Изучение русской литературы как возможность формирования базовых национальных ценностей школьников
Воспитание личности сложный и неоднозначный процесс, на него воздействует множество факторов. Факторы эти подчас неоднозначны, и одной из основных задач учителя является создание такой совокупности условий воспитания, которые бы способствовали формированию комплекса духовных идеалов и национальных ценностей. От механизмов внедрения и принятия людьми национальных ценностей зависит успешность функционирования общественных отношений. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России среди базовых национальных ценностей РФ выделяет: патриотизм; социальную солидарность; гражданственность; семью; труд и творчество; науку; искусство и литературу; природу [1]. Принятие национальной системы ценностей как системы личностных координат – залог успешного развития личности и социального взаимодействия индивидов. Как известно, формирование приоритетов индивида зависит от влияния извне.
Но где же найти подходящие источники, которые увеличат продуктивность процесса нравственного воспитания? Не всегда есть возможность позволить ребёнку учиться на собственном опыте, или принудить его следовать личному примеру воспитателя. К тому же, и то, и другое может привести к негативным последствиям вроде неисправности «морального компаса» или полнейшей потери индивидуальности. Обратимся к литературе, которую мы понимаем, как системообразующий механизм воспитания гражданина и патриота. Воспитывать нужно не только делом, но и словом, в первую очередь, печатным. Как известно, хорошая книга делает человека лучше. Действительно, как художественные, так и нехудожественные произведения, будучи кладезем опыта поколений, положительно влияют на читателя.
Читая о судьбах вымышленных персонажей в художественной прозе, ребёнок получает возможность прожить тысячи жизней, прочувствовать тысячи эмоций, совершить множество ошибок и, при этом, выйти «сухим из воды». Литература помогает избежать необходимости так называемого «изобретения велосипеда». Впрочем, известный современный русский писатель по-своему интерпретирует сентенцию, упоминавшуюся выше: «Каждая хорошая книга делает человека лучше, а каждая плохая – хуже» [3]. В наш век потребления литературу усиленно пытаются отнести к массовой культуре. Издания обычно специализируются на выпуске пустых книг не для понимания, а для «постановки глаз» в метро или пригородном электропоезде. В случае переиздания классики куда больше внимания уделяется обложке, нежели содержанию. Большинству таких книг суждено упокоиться на полке в качестве части библиотеки для интерьера. Начитавшись литературы подобного рода, люди теряют способность воспринимать классику: слишком велик процент
незнакомой лексики, а синтаксические конструкции настолько длины, что некоторые читатели, не добравшись и до середины предложения, успевают забыть, о чём говорилось в его начале. Мало научить ребёнка читать, нужно пристрастить его к правильным книгам. Человек, проникшийся прозой Достоевского или поэзией Некрасова, открыв пустое произведение, не сможет прочесть и страницы: бедный язык повествования и живой, но однобокий сюжет не смогут долго удерживать внимание читателя. Но кто же имеет право решать, какая книга полезна, а какая вредна? Родители? Педагоги? Общество? В школьном образовании наметилась интересная тенденция: исключать произведения, которые дети не в состоянии понять. Ведь убрать книгу куда проще, чем попытаться придумать способ донести её смысл до учеников [4]. Методика преподавания русского языка совершенствуется с каждым годом. Желая дать детям более качественные знания, некоторые учителя позволяют себе перебросить несколько часов литературы на русский язык. Когда-то похожая ситуация была с уроками риторики. Решение данной проблемы было сведено к разделению этих дисциплин между двумя педагогами. В части школ Подмосковья на уровне эксперимента проводится та же инициатива только уже с распределением уроков русского языка и литературы по разным учителям.
Однако часов по-прежнему не хватает. Каждый год «за бортом» оказываются произведения А.П. Чехова, Н.С. Лескова, А.В. Вампилова, Ю.В. Трифонова. Писатели включены в программу, вот только программа не рассчитана больше, чем на два урока литературы в неделю. В книгах русских классиков заложены основы всех национальных ценностей, которые необходимо сформировать в ребёнке. А.Т. Твардовский и Б.Л. Васильев расскажут об испытаниях, выпавших на долю страны в военные годы и об их героическом преодолении. Знакомство с их бессмертными произведениями – один из необходимых компонентов патриотического воспитания. А.И. Куприн и Л.Н. Толстой научат детей не только сопереживать чужому горю, но и помогать несчастным. Каждое из их произведений пропитано моральнонравственными уроками. Из поэзии Н.А. Некрасова дети узнают о том, как важно быть гражданином, любить и уважать своё Отечество, служить ему. Размышляя о ценности семьи в жизни человека, можно снова обратиться к романам Л.Н. Толстого и И.А. Гончарова. С.А. Есенин, К.Г. Паустовский и М.М. Пришвин познакомят читателей с чудесами природного мира [2]. Причём, творчество каждого из упомянутых писателей затрагивает почти все сферы человеческой жизни. Если риторика учит, как говорить, то литература – как думать и как жить. Но помогать ученикам подружиться с книгой нужно ещё в начальной школе посредством того же выразительного чтения или пересказа, а не введением выпускного сочинения, сплошь состоящего из штампов и лишённого своеобразия. 2015 год объявлен «Годом литературы». Правительство подарило школам прекрасную возможность провести множество мероприятий, посвящённых писателям и их произведениям. Мир отмечает в этом году 155-летний юбилей А.П. Чехова.
Чтобы поддержать в детях тягу к творческой самореализации, можно провести конкурс стенгазет, посвящённых личной судьбе и произведениям прозаика. Благодаря этому мероприятию стены коридоров заиграют новыми красками, а учащиеся узнают для себя много нового об одном из русских классиков. Можно предложить следующие темы: «Псевдонимы Чехова», «Памятники Чехову», «Памятники чеховским героям», «Экранизации произведений Чехова», «Семья Чехова», «Чехов в глазах современного читателя». Необходимо разработать критерии оценки стенгазет. Благодаря проведённому мероприятию удастся решить следующие педагогические задачи: – Подробно познакомится с творчеством А.П. Чехова. – Преобразить школьные коридоры. – Активизировать творческое начало в школьном коллективе. – Усилить коллективистский компонент.
Составляя стенгазеты группами, учащиеся научатся работать в команде. 135 лет исполняется в 2015 г. А.А. Блоку. Чтобы показать школьникам, как важно понимать стихи не только умом, но и сердцем, можно провести конкурс чтецов, посвящённый юбилею А.А. Блока. Для мероприятия следует попросить добровольцев сделать презентацию, посвящённую творчеству Блока. Предложить участникам выучить понравившиеся стихотворения поэта. Тем, кто затруднился с выбором, можно предоставить наиболее известные произведения: «В ресторане», «Девушка пела в церковном хоре…», «Крылья», «Она молода и прекрасна была…», «Они читают стихи» и т.д. Выбрать двух ведущих конкурса (мальчика и девочку). Сформировать жюри из учителей. Ход мероприятия предполагает, что зрители и судьи рассаживаются в актовом зале. Ведущие появляются на сцене. Мальчик произносит приветственную речь, касаясь юбилея Блока. Девочка рассказывает немного о жизни поэта. Отойдя к правому краю сцены, ребята по очереди вызывают участников. Каждый чтец после выступления кланяется и рассказывает, почему выбрал именно это стихотворение. Жюри оценивает учеников.
В это время зрителям предлагается посмотреть презентацию, посвящённую творчеству Блока. Проведение конкурса чтецов поможет в решении следующих воспитательных задач: – Привить любовь к поэзии. Прочувствованно рассказанные стихотворения никого из зрителей не оставят равнодушными. – Улучшить навыки чтения наизусть. Послушав, как читают конкурсанты, ученики поймут, как важно во время декламации следить за интонацией и правильно ставить логические ударения. – Углубить знания учеников о творчестве поэта-юбиляра.
Уместно включить в программу стихотворения различной тематики из разных этапов творческой биографии поэта. В заключении отметим, что специфические особенности нации закрепляются в обычаях и традициях, передаваясь из поколения в поколение, фиксируются в нормах культуры, накладывают отпечаток на развитие и формирование духовного мира человека. Закладывать основы национальных ценностей нужно с самого детства. А национальная литература – один из лучших помощников в процессе воспитания. Мы предложили два достаточно простых в исполнении, но насыщенных содержательно мероприятий по формированию элементов базовой национальной ценности – родной литературы.
Список источников и литературы
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Системные требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://vvsosh2.vsv.lokos.net/2014/Konz_razvitiya.pdf (дата обращения: 10.03.2015).
2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5–11 классы (базовый уровень), 10–11 (Профильный уровень) / под ред. В.Я. Коровиной; изд. 10-е, перераб. М.: «Просвещение», 2008. 256 с.
3. Файзуллин Ф. Национальные ценности и ценностные ориентации современного поколения // Ватандаш. 2009. № 4. С. 3–10. URL:http://www.vatandash.ru/ ?article=1795 (дата обращения: 10.03.2015).
4. Этнопсихологический словарь / под ред. В.Г. Крысько. М.: МПСИ, 1999. 343с.
А.О. Ширмина
Московский государственный областной университет, Москва Научный руководитель: к.п.н., доцент Юркина Л.В
Другие новости и статьи
« Если командование ставит задачи, требующие материальных вложений от личного состава
Запись создана: Воскресенье, 20 Январь 2019 в 18:13 и находится в рубриках Новости.
метки: литература, русская литература
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика