18 Октябрь 2018

Исторический опыт природопользования в России

oboznik.ru - Исторический опыт природопользования в России

Настоящая любовь к своему Отечеству начинается с малого – с бережного отношения к окружающей среде. В России на протяжении столетий были выработаны механизмы сохранения и восстановления природы, её рационального использования. Исторический опыт прошлых поколений может и сегодня способствовать формированию экологической культуры и патриотизма. Бережное отношение россиян к природе вырабатывалось в суровых и рискованных условиях ведения хозяйственной деятельности.

В Европейской России существовал и существует не самый оптимальный климат для земледелия, к тому же преобладают малоплодородные почвы. Для получения на них хорошего урожая требовалась многократная и тщательная обработка полей. Однако относительно короткий сезон земледельческих работ (примерно 100 дней в году) вынуждал простого крестьянина обрабатывать лишь небольшую площадь (примерно 2,5 десятины), соблюдая при этом минимум агрокультурных требований [4, с. 44]. Обработка более обширного участка неизбежно становилась торопливой и примитивной, что превращало труд земледельца в своеобразную азартную лотерею, сильно зависящую от капризов погоды.

Орудия труда в России столетиями оставались неизменными и отражали существовавшую экологическую культуру. Вплоть до начала XX в. во многих районах страны применялась деревянная соха. Это принято рассматривать как проявление слабости крестьянского хозяйства. Однако такая соха позволяла сохранить плодородие почвы. К тому же, чтобы тащить тяжёлый плуг, был необходим хороший рабочий скот, который был далеко не у всех крестьян. Пахали землю на быках или лошадях, а где вспахать было невозможно, то вскапывали вручную лопатами. Иногда селяне пахали супрягою, по очереди обрабатывая поля совместной упряжкой из пяти пар быков. Сорняков в таких полях почти не было.

Применение тракторов не всегда было выгодно отдельным хозяйствам, к тому же тяжёлая техника приминала землю, нарушала её структуру. В царское время хлеборобы старались на обработанную землю не наступать даже босой ногой. Многовековой опыт тяжелейшего труда сформировал у россиянина трудолюбие, выработал у него разносторонние знания и умения в области освоения природных богатств страны, главным из которых являлась земля.

Перед посевом наиболее опытные земледельцы выходили в поле и «разговаривали» с землей – мяли в руках, прикладывали к губам и говорили потом, можно начинать сеять или нет. Для повышения эффективности использования ограниченных земельных ресурсов крестьяне применяли многократный посев одной культуры (наиболее дорогой и урожайной). Чтобы защититься от голода жители русской деревни создавали пестрополье, выращивая самые разные культуры в надежде, что хотя бы некоторые из них дадут необходимый для существования урожай. Важным способом поддержания плодородия земли являлся запуск пашни в перелог и в лес, с последующей расчисткой под пашню чаще всего уже новым поколением семьи [4, с. 41]. Чересполосица и дальноземелье, обычно трактуемые в научной литературе как недостаток общинного землепользования, являлись на практике одним из средств обеспечения устойчивости земледелия путём вовлечения в хозяйственный оборот земель, различных по плодородию и расположению. Разбросанность угодий была выгодна: в одном месте природные бедствия (град, засуха, заморозки) мог уничтожить всходы, а в другом после дождя вырастал хороший урожай. Крестьянские общины использовали паровой клин, скошенные луга, жнивьё для выпаса скота, который утаптывал и удобрял землю. Летом его пасли в основном на естественных пастбищах, а зимой переводили животных на стойловое содержание. Там, где земли было много, но природно-климатические условия нестабильны, крестьяне применяли поля – «ленивки».

Весной земледелец наскоро распахивал и засеивал отдаленный участок, но осенью урожай не собирал, а ждал, когда осыпавшиеся зёрна взойдут новой весной более густыми всходами [3, с. 29]. В России были случаи нерационального использования земли, водных и лесных ресурсов. В частности, во многих районах страны не хватало леса, но порубки в нём нередко велись произвольно, несмотря на запреты начальства. Вырубка лесов, распашка целины и залежей вызывали изменения природы – осушение топких мест, пыльные бури, засухи. В Нижнем Поволжье и других регионах Российской империи росли овраги, происходило наступление песков. Земля иногда обрабатывалась бессистемно, что предопределяло её истощение.

Постепенно уменьшалось количество лугов, пастбищ, сенокосов. Дороги находились в беспорядке, шли через многочисленные овраги, лощины, рытвины. Вместе с тем столетиями накапливался объём знаний россиян о природе, о жизни растений, о хозяйственной деятельности на земле. Исследователи обнаружили немало примеров интересного использования природных ресурсов. Так, в с. Заплавное Царёвского уезда Астраханской губернии жители периодически жгли камыш, после чего птица улетала, озеро очищалось и в нём становилось больше рыбы [2, с. 55]. Волжские и донские казаки употребляли в пищу стебли белого катрана (восточной капусты), а корни красного катрана (Statice) применяли для дубления кож.

Обработка кож проходила быстрее, чем при использовании дубовой коры [5, с. 100]. Многим дарам природы находилось неожиданное применение. Белую глину в виде порошка жители г. Царицына употребляли для беления стен [7, с. 138]. Бентонитовую глину использовали для очистки воды от примесей. Из шкурок сусликов, наводнявших нижневолжские степи в XIX в. шили одежду, а их жир, по широко распространённому тогда мнению, помогал при лечении туберкулеза [6, с. 115]. Традиционное восприятие природы – это постоянное, бдительное отслеживание всех её изменений, сигнализирующих о возможной опасности благополучию хозяйственной деятельности.

Глубокое знание природных явлений позволяло россиянину приспосабливаться к изменениям климата и погоды. Он внимательно наблюдал за поведением животных, птиц, рыб, внешним видом солнца, луны, состоянием растительного мира. Связь россиянина с окружающей природой носила прочный характер. Он вряд ли отделял себя от неё. Регулярно всё население выходило на вырубку кустарников на лугах, зарослей возле пашен, чистку улиц, речек, ключей, прудов и колодцев. Дикой природы близ поселений не было. Жители обычно сажали рябину, калину, черемуху, позднее – тополя. Кругом домов росли травы, не было мусора. Дети бегали всё лето босиком. За деревней везде были тропинки.

Траву не мяли, дороги были только грунтовые, шириной в телегу, по ним проезжал гужевой транспорт, а дальше располагались уже посевы. У каждого оврага, переката, омута было своё говорящее имя. Духовная связь с окрестностями помогала человеку жить. Ко всему живому россияне относились бережно, понимали и знали поведение птиц и животных. Птиц было много и самых разных: в лесу, поле, на лугах, у реки – они окружали человека, были неотъемлемой частью его мира. Птиц знали и любили. Специально ходили слушать соловья в рощу. Хорошо представляли, кто за кем прилетает весной и улетает осенью. Во многих домах жили голуби. Голубь считался священной птицей. Человека трудно было застать врасплох. Он знал, в чем разница между ужом и гадюкой. Многообразие живого мира радовало людей, а не подавляло. Трепетным было отношение к лесу. За ним ухаживали как за садом, выращивали деревья, подбирали каждый сук на дрова.

Детей, которые хулиганили в лесу, строго наказывали [1, с. 8–22]. Особенно сурово относилось общественное мнение к тем, кто губил и разорял родную природу. Осуждение односельчан было для человека страшнее официального наказания со стороны властей. С человеком, нарушавшим традиционные нормы, прекращали иметь дело, помогать ему, и даже разговаривать. Таким образом, в России существовали традиционные механизмы накопления и передачи экологического опыта, способы воспитания экологической культуры, охраны окружающей среды и её восстановления.

Для большинства россиян главной ценностью являлась гармония с окружающим миром, а не практика получение богатства любой ценой. Жители деревни являлись частью природного мира, их бережное отношение к природе – яркий пример патриотизма.

Список источников и литературы

1. Бердинских В.А. Крестьянская цивилизация в России. М.: Аграф, 2001. 427 с.

2. Зайцев В. На Ахтубе-реке. Волгоград: Царицынская полиграфическая компания, 2004. 154 с.

3. Когитин В.В. Русские люди Волжского Понизовья. Волгоград: Астерикс, 1993. 143 с.

4. Милов Л.В. Природно-климатический фактор и менталитет русского крестьянства // Менталитет и аграрное развитие России (XIX–XX вв.). М., 1996. С. 40–56.

5. Паллас П.-С. Путешествие по разным провинциям Российского государства // Царицын в путевых записках, дневниках и мемуарах современников (конец XVI в. – 1917 г.). Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2005. С. 100–111.

6. Селезнев П.И. Дубовка. Эхо далекое и близкое. Волгоград: Комитет по печати и информации, 1999. 240 с.

7. Ухтомский Л.А. От Петербурга до Астрахани // Царицын в путевых записках, дневниках и мемуарах современников (конец XVI в. – 1917 г.). С. 138–141.

И. Эбадулрахман Баура Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, Волгоград Научный руководитель: к.и.н., доцент Воробьев Е.П.

Другие новости и статьи

« Ярославское стояние

Если командир не отпускает на сессию »

Запись создана: Четверг, 18 Октябрь 2018 в 2:21 и находится в рубриках Новости, Экологическая служба.

метки: , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика