11 Декабрь 2018

Компьютерные игры как новый вид политических технологий

oboznik.ru - Компьютерные игры как новый вид политических технологий
#компьютеры#игры#политика#методика

Современные политтехнологи на сегодняшний день располагают большим количеством приёмов и методик информационно-политического воздействия на сознание людей. Применение специально разработанных и апробированных в реальных условиях политической жизни технологий способствует повышению эффективности влияния на общественные массы. Прежде всего, необходимо разобраться с самим понятием «политические технологии». Политические технологии – это методы решения политических проблем, выработки политики, её реализации, осуществления практической политической деятельности. Сфера их применения лежит, как правило, в плоскости практической деятельности политических субъектов по осуществлению выработанного политического курса и достижению конкретных политических целей и задач [4].

Принимая во внимание увеличение роли информационных технологий во всех сферах общественной жизни, в том числе и политической, политические технологии можно понимать, как сумму приёмов, способов и процедур реализации функций политической системы, которые направлены на достижение желаемых результатов, путём влияния на людей, внедрения необходимой политтехнологам информации, формирования определённых образов и ценностей, а также программирования у людей различных политических мнений, настроений и моделей поведения.

Сегодня на вооружении современных политтехнологов находится достаточное количество технологий, созданных для прямого воздействия на общественное сознание, а научные инновации, внедряющиеся в нашу жизнь ежедневно, расширяют объёмы инструментария политтехнологов. Одними из таких инноваций являются компьютерные игры. Этот вид политических технологий специально создают для информационного воздействия на молодое поколение, которое заключается в пропаганде определённых политических взглядов. В настоящее время, в виду массовости распространения и широкой доступности компьютерных игр, проблема их влияния на молодёжь становится особенно актуальной, поэтому необходимо понять, каким образом эти политические технологии могут воздействовать на молодое поколение.

Последние годы компьютерные игры стали одним из ресурсов осуществления политической пропаганды, стремительно распространяющейся в массах. Несмотря на то, что воздействия подобного рода и осуществляются в игровой и неявной форме, но они рассчитаны на «революционную» группу общества – молодёжь, которая больше всего подвержена идеологическому и пропагандистскому влиянию. Вследствие распространения и тиражирования сотен миллионов копий игр по всему земному шару общественное сознание молодого поколения формирует определённые модели восприятия политической действительности, которые выгодны создателям компьютерных игр. Согласно исследованиям независимого аналитического digital-агентства Insight ONE, по данным за 2014 г. в нашей стране около 27,1 млн молодых людей моложе 18 лет пользуется компьютерными играми, в целом 58% россиян составляют игровое сообщество [3]. Исходя из теории «критической массы» компьютерные игры требуют к себе пристального внимания, так как сфера их распространения даже в нашей стране перешла 10% барьер от всего населения страны.

Поколение людей, которое придёт в будущем к власти и станет полноценными акторам гражданского общества, уже сейчас находится под воздействием компьютерных игр, оказывающих влияние на уровне моделей мировоззрения, смыслов и систем ценностей. Характерным примером применения политических технологий в компьютерных играх является создание определённых картин мира. На данный момент зафиксирован большой спектр компьютерных игр, в которых зачастую искажается образ России. Так, в научно-фантастическом шутере Singularity, разработанном американской компанией Raven Software и выпущенном компанией Activision в 2010 г., Россия является эпицентром технологической катастрофы, вызванной нестабильным веществом E-99. Предыстория сюжета игры гласит, что после Второй мировой войны единственной мировой державой, обладающей атомным оружием, были США. Чтобы СССР остался сверхдержавой в борьбе за доминирование на мировой арене, Сталин подготовил ответный ход. Советская экспедиция по поиску месторождений урана обнаружила залежи Элемента-99 (Е-99) на небольшом необитаемом острове недалеко от Камчатки.

Под руководством учёного Виктора Барисова на острове основали научный комплекс Каторга-12. За свои исследования Барисов был награждён орденом Ленина. Хрущев, сменивший Сталина, приказал ускорить испытания Е-99. Однако вещество оказалось нестабильным, и в результате катастрофы на острове никто не выжил. СССР засекретил все упоминания о Каторге-12 и закрыл проект. В 2010 г. американский спутник-шпион обнаружил радиоактивный выброс в районе Охотского моря. Обеспокоенные молчанием Москвы и опасаясь повторения Чернобыля, в подозрительный район направляется разведгруппа Морской пехоты США. Действие игры разворачивается в 2 реальностях: в 1955 г., когда произошла катастрофа, и в 2010 г., на месте аварии научного комплекса Каторга-12.

В игре явно искажены образ России и её исторического прошлого. Вторым примером, где Россия выступает в качестве мирового агрессора является шутер от третьего лица Freedom Fighters, разработанный студией IO Interactive и изданный EA Games в 2003 году. Согласно сюжету, в конце Второй Мировой СССР сбрасывает ядерную бомбу на Берлин и расширяет советский блок за счет европейских стран. В 2003 г. русские нападают и на США.

Американцы смогли отразить атаку, но не силами армии, а партизанскими операциями, особую роль в которых сыграл молодой нью-йоркский водопроводчик. В серии тактических шутеров Tom Clancy’s Ghost Recon, разрабатываемых компанией Red Storm Entertainment и издаваемых Ubisoft Entertainment с 2001, Россия предстает, как новое мощное государство под названием «Российский демократический союз». Согласно сюжету игры, в 2008 г. власть в России захватили радикальные ультранационалисты. Их цель – восстановить «старую Советскую Империю». Бывшие независимые государства – Украина, Беларусь, Казахстан – одно за другим сползают обратно на орбиту русских.

Взволнованные появлением сильного соперника на мировой арене, власти США отправляют на территорию России спецотряд вооруженных сил Соединенных Штатов для борьбы с новой российской властью. Разнообразие компьютерных игр зависит прежде всего от стран, в которых они разрабатываются, следственно выпускаемые игры должны соответствовать цензуре, устанавливаемой в государствах, в которых производятся компьютерные игры. Цензура, в свою очередь, зависит от реальной политики, которую осуществляют власти того или иного государства. Однако трудно заявлять о сговоре разработчиков компьютерных игр и властей, так как это является проявлением одной из теорий заговоров [5, с. 630]. Таким образом, компьютерные игры, как новая форма технологий политики, оказывают влияние на молодое поколение. Особо опасным является факт массовости распространения компьютерных игр, уже сегодня многомиллионная армия молодёжи находится под их воздействием. В последнее время зафиксирована тенденция геймефикации общества. Геймефикация – это процесс использования подходов, характерных для компьютерных игр в программных инструментах для неигровых процессов с целью привлечения пользователей и потребителей, повышения их вовлечённости в решение прикладных задач [1].

Согласно отчёту исследовательской компании Pew Internet, совместно с Американским университетом Элон, 53% опрошенных экспертов утверждают, что процесс геймефикации к 2020 г. затронет практически все сферы общественной жизни. Таким образом, компьютерные игры конструируют различные модели восприятия действительности, создавая зачастую ложные или гипертрофированные образы современного политического устройства. Влияя на самый незащищенный сегмент общественной системы – молодёжь, компьютерные игры искажают факты политической жизни под углом, необходимым для успешного программирования действий и поступков будущих участников политической реальности. В умах молодёжи формируются ложные идеи о политической действительности, что является нежелаемым результатом для всего общества в целом. Исходя из актуальности данной проблематики, следует вывод, о необходимости более детального изучения проблемы, что необходимо для разработки действий по её решению.

Список источников и литературы

1. Геймефикация. Игрофикация. Что такое геймефикация? Доступ из локальной сети сайта «Тренинговая компания Бизнес Партнер – корпоративные бизнес тренинги для руководителей и персонала» URL: http://www.training-partner.ru/gejmifikaciyaigrofikaciya-chto-takoe-gejmifikaciya#.VRmb2uh2ImK (дата обращения: 29.03.2015)

2. Зелинский С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. CANADA.: Altaspera Publishing & Literary Agency Inc, 2014. 498 с.

3. Исследование Insightone: игровая ситуация в России. Доступ из локальной сети сайта «Цукерберг Позвонит (ЦП)». URL:http://siliconrus.com/2014/06/game/ (дата обращения: 23.03.2015).

4. Современные политические технологии, их сущность и формы проявления. Доступ из локальной сети сайта информационно-политического журнала «Политическое образование». URL: http://www.lawinrussia.ru/node/288200 (дата обращения: 30.03.2015). 5. Эко У. Маятник Фуко / пер. с итал. Е.А. Костюкович. СПб.: «Симпозиум», 2012. 1306 с.

Г.О. Варанкин Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, Саратов Научный руководитель: к.с.н., доцент Батраева О.Б.

Другие новости и статьи

« Только в Центральном военном округе с начала года участники военной ипотеки приобрели квартиры и дома на общую сумму 1 млрд рублей

Устаревшая ценность »

Запись создана: Вторник, 11 Декабрь 2018 в 17:00 и находится в рубриках Новости, Современность, Тыл: образование и наука, Управление тылом.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика