Владимир I: от язычества к христианству
В этом, 2015 г., отмечалось 1000-летие со дня смерти Святого равноапостольного великого князя Киевского Владимира I (Красное Солнышко). В знак уважения и признания данной личности Российским военно-историческим обществом было принято решение установить к 15 июля 2015 г. в Москве на Воробьёвых горах памятник крестителю Руси. Официально с 988 г. начался христианский (в дальнейшем – православный) этап истории Руси [7]. Многие исследователи Древней Руси не обошли вниманием личность князя Владимира.
Страницы «Повести временных лет» посвящены его деятельности. Нестор описал военные походы, пышные пиры и, конечно, духовное прозрение Владимира при выборе веры и крещение Руси. Народные предания и легенды, дружинные песни и былины, связанные с именем Владимира, представил Н.Ф. Котляр [4, с. 57]. Былинные сказители называли князя – Владимир Красное Солнышко, главную заслугу его видели в защите родной земли от хищных кочевников-печенегов. Крупнейшие представители русской историографии XIX в. Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев восторженно отзывались о князе [4, с. 57]. Мнение предшественников поддержал Д.И. Иловайский, который писал, что в начале своего правления Владимир был ревностным язычником, отличался жестокостью и склонностью к многоженству. Введя христианство, князь резко изменился сам и изменил политику государства [4, с. 57–58]. Из современных историков такую точку зрения разделяет Ю.Ф. Козлов [4, с. 58].
В книге В.А. Руднева, посвящённой личности Владимира, он предстаёт символом национальной гордости, самобытности и независимости Руси [4, с. 58]. Интересом нашего исследования является собственное осмысление облика бывшего язычника, ставшего впоследствии христианином, изменившим на века вектор развития страны. Принятие Киевской Русью христианства как государственной религии определялось рядом причин, в том числе возникновением в VIII–IX вв. раннефеодального строя. Требовались изменения в религиозной области. Христианство являлось одной из господствующих мировых религий средневековья, оно обожествляло государственную власть, что соответствовало условиям Руси и привлекло внимание Владимира I – великого князя Киевского. [9, с. 14–15]. Родился Владимир Святославович в 960 г. [6, с. 100]. С помощью родни сумел стать князем в Новгороде. Затем он захватил Полоцкую землю. И, наконец, опираясь на варяжские войска, нанятые им на Балтике, сверг с великокняжеского престола киевского князя Ярополка и стал верховным властелином Руси [4, с. 56]. Владимир сделал своей наложницей вдову князя Ярополка. Как язычник, он мог владеть не одной женой. Были они у него из разных земель. От них он имел двенадцать сыновей и двух дочерей. Кроме того, «наложниц было у него
300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове». Летописец, должно быть, кое в чем преувеличил «вожделение» и «ненасытность» Владимира, желая для контраста подчеркнуть, что качества эти были присущи ему в языческий период его жизни и что, став христианином, он переродился [8, с. 240]. Чтобы укрепить свой авторитет среди киевлян, Владимир заявил о своей решительной преданности испытанной языческой вере. Он поставил на холме «кумиры» – скульптурные изображения богов, которым все поклонялись, приносили жертвы после успешных походов [8, с. 240]. Военные акции способствовали расширению границ государства и укреплению власти Владимира.
Однако самому князю и его окружению постоянно приходилось сталкиваться с недовольством и сопротивлением покорённых народов. Жизнь настоятельно требовала идеологического оправдания почти ничем не ограниченной власти князя. Помимо этого, появилась необходимость выхода Руси на европейскую политическую арену и её равноправного присутствия среди других государств, что было невозможно для языческой Руси [4, с. 56]. Летописное повествование о «выборе вер» Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» решил принять христианство от Византии в качестве новой государственной религии. Во время его встреч с греческим духовенством подолгу обсуждались условия перехода Руси в православие.
Владимиру хотелось иметь под рукой независимую от Константинополя церковь, однако пришлось согласиться с тем, что на высшие церковные должности будут назначаться греческие иерархи [2]. Почему князь остановил свой выбор на «греческой вере»? Б.Н. Путилов отметил, что в древнерусской литературе решение Владимира объяснялось в первую очередь божественным вмешательством. Объяснений же исторического порядка несколько. Самое простое: греческое православие уже пустило свои корни в Киеве; здесь стояли греческие церкви и были, пусть небольшие, христианские общины; бабка Владимира, княгиня Ольга, стала христианкой – неужели же она не старалась открыть малолетнему внуку красоту и силу новой религии?
А главное – принятие христианства должно было закрепить давние связи Руси с Византией и Болгарией, помирить их навсегда, открыть двери просвещению, не говоря уже о политической и торговой стороне дела [8, с. 243–244]. Как же произошло крещение Руси? Рассмотрим одну из версий. Мысль о принятии христианства укрепилась к 987 г. в сознании Владимира, нужен был внешний толчок, чтобы дать ей ход. И такой толчок последовал. Греческий император Василий оказался в большой опасности и обратился за помощью к русскому князю. Владимир готов был помочь, но при условии, что Василий выдаст за него свою сестру Анну. Такой брак назывался династическим и нужен был русскому князю для того, чтобы укрепить связи с Грецией и вообще повысить международный авторитет – свой и Киева. Оказалось, что греческая сторона выдать за него Анну согласна – но с одной оговоркой: Владимир должен принять христианство [8, с. 244–245].
Владимир крестился в киевской церкви и с ним – его бояре. Однако греки не спешили выполнить свою часть договора, и спустя год Владимир, собрав сильную дружину, двинулся на Корсунь, греческий город, и одержал победу. Владимир пригрозил захватить столицу Византии, если договор о браке не будет выполнен. Анна не хотела замуж за русского князя, но ее уговорили, и она, простившись со всеми, на корабле отправилась через море. Приехав в Корсунь, Анна застала Владимира больным, он перестал видеть, и дала она ему совет: «Если хочешь избавиться от болезни этой, крестись поскорей». Епископ корсунский крестил Владимира и возложил руку на него, и князь тотчас же прозрел и сказал: «Теперь узнал я истинного Бога». Значит ли это, что Владимир не принимал крещения в Киеве или что в Корсуни он крестился во второй раз, остаётся неясным [8, с. 245]. Бракосочетание, наконец, свершилось. Отныне Владимир мог иметь только одну жену и одну семью. Князь должен был уничтожить всякие следы прежней веры.
Удивительно, с какой решительностью и беспощадностью Владимир – христианин расставался с религией своих отцов и дедов. Но надо было осуществить еще более сложную задачу – привести к крещению население Руси. Обряд растянулся надолго и не был простым и лёгким. В одной летописи рассказывалось, что Владимир со священнослужителями вышли на Днепр, и толпы народа вступили в реку, священники же творили молитвы и давали крестившимся имена. В другой, что митрополит и знатные люди ходили по городу и «учили людей вере Христовой». Одни с радостью её принимали, другие же «окаменев сердцами» и «уши затыкая», уходили в пустыни и леса, обрекая себя на гибель [8, с. 245–247]. Отныне христианские понятия о жизни должны были стать путеводными для Владимира как правителя и человека. Он поборол в себе прежние страсти, «радовался душой и телом» при виде своих подданных, полюбил книжное чтение. Он стал звать нищих и бедных на княжий двор, чтобы они брали «питьё, пищу, деньги сколько надобно».
Каждое воскресенье он устраивал пир, на который мог приходить всякий, независимо от звания. Строя церкви, он жертвовал им часть своего достояния [8, с. 248–249]. Также князь издал устав, который определял положение церкви в новом для нее государстве. Церковь ведала тогда не только делом спасения душ: на неё возложено было много земных забот, схожих с задачами государства. Она являлась сотрудницей и нередко даже руководительницей мирской государственной власти в устроении общества и поддержании государственного порядка. Церкви было предоставлено блюсти порядок семейный, религиозный и нравственный. Так же под её попечение было поставлено особое общество, получившее название церковных или богадельных людей, делами которого ведала церковная власть и судила [5, с. 256].
После смерти Владимира Святославича в 1015 г. тело его было заключено в мраморную гробницу и погребено в Десятинном храме Богородицы в Киеве. Церковь причислила князя Владимира к лику святых и назвала «равноапостольным» [8, с. 249]. Память Владимира Святого совершается 15 (по новому стилю 28) июля [6, с. 103]. В 1782 г. Екатериной II был учреждён орден Святого равноапостольного князя Владимира четырёх степеней как награда за отличия в государственной службе [1, с. 54].
Со святого равноапостольного великого князя Киевского Владимира Святославича была взята линия на борьбу с язычеством. «Основание языческого мировоззрения, – писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), – покоится на утверждении, что добро и зло есть два самостоятельных, равнозначных, свечных начала бытия мира. Это – дьявольская выдумка» [3, с. 12]. С православной точки зрения такое утверждение лишает человека нравственных опор, так как если добро и зло равноправны и равно естественны для человека, то чего же стесняться, что зло действует в нас? Соответственно, грехи и страсти обретают законные права на существование, и зло становится достойным почитания не менее добра. Язычество проявляло себя жестокостью и безнравственностью. Христианство стало религией, свидетельствующей о добре, благе и любви, на столетия стало основой «государственного корабля».
Список источников и литературы
1. Булычев Ю.Ю. Краткий православный толковый словарь. СПб.: ООО «Петроглиф»; РХГА, 2014. 222 с.
2. Владимир Святославич // Adamovka.ru – религиозный православный информационный портал. URL: http://adamovka.ru/saint/?id=491 (дата обращения: 15.03.2015).
3. Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русская Симфония / под ред. Е.И. Душенова. СПб.: Изд-во «Царское Дело», 1998. 493 с.
4. История государства Российского. Жизнеописания. IX–XVI вв. / Авт.-сост. А.В. Шевцов, С.Н. Синегубов, М.Н. Опалинская; под ред. С.Н. Синегубов / Рос. нац. бка. М.: Изд-во «Кн. палата», 1996. 480 с.
5. Ключевский В.О. Сочинения: в 9-ти т. Т. I. Курс русской истории. Ч. I / под ред. В.Л. Янина; предисл. В.Л. Янина, В.А. Александрова; послесл. и коммент. сост. В.А. Александров, В.Г. Зимина. М.: Мысль, 1987. 430 с. 6. Мовлева Н.С. Малый православный толковый словарь. М.: Рус. яз.-Медиа, 2005. 527 с. 7. Памятник князю Владимиру. URL: http://dar.histrf.ru/p/pamyatnik-knyazyuvladimiru (дата обращения: 17.03.2015)/ 8. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. СПб.: Азбука, 2000. 368 с. 9. Русское православие: вехи истории / науч. ред. А.И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989. 719 с.
М.А. Богачева
Самарский Государственный Технический Университет, Самара Научный руководитель: д.и.н, проф. Курятников В.Н.
Другие новости и статьи
« Загадочное слово — «русский»
Запись создана: Воскресенье, 31 Октябрь 2021 в 0:14 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика