Шлангенберге, сказали, что готовы по первому моему слову броситься вниз головою, а там, кажется, до тысячи футов.

Я когда-нибудь произнесу это слово единственно затем, чтоб посмотреть, как вы будете расплачиваться, и уж будьте уверены, что выдержу характер. Вы мне ненавистны, -– именно тем, что я так много вам позволила, и еще ненавистнее тем, что так мне нужны. Но покамест вы мне нужны – мне надо вас беречь» [5, глава 1]. Первая жена Ф.М. Достоевского – Мария Дмитриевна – была женщина «души самой возвышенной и восторженной», как отмечается в «Хронике рода Достоевских», она «Сгорала, можно сказать, в огне от этой восторженности, в стремлении к идеалу. Идеалистка была в полном смысле слова – да! И чиста, и наивна притом была совсем как ребёнок» [11, с. 393]. Она являлась прототипом главных героинь в романах писателя: Катерина Ивановна в «Братьях Карамазовых», женщина, полюбившая старшего брата Дмитрия только из собственной гордости, находящая в своей любви благородство, так ей угождающее [2, часть 1, кн. 3, глава 10, с. 153–163; часть 2, кн. 4, глава 5, с. 196–207]; Агата из «Идиота» [6, с. 105-106].

Фёдор Михайлович участвовал в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. За это его арестовали и приговорили к смертной казни, но впоследствии её отменили. Один из приговорённых к казни сошёл с ума [10], и, основываясь на этом, Достоевский после передал его ощущения словами князя Мышкина в романе «Идиот»: «…ему всё хотелось представить себе как можно скорее и ярче, что вот как это так: он теперь есть и живёт, а через три минуты будет уже нечто, кто-то или что-то…» [6, глава 5, с. 80]. После разоблачения деятельности участников кружка Петрашевского Достоевского отправили на каторгу [1], после которой спустя десять лет он поделился своими вынесенными из данного злоключения впечатлениями в повести «Записки из мёртвого дома». В них Достоевский писал: «…Помню ясно, что с первого шагу в этой жизни поразило меня то, что я как будто и не нашёл в ней ничего поражающего…» [4, с. 21]; «С самого первого дня моей жизни в остроге я уже начал мечтать о свободе…» [4, с. 95]. Каторга не изменила в нём нервозности, но научила его смирению.

Среди арестантов, которые относились к нему с недоверием, сторонились, в условиях, где дозволено немного, он осознал свою незначительность. Каторга стала уроком народной правды Достоевского. После каторги для Достоевского истинная жизнь – это борьба с внутренним, нравственным злом, которое пребывает в каждом из нас. И в своих произведениях он наказывал бесчинствующих страданием: Раскольникова отправил на каторгу [8, часть 6, глава 8; Эпилог], Федор Павлович Карамазов умер насильственной смертью [3, часть 3, кн. 8, главы 4, 8], Дмитрий Карамазов отправился под арест [3, часть 3, кн. 9, глава 9, с. 191]. В своём последнем романе «Братья Карамазовы» Федор Михайлович отразил три последовательных этапа эволюции своей личности – Достоевский ранний, романтический (Дмитрий, который всегда идёт на поводу своих чувств, действует наперекор здравому смыслу), атеистический (Иван, которому присущи скрытность, неопределённость в идеях, надменность), поздний (Алёша, которому свойственны всепрощение, легкость и искренность, осознание своих пороков и активная борьба с ними). Я считаю, что «Братья Карамазовы» – самое значительное произведение Достоевского, в котором он словно подвёл итоги своей жизни, объединил полученный опыт и передал его читателю.

Список источников и литературы

1. Бороздин А. Достоевский Федор Михайлович // Русский биографический словарь: в 25 тт. Т. VI. Дабелов – Дядьковский. СПб.: Тип. Товарищество «Общественная польза». С. 608–669. Доступ из локальной сети Электронной библиотеки Руниверс. URL: http://www.runivers.ru/lib/book7666/436250/ (дата обращения: 25.03.2015). 2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Части 1 (Книга 1, 2, 3), 2 (Книга 4, 5, 6). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. 343 с.

3. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Части 3 (Книга 7, 8, 9), 4 (Книга 10, 11, 12, Эпилог). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. 471 с.

4. Достоевский Ф.М. Записки из мёртвого дома. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1983. 292 с.

5. Достоевский Ф.М. Игрок Доступ из локальной сети Проекта «Собрание классики» Библиотеки Мошкова (Lib.ru/Класика). URL:http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/ text_0050.shtml (дата обращения: 10.03.2015).

6. Достоевский Ф.М. Идиот. Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1982. 672 с.

7. Достоевский Ф.М. Подросток. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1983. 480 с.

8. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Доступ из локальной сети Проекта «Собрание классики» Библиотеки Мошкова (Lib.ru/Класика). URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml (дата обращения: 18.03.2015).

9. Игрок (роман). История создания. Сюжет. Культурное влияние. URL: http://www.cultin.ru/books-igrok-roman (дата обращения: 23.03.2015).

10. Соловьев Е.А. Достоевский. Его жизнь и литературная деятельность. Биографическая библиотека Флорентия Павленкова. Доступ из локальной сети Проекта «Собрание классики» Библиотеки Мошкова (Lib.ru/Класика). URL: http://az.lib.ru/s/ solowxewandreewich_e_a/text_0080.shtml (дата обращения: 20.03.2015).

11. Хроники рода Достоевских / под ред. И.Л. Волгина. М.: Фонд Достоевского, 2012. 1232 с. URL: http://www.fedordostoevsky.ru/files/pdf/volgin_chronicle.pdf (дата обращения: 20.03.2015).

Е.С. Васильева

Самарский государственный технический университет, Самара Научный руководитель: д.и.н., доцент, профессор Семенова Е.Ю.

Другие новости и статьи

« От «царского» к «советскому» – кожанка и будёновка как символы революционных перемен пространства повседневности России 1917–1920-х гг.

Юрий Андропов. Легендарная личность »

Запись создана: Воскресенье, 9 Сентябрь 2018 в 5:00 и находится в рубриках Новости.

метки: , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика