Отражение личности Ф.М. Достоевского в творчестве писателя



Отражение личности Ф.М. Достоевского в творчестве писателя

oboznik.ru - Отражение личности Ф.М. Достоевского в творчестве писателя

oboznik.ru - Отражение личности Ф.М. Достоевского в творчестве писателя

oboznik.ru - Отражение личности Ф.М. Достоевского в творчестве писателя

Фёдор Михайлович Достоевский – личность уникальная и, безусловно, значимая. Он внёс большой вклад в литературу. Его творчество многое открыло для читателя, в частности, его личную жизнь, которую тоже нельзя оставлять без внимания, поскольку её эпизоды нашли отражение в творчестве писателя, а Достоевский являлся ярким представителем своей эпохи.

Цель данной работы – реконструировать личность Ф.М. Достоевского в героях его произведений. Источники, которые были привлечены к исследованию, представлены произведениями Ф.М. Достоевского («Братья Карамазовы» [2; 3], «Подросток» [7], «Записки из мёртвого дома» [4], «Игрок» [5], «Идиот» [6], «Преступление и наказание» [8]). Также в ходе исследования темы мы опирались на публикации биографов Ф.М. Достоевского – А. Бороздина [1], И.Л. Волгина [11], Е.А. Соловьёва [10]. Ф.М. Достоевский родился в семье небогатой и трудящейся.

Мать, Мария Фёдоровна, с ранних лет привила ему любовь к религии. Отец, Михаил Андреевич, был строг к нему и требователен, так как хотел таким образом уберечь его от жизненных невзгод. Детство для него считалось самой счастливой порою: несмотря на то, что в городе ему со своими братьями приходилось учиться и скрывать свои шалости от строгого отца, жизнь в деревне казалась Достоевскому – мальчику привлекательной, от того часто всплывала в памяти после.

Фёдор Михайлович неоднозначно относился к своему отцу. Авторы «Хроники рода Достоевских» отмечают: «Отец его был угрюмый, нервный и подозрительный человек, и всегда строго относился к детям… У этого литовца, обладавшего превосходными качествами, был большой порок: он пил и в состоянии опьянения был зол и недоверчив…» [11, c. 98].

Это отношение впоследствии передавалось в его произведениях. В романе «Подросток» его главный герой относился к своему отцу с уважением, и в то же время ненавидел его [7, глава 1, с. 5–15]. В «Братьях Карамазовых» отец Карамазовых слыл пьяницей и сладострастником, что вызывало неоднозначную реакцию у детей. Так, Дмитрий желал убить его. Фёдор Михайлович следующим образом описал это: «Зачем живёт такой человек!» [2, часть 1, кн. 1, глава 6, с. 79], «А не убил, так ещё приду убить…» [2, часть 1, кн. 3, глава 9, с. 149]. Другой из братьев, Иван, презирал отца [2, часть 1, кн. 3, глава 8, с. 142], а Алёша же относился к нему с пониманием и всегда прощал его шалости: «…Нет, не сержусь. Я ваши мысли знаю. Сердце у вас лучше головы…» [2, часть 1, кн. 3, глава 8, с. 144].

Существуют две версии смерти отца Федора Михайловича. По документам он умер от апоплексического удара, но, согласно слухам, Михаила Андреевича убили собственные крестьяне. Этой версии придерживались его родственники, которые сообщали: «Мой дед Михаил всегда был строг с крепостными. Чем больше он пил, тем более жестоким он становился, пока, в конце концов, они его не убили… Мне всегда казалось, что Достоевский, создавая образ старика Карамазова, думал о своём отце» [11, с. 100–101]. Так же, стоит упомянуть, что у Достоевского-младшего была неуравновешенная, буйная душа, которая из-за строгого воспитания деформировалась в недоверчивую, истеричную.

Биограф Достоевского отмечал: «Жизнь Достоевского – это полная трагизма борьба гения с рынком… Достоевский был несомненным психопатом, не помешанным, что не то же самое. В детстве он страдал галлюцинациями, потом падучей. Но и, кроме этого, у него ярко были выраженные признаки мнительности и истеричности характера… это неустойчивое равновесие психических отравлений, чрезмерно лёгкая возбудимость, необыкновенно сильная реакция психического механизма и быстрая смена его возбуждений. В характере такого рода больных бросается в глаза пёстрая смесь построений и аффектов, симпатий и антипатий, представлений то весёлых, то грозных, то серьёзных, то низменных, то с философским пошибом; стремлений полных энергией, но скоро пропадающих…

У этих больных есть и другая замечательная черта – самолюбие! Они самые наивные эгоисты, говорят только о себе и постоянно, с самым живым интересом, стараются обратить на себя всеобщее внимание, возбудить участие, заинтересовать всех своей личностью, своею болезнью и даже пороками…» [10, глава 1]. На протяжении всего жизненного пути Достоевский слыл человеком нервным, импульсивным. Ему трудно было сходиться с людьми, в молодости он считался гордым и себялюбивым, очень распалялся при критике.

Эти качества очень часто встречаются в его персонажах, им передаётся нервозность, постоянное возбуждение от чего-либо, необузданность и страстность. В романе «Преступление и наказание» его главный герой, Раскольников, противопоставлял себя всему миру, сам вершил своё правосудие. В результате его действий пострадал, по его мнению, совсем невинный человек – Лизавета [8, часть 1, глава 7]. Вся тяжесть его поступка проступала в его облике – нервозность, горячка [8, часть 1, глава 6; часть 2, глава 3].

В романе «Братья Карамазовы» старик Карамазов из вредности устраивал каламбуры, кутил и желал, чтобы его принимали таким, какой он есть [2, часть 1, кн. 1–3, с. 7–163], Дмитрий Карамазов страдал врождённой «карамазовщиной», метался между грехом и правильным поступком [2, часть 1, кн. 3, главы 3–5, с. 108–130]. В «Подростке» главный герой всё стремился доказать свою зрелость, но своими действиями убеждал всех вокруг и себя лишь в обратном [7, с. 3–480]. В произведениях Федора Михайловича всплывает и такой аспект – он слыл человеком азартным. В качестве примера приведём следующий. Проиграв все свои деньги и наличность своей подруги, Полины Сусловой, он заключил контракт с издательством на скорейшее написание нового романа «Игрок» [9]. Суслова считается прототипом героини романа – Полины Александровны.

Мучительные отношения главного героя с Полиной являются интерпретацией непростых отношений Достоевского с Сусловой: «Полине ужасно не нравились мои вопросы, и я видел, что ей хотелось разозлить меня тоном и дикостию своего ответа; я об этом ей тотчас же сказал. – Что ж, меня действительно развлекает, как вы беситесь. Уж за одно то, что я позволяю вам делать такие вопросы и догадки, следует вам расплатиться. – Я действительно считаю себя вправе делать вам всякие вопросы, – отвечал я спокойно, – именно потому, что готов как угодно за них расплатиться, и свою жизнь считаю теперь ни во что… – Вы мне в последний раз, на Шлангенберге, сказали, что готовы по первому моему слову броситься вниз головою, а там, кажется, до тысячи футов.

Я когда-нибудь произнесу это слово единственно затем, чтоб посмотреть, как вы будете расплачиваться, и уж будьте уверены, что выдержу характер. Вы мне ненавистны, -– именно тем, что я так много вам позволила, и еще ненавистнее тем, что так мне нужны. Но покамест вы мне нужны – мне надо вас беречь» [5, глава 1]. Первая жена Ф.М. Достоевского – Мария Дмитриевна – была женщина «души самой возвышенной и восторженной», как отмечается в «Хронике рода Достоевских», она «Сгорала, можно сказать, в огне от этой восторженности, в стремлении к идеалу. Идеалистка была в полном смысле слова – да! И чиста, и наивна притом была совсем как ребёнок» [11, с. 393]. Она являлась прототипом главных героинь в романах писателя: Катерина Ивановна в «Братьях Карамазовых», женщина, полюбившая старшего брата Дмитрия только из собственной гордости, находящая в своей любви благородство, так ей угождающее [2, часть 1, кн. 3, глава 10, с. 153–163; часть 2, кн. 4, глава 5, с. 196–207]; Агата из «Идиота» [6, с. 105-106].

Фёдор Михайлович участвовал в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. За это его арестовали и приговорили к смертной казни, но впоследствии её отменили. Один из приговорённых к казни сошёл с ума [10], и, основываясь на этом, Достоевский после передал его ощущения словами князя Мышкина в романе «Идиот»: «…ему всё хотелось представить себе как можно скорее и ярче, что вот как это так: он теперь есть и живёт, а через три минуты будет уже нечто, кто-то или что-то…» [6, глава 5, с. 80]. После разоблачения деятельности участников кружка Петрашевского Достоевского отправили на каторгу [1], после которой спустя десять лет он поделился своими вынесенными из данного злоключения впечатлениями в повести «Записки из мёртвого дома». В них Достоевский писал: «…Помню ясно, что с первого шагу в этой жизни поразило меня то, что я как будто и не нашёл в ней ничего поражающего…» [4, с. 21]; «С самого первого дня моей жизни в остроге я уже начал мечтать о свободе…» [4, с. 95]. Каторга не изменила в нём нервозности, но научила его смирению.

Среди арестантов, которые относились к нему с недоверием, сторонились, в условиях, где дозволено немного, он осознал свою незначительность. Каторга стала уроком народной правды Достоевского. После каторги для Достоевского истинная жизнь – это борьба с внутренним, нравственным злом, которое пребывает в каждом из нас. И в своих произведениях он наказывал бесчинствующих страданием: Раскольникова отправил на каторгу [8, часть 6, глава 8; Эпилог], Федор Павлович Карамазов умер насильственной смертью [3, часть 3, кн. 8, главы 4, 8], Дмитрий Карамазов отправился под арест [3, часть 3, кн. 9, глава 9, с. 191]. В своём последнем романе «Братья Карамазовы» Федор Михайлович отразил три последовательных этапа эволюции своей личности – Достоевский ранний, романтический (Дмитрий, который всегда идёт на поводу своих чувств, действует наперекор здравому смыслу), атеистический (Иван, которому присущи скрытность, неопределённость в идеях, надменность), поздний (Алёша, которому свойственны всепрощение, легкость и искренность, осознание своих пороков и активная борьба с ними). Я считаю, что «Братья Карамазовы» – самое значительное произведение Достоевского, в котором он словно подвёл итоги своей жизни, объединил полученный опыт и передал его читателю.

Список источников и литературы

1. Бороздин А. Достоевский Федор Михайлович // Русский биографический словарь: в 25 тт. Т. VI. Дабелов – Дядьковский. СПб.: Тип. Товарищество «Общественная польза». С. 608–669. Доступ из локальной сети Электронной библиотеки Руниверс. URL: http://www.runivers.ru/lib/book7666/436250/ (дата обращения: 25.03.2015). 2. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Части 1 (Книга 1, 2, 3), 2 (Книга 4, 5, 6). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. 343 с.

3. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Части 3 (Книга 7, 8, 9), 4 (Книга 10, 11, 12, Эпилог). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982. 471 с.

4. Достоевский Ф.М. Записки из мёртвого дома. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1983. 292 с.

5. Достоевский Ф.М. Игрок Доступ из локальной сети Проекта «Собрание классики» Библиотеки Мошкова (Lib.ru/Класика). URL:http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/ text_0050.shtml (дата обращения: 10.03.2015).

6. Достоевский Ф.М. Идиот. Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1982. 672 с.

7. Достоевский Ф.М. Подросток. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1983. 480 с.

8. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Доступ из локальной сети Проекта «Собрание классики» Библиотеки Мошкова (Lib.ru/Класика). URL: http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0060.shtml (дата обращения: 18.03.2015).

9. Игрок (роман). История создания. Сюжет. Культурное влияние. URL: http://www.cultin.ru/books-igrok-roman (дата обращения: 23.03.2015).

10. Соловьев Е.А. Достоевский. Его жизнь и литературная деятельность. Биографическая библиотека Флорентия Павленкова. Доступ из локальной сети Проекта «Собрание классики» Библиотеки Мошкова (Lib.ru/Класика). URL: http://az.lib.ru/s/ solowxewandreewich_e_a/text_0080.shtml (дата обращения: 20.03.2015).

11. Хроники рода Достоевских / под ред. И.Л. Волгина. М.: Фонд Достоевского, 2012. 1232 с. URL: http://www.fedordostoevsky.ru/files/pdf/volgin_chronicle.pdf (дата обращения: 20.03.2015).

Е.С. Васильева

Самарский государственный технический университет, Самара Научный руководитель: д.и.н., доцент, профессор Семенова Е.Ю.



Другие новости и статьи

« От «царского» к «советскому» – кожанка и будёновка как символы революционных перемен пространства повседневности России 1917–1920-х гг.

Юрий Андропов. Легендарная личность »

Запись создана: Воскресенье, 9 Сентябрь 2018 в 5:00 и находится в рубриках Новости.

Метки: , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы