Проблемы и тенденции развития высшего образования в современном российском обществе

См. также Чему должна учить школа?
Современное российское общество находится на пороге постиндустриальной эпохи, где теоретическое знание и возможности его прикладной реализации являются одним из важнейших факторов социального прогресса. Новая «индустрия знаний» требует от людей высокого уровня образования, компетентности и квалифицированности. Принято считать, что специалисты с высшим образованием могут легко адаптироваться в жизни и хорошо трудоустроиться. Но стремление получить высшее образование обусловлено не только нацеленностью на трудоустройство, оно также связано с потребностями в самореализации и интеллектуальном росте.
Таким образом, высшее образование становится необходимым условием для успешного существования в XXI веке. Внешние проблемы высшего образования в России вызваны, в первую очередь, тем, что российское общество находится на пороге информационного общества, в связи с чем изменяется система ценностей и потребностей у людей, соответственно, меняется и взгляд на образование, в том числе и на высшее образование, вследствие чего возникают многие противоречия.
Так тенденции глобализации и интернационализации влекут за собой проблемы, препятствующие нормальному функционированию российского высшего образования. Примером может служить европеизация образования – Болонский процесс, который, по словам исследователей, «уже в ближайшее время даст о себе знать», внося «ряд разрушительных последствий директивного и форсированного погружения системы высшего образования страны в неизвестную субстанцию Болонского процесса» [13, с. 130]. Не менее важными отмечают и проблемы политического, экономического характера. Современный социолог Ф.Г. Абдрашитов в своей статье заявляет: «Многие современные ВУЗы лишь имитируют учебный процесс» [1, с. 7].
Это явление автор слов объясняет тем, что управление системой высшего образования не соответствует назначению и интересам государства. Зарождение института образования было связано непосредственно с решением определённых задач, поставленных государством, например, социализацией индивида, удовлетворением социальных потребностей, обучением специалистов и т.п. То есть образование понималось как сфера социальных услуг для общества, в котором экономические отношения ограничены.
Однако на современном этапе учреждения высшего образования следуют иным задачам, связанным с процессом коммерциализации. Преобразования XX–XXI вв. в сфере высшего образования выражаются в формировании рынка образовательных услуг. Обучение в ВУЗах стало платным, что доказывается социологическими исследованиями, авторы которых отмечают: «Сегодня более 60% студентов получают образование на платной основе, с учётом членов их семей это затрагивает в экономическом смысле пятую часть населения страны» [4, с. 16].
Из экономической модернизации системы высшего образования вытекают различные проблемы. Одной из таких проблем социологи называют недоступность высшего образования для некоторых слоёв населения. Сегодня данная проблема имеет более острый характер, наблюдаются тенденции к усугублению ситуации, которую можно выразить фразой: «Если у беднейших семей доля расходов на высшее образование составила около 23%, то у богатых семей – 62,2%» [10, с. 7]. В Конституции Российской Федерации в части 3 статьи 43 сказано, что государство гарантирует право каждого на бесплатный доступ к высшему профессиональному образованию [8, с. 10]. В «Законе об образовании» отмечено, что в РФ всем гражданам обеспечивается «право на образование путём создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования», а также, государство оказывает содействие в получение общедоступного и бесплатного высшего образования [11, с. 5].
Однако приведённые выше данные позволяют сделать вывод, что, несмотря на декларируемое право получить бесплатное образование, этого не удается обеспечить для каждого желающего. Также одной из наиболее острых проблем отмечают введение Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) при поступлении в ВУЗы. Многие исследователи оценивают данное явление как отрицательное для развития высшего образования: «…абсолютизация и монопольное положение ЕГЭ могут нанести ущерб системе высшего образования России, так как система ЕГЭ-ГИФО, не предполагающая 100% оплаты обучения бюджетных студентов, создает уже неконституционную ситуацию. В.В. Афанасьев подчёркнул, что в Конституции нет нормы типа «полуплатное» или «частично неоплатное» образование» [2, с. 2]. Особое внимание уделяется взаимодействию образования и рынка труда. Например, исследователь В.И. Магера в своей работе пишет: «…опасность данной тенденции заключается в том, что возрастает десинхронизация рынка труда и рынка образовательных услуг» [9, с. 4]. Рынок труда диктует условия образовательному процессу для подготовки рабочей силы.
Однако высшее образование не успевает также активно реформироваться, как рынок труда, в связи с этим ситуация по трудоустройству выпускников ВУЗов усугубляется. Так, к примеру, в образовательной статистике по трудоустройству сказано, что в 2009 г. численность выпускников превысила 1400 тыс. человек, но трудоустроиться из них смогли лишь 28% [12, с. 137]. Наряду с внешними проблемами существуют и проблемы внутри социального института высшего образования. Например, в условиях современного обучения большинство студентов пренебрегают формальными правилами, установленными в ВУЗах. В исследовании Э.О. Леонтьева по этому поводу сообщается: «Данные социологических опросов убеждают нас в том, что современные студенты постоянно нарушают основные правила обучения в ВУЗе: списывают на экзаменах, пропускают занятия, не говоря уже о выполнении требований содержательного характера – например, 75% не читают специальную литературу» [8, с. 214]. Последний пример также указывает на острую проблему, возникающую в информационном обществе.
Существует немало причин, по которым студенты перестали обращаться в библиотеки за учебными пособиями и литературой иного характера. Данная тенденция обусловлена информатизацией общества и, соответственно, образования. Студенты предпочитают пользоваться «хаотичной», но объёмной информацией из сети Интернет, нежели посещать библиотеку или читальный зал. То, что современное общество переходит на различные информационные технологии, объясняет, почему научная литература в библиотеках не успевает обновляться и считается несоответствующей [1, с. 6].
Одной из проблем является и снижение качества подготовки специалистов по тем образовательным стандартам, которые есть на данный момент в системе высшего образования в России. Исследователи выявили, что профессиональное сообщество признает Федеральные образовательные стандарты сложными и трудоёмкими для освоения [8, c. 217]. Социологи, изучая проблемы социального института высшего образования, предлагают ряд мер для их решения. Примером может служить разработка идей интеграции ВУЗов в «университетские комплексы», что поспособствовало эффективному развитию высшего образования [2, с. 4]. Также, например, можно отметить создание «Мегауниверситетов», которые позволили бы обеспечить равный доступ к высшему образованию всех слоёв населения [6].
Однако стоит понимать, что меры по решению проблем не сопряжены только непосредственно с системой образования. Мы считаем, что проблемы образования выходят на более масштабный уровень и решение этих проблем нужно искать не только в образовательной сфере, а на уровне развития разных сторон жизни общества. И пока эти проблемы не будут решены в социальной структуре общества, они не перестанут существовать и в системе высшего образования.
Список источников и литературы
1. Абдрашитов Ю.Ф. Основные современные проблемы высшего образования России // Современные проблемы и инновационные перспективы высшего образования России: сб. статей. Уфа: Изд-во БИСТ (филиал) АТиСО, 2010. С. 5–7.
2. Афанасьев В.В. VII съезд Российского союза ректоров высших учебных заведений // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1 (34). С. 1–5.
3. Горшков М.К. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М.: ЦСПиМ, 2010. 352 с.
4. Зернов В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России // Высшее образование в России. 2008. № 1/08. С. 12–22.
5. Каковкина Н.В. Современные проблемы государственной образовательной политики в Российской Федерации: на примере вузов г. Москвы: автореф. … дис. канд. полит. наук. Москва, 2010. 22 с.
6. Карпенко О.М. Будущее высшего образования в информационном обществе // Образование как инновационный ресурс: матер. третьего всерос. социол. конгресса. Официальный сайт ИС РАН. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/ 1206523936.pdf (дата обращения: 01.04.2015).
7. Конституция Российской Федерации (с гимном России). М.: Проспект, 2012. 32 с
8. Леонтьев Э.О. Стандарты и реальность: можно ли в российских ВУЗах учиться по правилам? // Вопросы образования. 2010. № 1. С. 208–224.
9. Магера И.В. Проблема молодежной занятости и безработицы в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы, 2012. № 6. С. 1–9.
10. Марков А.Р., Шишкин С.В. Доступность высшего образования в России. М.: Независимый институт социальной политики, 2004. 500 с.
11. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г., № 273-Ф3 // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. 2012. № 5976.
12. Пугач В.Ф., Федорова Е.А. Трудоустройство выпускников российских ВУЗов (статистико-социологический анализ) // Высшее образование в России. 2011. № 10. С. 136–146.
13. Фролов А.С. Стратегические проблемы развития высшего образования в современной России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 34. С. 130–135
С.Ю. Елисеева ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», Пермь Научный руководитель: ассистент каф. социологии ПГНИУ, Маркова Ю.С
Другие новости и статьи
« Императрица Екатерина II (1729-1796). Биографический очерк
Национальная безопасность и оборона »
Запись создана: Среда, 3 Октябрь 2018 в 14:38 и находится в рубриках Новости.
метки: образование, общество
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика