19 Декабрь 2015

Специфика патриотического сознания в разных возрастных группах современного российского общества

oboznik.ru - Специфика патриотического сознания в разных возрастных группах  современного российского общества

Патриотизм вот уже несколько лет является одной из тем общественного дискурса, в который вовлечены не только все ветви и уровни государственной власти, учёные, исследующие эту проблему, но и сами рядовые россияне. Патриотическое воспитание молодого поколения на сегодняшний день становится одним из приоритетных направлений государственной политики, которая реализуется, в частности, посредством выполнения Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» [1]. Программа направлена на формирование и развитие личности гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.

Конечно успешное формирование патриотического чувства по отношению к Родине, преданности своему Отечеству, гражданского самосознания в значительной степени обеспечивается грамотной государственной политикой. Вместе с тем необходимо учитывать, что на уровне личности патриотизм выражается в мировоззрении человека, формируемого в условиях сложного глобального социального пространства, на которое оказывают влияние СМИ разного уровня и ориентации. В этом смысле повышенное внимание к теме патриотизма в научном мире социально обусловлено и неслучайно [2; 3; 4]. На наш взгляд, состояние мировоззрения россиян, а также выраженность в нём патриотической компоненты, нуждается в постоянном мониторинге и анализе. Социологическое исследование, проведённое автором в 2014 г., ставило перед собой цель изучения состояния патриотического сознания и стандартов патриотического поведения среди представителей разных поколений россиян.

Предметом исследования являлся сравнительный анализ эффективности методов формирования патриотического сознания людьми разных поколений. К основным задачам исследования были отнесены: – выявление специфики формирования патриотического сознания; – определение уровня развития патриотического сознания; – выявление объективных и субъективных факторов, влияющих на становление патриотического сознания. В исследовании использовался квотный тип выборки, всего было опрошено 200 человек, в том числе 100 человек в возрасте до 30 лет, и 100 человек старше 30 лет. Исходной точкой исследования было знакомство респондентов с интерпретацией понятия патриотизма, как любви к своей Родине, уважения к своему государству и преданности своему народу. С таким пониманием патриотизма согласны все без исключения, независимо от возраста. Но что означает патриотизм конкретно для каждого человека, какие его характеристики являются приоритетными для представителей разных поколений?

Данные исследования свидетельствуют о выстраивании структурных элементов патриотизма в определённую иерархию, где доминирует, прежде всего, любовь к Родине (35,9%), уважение своего народа, ощущение принадлежности к нему (22,3%), знание истории и культуры своей страны (16,1%). Что касается уважения к государству и готовности действовать в его интересах – то такая характеристика патриотизма слабо укоренена в сознании людей (10,0%). Иерархия значимости характеристик патриотизма по возрастным группам имеет некоторые отличия. На наш взгляд, тревожным фактом является то, что для молодёжи важность этнической самоидентификации сопровождается пониженным интересом к истории и культуре своего народа.

В целом по выборке три четверти опрошенных считают себя патриотами России, причём в молодёжной группе их число возрастает до 85,0%. Достаточно критично представители разных возрастных групп оценивают своё непосредственное окружение – менее 50% опрошенных считают, что люди, с которыми они постоянно общаются, так же как и они, являются патриотами России. Как известно, сегодня Россия переживает нелегкие времена, многоаспектность кризиса связана и с присоединением Крыма, и с санкциями со стороны международного сообщества, снижением покупательной способности рубля и т.д. Поэтому для нас было важно узнать мнение респондентов о факторах, повлиявших на кризисную ситуацию, в числе которых отмечался и слабый уровень развития патриотизма. Анализ распределения варьирующего признака свидетельствует о довольно значительном расхождении во мнениях представителей разных возрастных групп.

Одной из главных причин сложившейся кризисной ситуации респонденты независимо от возраста считают коррупцию и воровство чиновников (21,6%), а также неравенство и поляризацию общества, выражающиеся в недопустимо большом разрыве между доходами верхнего и нижнего слоёв населения (10,3%). Вместе с тем видны и существенные различия между мнениями людей разного возраста. Так, представители старшей возрастной группы считают пьянство и наркоманию россиян (15,9%), а также отсутствие патриотизма (10,3%) значимыми факторами, мешающими выходу из кризиса. Молодёжь же в силу отсутствия жизненного опыта и подверженности воздействию СМИ склонна видеть причины кризиса в «образе врага», во враждебных действиях других стран (10%), а также в безразличии основной массы россиян к судьбе своей страны (10,3%).

Центральным моментом исследования было выявление степени влияния на формирование патриотического сознания людей агентов как институционального, так и индивидуального уровня. Независимо от возраста, наши респонденты уверенно выдвигают на первые места два самых важных социальных института общества семью (41,3%) и образование (20,6%). Представители старшей возрастной группы отмечают также влияние СМИ (11,5%), а молодёжь – влияние книг и фильмов на патриотические темы (12,3%). Как известно, патриотические ориентации и гражданское самосознание человека подвержены воздействию ряда факторов, как объективного, так и субъективного характера. Данные исследования свидетельствуют о том, что в молодёжной среде доминирующее влияние на формирование патриотического сознания оказывают субъективные факторы – собственные убеждения человека, а также патриотическое воспитание в семье и мнение ближайшего окружения. Среди объективных факторов наибольшее влияние в этой возрастной группе оказывают религиозные и национальные ценности, существующие в обществе, а также информация, поступающая из СМИ разного уровня.

Что касается политической и экономической ситуации, как в стране, так и во всём мире, то эти факторы наименее влиятельны для молодых людей, не являющихся пока экономически независимыми субъектами. В старшей возрастной группе рейтинг факторов существенно меняется. И хотя точкой отсчёта продолжают оставаться собственные убеждения, значительное влияние начинают оказывать именно объективные факторы – политическая и экономическая ситуация в стране и её «объяснение» в СМИ. Таким образом, чтобы не допускать стихийного развития патриотического сознания, как в молодёжной среде, так и в обществе в целом, необходимо усиление воздействия факторов институционального характера. Распределение ответов по шкале жизненных ценностей свидетельствует о сходстве между поколениями в отношении интеракционистских ценностей (свобода, семья, дружба), так как эти ценности не подвержены влиянию радикальных перемен в обществе.

К сожалению, любовь к Родине как один из элементов патриотического сознания, не является доминирующей ценностью ни для молодёжи, ни для старшего поколения. Кроме того, следует отметить и разницу в структуре ценностных ориентаций: если для молодёжи важна личная безопасность, то старшее поколение ориентировано на уважение окружающих. Тут же следует отметить и миграционные настроения в разных возрастных группах. 39% молодёжи и 58,5% представителей старшего поколения демонстрируют «локальный» патриотизм – то есть, не намерены покидать свой город. Уехать из страны намереваются 24,0% молодых людей и 18,3% старших. Таким образом, несмотря на ценность малой Родины и достаточный уровень патриотического сознания, проявляется обнаруженная и ранее несформированность лояльного отношения к Родине.

Завершающий исследование блок вопросов был посвящён изучению мнений о необходимости и путях развития патриотизма в российском обществе. По этим вопросам у наших респондентов независимо от возраста существует единое мнение – до 80% опрошенных считают, что сегодня в России существует необходимость создания системы развития патриотизма у каждого гражданина. Причём подобная работа должна проводиться, прежде всего, в системе образования – в школах, колледжах, вузах. Кроме того, существует необходимость в усилении патриотической работы со стороны Вооружённых сил РФ и МВД.

Список источников и литературы

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». URL: http://gospatriotprogramma.ru (дата обращения: 02.03.2015).

2. Зайцева О.А. Патриотизм в среде молодежи // Мониторинг общественного мнения. 2011. № 4. С. 103-106. Патриотизм: настоящий и «квасной // ВЦИОМ: Пресс-выпуск. 2010. № 1513. Доступ из локальной сети сайта ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/index.php?id= 459&uid=13576 (дата обращения: 02.03.2015).

4. Рожкова Л.В., Маршак А.Л. Ценности патриотизма в структуре ценностей современной студенческой молодежи // Поиск. 2014. № 1. С. 77–87.

А.А. Козлов

Самарский государственный технический университет, Самара Научный руководитель: к.филос.н., доцент Петинова Т.М.

Другие новости и статьи

« Анализ открытых городских пространств как вклад в развитие зелёной инфраструктуры

Особенности планирования, дизайна, строительства и сохранения зеленых насаждений в долгосрочной перспективе »

Запись создана: Суббота, 19 Декабрь 2015 в 17:21 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика