Сравнительная характеристика религиозно-политической деятельности Эхнатона и князя Владимира Святославовича



Сравнительная характеристика религиозно-политической деятельности Эхнатона и князя Владимира Святославовича

oboznik.ru - Сравнительная характеристика религиозно-политической деятельности Эхнатона и князя Владимира Святославовича

Религия всегда занимала и занимает важное место в жизни каждого человека. Она тесно связана с различными составляющими жизни людей, такими как культура, мировоззрение, социальные отношения. Основываясь на историческом значении принятия единой веры, мы получили огромное наследие из нашего далёкого прошлого. Но мало кто обращал внимание на закономерности исторического развития, одной из таковых явлений можно найти при сравнении религиозных реформ древнеегипетского фараона Аменхотепа IV, более известного как Эхнатон, и князя Владимира. Одна из первых религиозных реформ Владимира, проведенная в 980 г., нашла отражение в главном источнике по изучению истории Древней Руси– Повести Временных лет.

Из ее содержания, мы видим: «Нача къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго: Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат, и Хърса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семарьгла, и Макошь» [5, c. 149]. Таким образом, летописец описывает отнюдь не привычное действие для киевлян – установку идолов на княжеском дворе, чего ранее никто не делал. У этой реформы, которая была принята сразу после захвата власти в Киеве, было три цели: во-первых, ограничить влияние христианской Византии на языческую Русь; во-вторых, то, что во главе пантеона стоял Перун-бог громовержец, покровитель военных успехов, укрепило положение князя, который являлся предводителем дружины.

В-третьих, Владимир уменьшил значение варяжских наемных дружинников тем, что новый пантеон не включал богов скандинавского происхождения. В ходе этой реформы, верховными назначались шесть языческих славянских богов: Даждьбог (бог плодородия и света), Стрибог (бог ветра), Симаргл (бог почвы), Хорс (бог Солнца), Макошь (богиня плодородия) и Перун (бог грома и молний), который назначался главенствующим среди них. Далее на княжеском дворе, как было сказано ранее, были выставлены 6 идолов, причем у верховного идола голова была из серебра, а усы из золота, когда остальные статуи были деревянными.

Это способствовало тому, что все культы божеств каждого поселения были упразднены и взамен им были даны ранее перечисленные боги, что в свою очередь должно было объединить людей. В результате этой реформы, князь Владимир и вошел в историю под прозвищем «Красное Солнышко». Про данную реформу, проведённую Владимиром, написано большое количество научной и художественной литературы. Одной из главных идей всех научных изысканий являются попытки истолкования божеств. Так в 1916 г. одним из первых, кто пытался истолковать имя Симаргла, был учёный Н.М. Гальковский. Он сопоставлял Симаргла с древнеиранской мифической птицей [2, c. 328]. Но после Первой Мировой войны его труды были забыты. В советское время К.В. Тревер подтвердила мнение этого дореволюционного историка [6, c. 47].

Другой современный историк В.И. Петрушко утверждает, что «языческий культ – страшное сатанистское по своей сути явление, при Владимире приобрело ещё более свирепый характер: помимо ужасающих варварских ритуалов стали применяться доселе почти неизвестные славянам человеческие жертвоприношения» [4, c. 36]. Таким образом, реформа, проведённая Владимиром Святославичем в 980 г., сразу была обеспечена на крах. Потому что, во-первых, вопреки строгим санкциям за поклонение старым богам, контролировать этот процесс было невозможно. Во-вторых, «отделение» от Византии, с которой были крепкие торговые отношения, так же не могло оказать положительного результата, и, втретьих, самое главное – Русь продолжала оставаться языческой, что так же подрывало её авторитет на международной арене при общении с «цивилизованными» государствами.

Приблизительно за полторы тысячи лет до Владимира в Египте Аменхотеп IV проводил свою религиозную реформу, так же обреченную на крах. Его правление в Египте стало временем невероятной религиозной реформы, впоследствии получившей название «Атонистическая революция». Но причины её остаются не вполне ясными. Некоторые историки считают, что Эхнатон хотел с помощью реформы лишить власти жрецов Амона, которые считали его незаконным правителем, т.к. его мать-царица Тия не была представителем царской династии. Другие считают, что причиной может служить желание фараона объединить Египет, потому что в каждом египетском номе почитался свой бог, который мог быть враждебен к богу другого нома, что так же мешало объединению государства. В свою очередь историк М.А. Коростовцев сказал, что «переворот Эхнатона был в сущности чисто мировоззренческим» [3, c. 36].

В ходе реформы Аменхотеп IV на третьем году своего царствования начинает косвенно упоминать Атона как божество. На четвертом году правления прекращается строительство храмов, посвященных Амону, в то время как в Карнаке начинается строительство грандиозного храма в честь Атона. Позже, примерно на шестом году царствования, фараон возводит новую столицу – Ахетатон, что в переводе означает «Небосклон Атона» и меняет свое имя на Эхнатон («Угодный Атону»), но до низложения культа Амона еще далеко. Лишь после двенадцати лет правления культ Амона низложен, поклонение ему жестоко преследуется, статуи уничтожаются, так же подвергаются гонениям все боги Фиванской триады, помимо Амона, – это его жена Мут и их сын Хонсу, но культ всех прочих богов не упраздняется. Только спустя несколько лет прочие божества запрещаются, а солнцепоклонничество становится неистовым [1, c. 257]. Итогом реформы стало возвращение, после смерти фараона, к старым традиционным религиозным устоям и подрыв царской власти, но несмотря на эти отрицательные стороны модернизация способствовала невероятному культурному расцвету, в которой в противовес традициям появился признак реализма, что можно наблюдать в бюстах фараона и его жены – царицы Нефертити.

При рассмотрении религиозных реформ Эхнатона и Владимира Святославовича на первый взгляд нет ни чего общего, т. к. они проходили в разные исторические периоды, но если подробно изучить каждую из них, то можно найти некую схожесть. Во-первых, и в Египте, и на Руси верховным назначался раннее известный языческий бог (Перун на Руси, Атон в Египте), которому строились храмы (в Египте) либо возводились идолы (на Руси). Во-вторых, можно сопоставить один из этапов реформы в Египте (культы всех прочих богов продолжают почитаться, но верховным среди них назначался Атон) с языческой реформой Владимира в целом (прежде всего верховным становился Перун – бог грома и молнии, покровитель дружины, а также из всей массы богов он выделяет пять наиболее главных). Так же схожи причины этих реформ.

Одной из причин Атонистической революции являлось желание фараона объединить народ Египта, где в каждом городе почитался свой бог, нередко являющийся враждебным по отношению к богу другого города. Такое многобожие мешало объединению египетского народа в единое целое. Одной из причин религиозной реформы кн. Владимира было так же желание добиться объединения славянских земель. Таким образом, реформы Владимира и Эхнатона не оправдали ожиданий и не достигли поставленной цели. На Руси реформа оказалась безрезультатной, потому что славяне продолжали оставаться язычниками, а в Египте преобразования привели к падению авторитета царской власти.

Список источников и литературы

1. Брэстед Д.Г. История Египта с древнейших времен до персидского завоевания T.I-II. M.: Книгоиздательство М. и С. Сабашниковых, 1915. 346 с.

2. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М.: Индрик, 2000. 700 с.

3. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М.: Наука, 1976. 336 с. 4. Петрушко В.И. История русской церкви с древнейших времен до установления патриаршества. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2005. 358 с. 5. Повесть временных лет // Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. СПб.: Наука, 1997. 627 с. 6. Тревер К.В. Собака-птица: Сэнмурв и Паскудж. М.: ИГАИМК, 1933. 328 с.

См. также: Хитрость духа. Почему князь Владимир крестил Русь
Владимир I: от язычника к Крещению Руси

А.И. Гейко Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург Научный руководитель: к.и.н., доцент кафедры истории России Петрич Л.В



Другие новости и статьи

« «Польский вопрос» на международных конференциях в годы Второй мировой войны

История современной ландшафтной архитектуры в странах Восточной Азии »

Запись создана: Пятница, 18 Декабрь 2015 в 11:11 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы