К вопросу о мировоззренческом кризисе современной культуры
СМИ, общество, культура и антикультура
Проблема мировоззренческого кризиса современной культуры весьма актуальна сегодня. Что такое «мировоззренческий кризис»? Разрушителен ли он? Для того, чтобы наиболее полно ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к истории для поиска ответов на проблемы сегодняшних дней в общественно-исторических отношениях периода середины XIX – начала XX вв. Что такое кризис культуры? С одной стороны, это понятие фиксирования ситуации, возникающей в результате разрыва между культурой – со всеми её институтами и структурами – и резко изменившимися условиями общественной жизни; с другой стороны, это понятие, непосредственно связанное с явлением индустриализации как факта динамичного развития общества. Проблема мировоззренческого кризиса раскрывается в таком явлении как декаданс.
Декаданс – состояние культуры, характеризуемое сменой одной культурной формации на другую, и связанное с определённым типом мироощущения людей. Это состояние культуры человечества отличают: общая пессимистическая настроенность, апокалиптические предчувствия, разочарование в общественных идеалах, и, как следствие этого, специфичное обращение к внутреннему миру человека, связанное с предпочтением иррациональных способов познания, а также с интересом к сверхъестественному, которое, в свою очередь, опосредует душевное состояние человека.
Неизменно сопутствующее культурному слому разрушение традиций влечёт за собой неустойчивость морально-этических норм, что для декаданса выражается не столько в аморализме, сколько в необычайном расширении сферы эстетического вплоть до полного поглощения этики [3, с. 54]. Декаданс несёт на себе печать подведения итогов, необходимых для осмысления результатов, плодов, принесённых предшествующими этапами культуры, но, в то же время, это отчаянная попытка культуры построить нечто совершенно новое, при этом, используя всё же старый, уже использованный материал мировоззренческих ценностей. Для того, чтобы говорить о декадансе, нам необходимо выяснить предпосылки его возникновения.
Для этого мы обратимся к историческим этапам становления взаимоотношений человека, природы и культуры, представленные в рамках формационного подхода как методологии осмысления общественноисторической практики. Первый период – биогенный (доминирование биологических факторов) характеризуется большой зависимостью человека от природы. Характер человеческой жизни и деятельности – приспособительный, адаптационный. Основные занятия – собирание плодов, кореньев, охота. Всё это объективно и субъективно сближает человека с окружающей его природой, он ощущает себя зависимым от многих непонятных ему явлений. Его успех, а подчас и жизнь, зависят от умения наблюдать, сопоставлять, понимать явления природы. Постепенно накапливаются знания, но развивается не только способность абстрактного мышления, но и умение удивляться, восхищаться.
В культуре этого периода доминировал целостный взгляд на природу, её культ, обожествлялись и отдельные стихии – огонь, вода и даже отдельные виды животных и растений. До нас дошли очень многие ритуалы, характерные для данного периода. Например, перед тем как принести в жертву живое существо, человек произносил определённые слова. Таким образом, можно сделать вывод, что этичность взаимоотношений человека и мира включала и связи с окружающей природой. По остаткам быта древнего человека видно, что украшались и посуда, и одежда, и оружие – всё это являлось красотой мира, пусть своеобразно понимаемой. Красота отношений человека и природы уже была компонентом жизни людей. Определённого рода равновесие – то, что и называется гармония – в отношениях природы и человека сопровождало устойчиво доброжелательные связи людей между собой [2, с. 78].
Пережив первый острый экологический кризис (неолитическая революция), вызванный истреблением основных объектов охоты – мамонтов и гигантских оленей – и сопровождаемый резким сокращением численности людей, опасностью вымирания, человечество сумело перейти к следующему периоду в развитии формационных отношений – производящему хозяйству, которое явилось новым этапом во взаимоотношениях человека и природы. Вплоть до сегодняшнего дня человечество пребывает в этом весьма длительном техногенном периоде, исчисляемом несколькими тысячелетиями и условно разделяемом (на основании типа доминирующего хозяйства) на два больших этапа – аграрный и промышленный [2, с. 80]. Особое место в истории человечества и его отношений с природой принадлежит Античности. В культуре этого периода был осуществлён прорыв к гармонии: влияние природы оценивалось очень высоко, высшим её проявлением выступает Космос как всеобъемлющее Целое, Единое, прекрасное и законосообразное.
В Древней Греции красота людей и природы славили собой прекрасный Космос, так как были ему подобны на основании принципа калокагатии, согласно чему «…для античного мифологического реализма… характерно утверждение единства личности и общества» [4, с. 229]. Однако данный период остался в мировоззрении человечества как гениальные идеи при этом детски наивного взгляда на мир. Второй этап техногенного периода заявляет о себе изменением экологических ценностей бытия человечества в рамках промышленного роста. Его начало приходится на XVI–XVII вв. как бурное зарождение экспериментальной науки и, главное, техники, а также овладение искусственной энергией (вначале – паровой), резкий рост масштабов производства, изготовление материалов, не существующих в естественной природе, освоение недр Земли, интенсификация за счёт применения техники сельскохозяйственного производства. Всё это приводит и к резким изменениям в культуре, следствием чего стала современная материальная культура, более всего воплощённая в технике и подчинившая себе, и жизнь людей, и хозяйство их, и сознание человека.
Главная функция общества – помочь конкретному человеку и корпорациям в освоении окружающей среды для увеличения богатства и власти [3, с. 90]. Так идеальными представлениями о полноценной личности являются воззрения на самодеятельный индивид, который действует ради своей пользы. Человек всё больше и больше отделяется от самого главного источника жизни и вдохновения, коим является природа. Таким образом, в середине XIX в. начало складываться осмысление всеобщей деградации европейской нации. Данная идея рассматривалась с самых разных точек зрения – биологической, медицинской, исторической и экономической [1, с. 128].
Мыслители и философы стали наиболее активно доказывать, что человечество с его многовековой историей и блистательной культурой приходит к упадку [1, с. 97]. Среди авторов, осмысляющих данную проблематику, следует назвать М. Родо, Г. Рошфора, которые замечательно описали условия жизни человека XIX в., чьей трагедией является характер, сосредоточивший в себе «всю скорбь мира» [4, с. 301]. Так понятие декаданса приобрело смысл и описывало общее культурное состояние человечества около 1900 г., которое отличалось упорным неприятием ценностей Нового времени с его рациональностью, утилитаристским взглядом на мир. Люди всё меньше начинают стремиться к познанию, они становятся пассивными потребителями.
А стремясь обладать большими материальными богатствами, человек начинает забывать о своей принадлежности к миру природных констант. Человек противопоставляет своё индивидуальное «Я» всему остальному, что влечёт нарушение не только моральных устоев, но и разрушение мировосприятия в целом как важной черты психологического склада индивида [3, с. 53]. Таким образом, человек становится отделённым от мира своего же существования. Он стремится быть изолированным наблюдателем своего времени, общества в переломный момент на стыке мировоззренческих эпох. Свойственны ли XXI в. явления декаданса? Разумеется, такие мощные, глобальные и значительные явления как декаданс имеют свойство повторяться в истории человечества. Однако декаданс XIX в. способствовал выходу человечества на новый уровень развития. В современности проявления декаданса не предвещают изменения человека в его духовном измерении. Современный человек стремится к материальным ценностям, комфорту, забывая об исконной цели человечества – гармонии в отношениях человека и природы.
В настоящее время взгляды человека на окружающую действительность не устойчивы, так как потоки получаемой информации мешают определиться ему с потребностями: духовными они должны быть или нет [1, с. 33]. Нами движет техника, с помощью которой можно осуществить любое действие намного быстрее. Действительно, культурные кризисы неизбежны, они естественны и необходимы для развития общества: человек может перейти от более устаревших форм познания неизвестных ему природных характеристик к более современным. И в погоне за материальными благами человеку никак нельзя забывать о том, что он нуждается в самовыражении своих духовных свойств. Ведь стремление к познанию, к освоению неизведанной природы, а значит и стремление к совершенству, являются неотъемлемой частью человеческой сущности.
Список источников и литературы
1. Гудинг Д, Леннокс Дж. Мировоззрение: Для чего мы живём и каково наше место в мире / под общ. ред. Т.В. Барчуновой. Ярославль: ТФ «Норд» 2001. 384 с.
2. Культурология: Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс. М., 2007. Доступ из локальной сети сайта Romanbook электронная библиотека. Системные требования: Microsoft Office Word 2010. URL: http://romanbook.ru/book/6134871/?page=10 (дата обращения: 29.03.2015).
3. Культурология. Учеб. пособ. / Е.В. Пенионжек. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, 2014. 111 c. 4. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Борев. М.: Высшая школа, 2002. 511 с.
В.В. Плотникова
Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург Научный руководитель: к.ф.н., доцент Пенионжек Е.В
Другие новости и статьи
Роль СССР в событиях начала Второй мировой войны (1939-1940 гг.): агрессия или миротворчество? »
Запись создана: Суббота, 4 Апрель 2020 в 0:09 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.
метки: мировоззрение, патриотизм, культура
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика