15 Октябрь 2018

Размышления о духовности и нравственности с точки зрения ценностных категорий

oboznik.ru - Размышления о духовности и нравственности с точки зрения ценностных категорий

Мы часто употребляем понятия «духовность» и «нравственность». И много об этом написано и сказано. Простой вопрос: «А является ли они нормами существования человеческого общества?» Это вопрос риторический или же стоит поразмышлять над этой проблемой? Существует необходимость соблюдать нравственный свод законов в обществе. Но зачем я соблюдаю эти нравственные законы? Что-то ожидаю взамен? Чтобы почувствовать себя нужным и, прежде всего, человеком?

Или просто чтобы выжить в этом обществе? «Общественные отношения – вот что много тысяч лет сплачивало род людской, обуславливало его целостность, точно так же как борьба с голодом вынуждала муравьёв действовать сообща. Присущая человеку потребность в признании собратьев, потребность в неком культе братства, психологическая, едва ли не физиологическая потребность в одобрении твоих мыслей и поступков. … Потому что без общественного одобрения человек оказывался отщепенцем, животным, изгнанным из стаи» [6, С. 77].

Правда, совесть, например, это категория нравственная, но вспомним слова Шекспировского Ричарда: «Я Ричард, и Ричард любим, у совести моей сто языков. Все разные рассказывают сказки, но каждый подлецом меня зовёт». И что с того? Понимание, вернее, ощущение этого понимания приходит к человеку, но что это ему даёт? Безнравственный человек не сможет полноценно жить в человеческом обществе, но сможет выживать, подстраиваясь (определённым образом) под его нормы.

Нравственность – скорее, категория рационального познания. Нравственность, вероятно, есть некая логическая цепочка. А «я хочу, чтобы доказательство можно было держать в уме, потрогать его, почувствовать его запах, ощутить целиком. Но это невозможно» [2, С. 238]. А возможность понять Другого становится действительностью, когда просыпается духовность. Духовность – это то, что делает человека человеком. И это уже категория не рационального познания, а, наверное, эмпатического. Я поступаю так, а не иначе, поскольку я чувствую, понимаю это каким-то «шестым чувством», ЧТО необходимо (причём не мне, а Другому). Возьмём в качестве примера произведение Станислава Лема «Солярис». Главные герои, вероятно, знают законы морали и как должно им поступать в той или иной ситуации. Но на Земле они не смогли «прожить» эти законы в себе. А Океан даёт им возможность почувствовать себя Человеком и понять эти законы и нормы через сопричастность, понимание Другого. «Впрочем, на что люди надеются, чего они ожидают от "установления информационной связи" с мыслящими морями? … Любые поиски ценностей и значения будут напрасны.

Впрочем, не таких, скорее поэтичных, чем научных, откровений ожидают сторонники Контакта. Даже не признаваясь себе в этом, они ожидают откровения, которое раскрыло бы перед нами суть самого человека (выделено мной – С.Б)» [4, С. 151]. Нравственность осознаётся только через духовность. А иначе получится как размышление в старой русской сказке: «Какое бы мне ещё доброе дело сделать?» Нравственность или духовность торжествует, когда русская женщина помогает раненому немцу, несмотря на то, что её мир разрушен фашистами? Понятие «экология души», вероятно, включает в себя скорее духовные ценности, чем нравственные. Духовность как ценность человеческого общества. Роботам, например, не нужна духовность, хотя некие «нравственные» законы в них, безусловно, должны закладываться. В рассказах о роботах у Айзека Азимова появляется идея об устройствах, обеспечивающих безопасность людей, которая трансформируется в «Три закона роботехники» (впервые описанных в рассказе «Хоровод»).

Эти законы вносятся в мозг роботов или точнее в электрические цепи, заменяющие им мозг. А может, и нравственные законы также «вносятся» в наши головы, вернее, воспитываются, прививаются, дабы обеспечить безопасность нашего человеческого общества? В человеческом обществе, конечно, необходим свод нравственных законов как рациональное обоснование того, что эти законы призваны обеспечивать нормальное существование этого общества. А духовность – это, вероятно, свод истин, которые познаются нами, истин, которые, порой, не осознаются, а чувствуются. Законы соблюдают.

А к истинам идут, проживая эти истины «поступенно» (если можно так выразиться). «Что, если социальный прогресс вытащил нас из звериного царства и вознёс по экспоненте – совершенно не подготовленными к такому взлёту? Образование социальных связей началось, как только человеческие атомы обнаружили минимальную способность к сцеплению…., неожиданный «пинок» вверх вырвал нас из привычной среды и понёс в пространство цивилизации. Разве при этом взлёте биологический материал не мог запечатлеть в себе черты случайностей, подобно глубоководному зонду, который, опустившись на дно, кроме рыб и моллюсков, захватывает всякий случайный хлам?» [3, С. 245]. Вероятно, минимальная «способность к сцеплению» в нашем обществе и проявляется в своде тех нравственных законов, которые нас связывают (хотя, порою просто пытаются это сделать и безуспешно).

Но «черты случайностей» необходимо как-то «нивелировать» с человеческой точки зрения. И тогда духовность, как социальная категория, выходит на первое место. Далее возникает следующий вопрос: является ли духовность единым общечеловеческим понятием или же стоит выделять «духовность религиозную» и «духовность светскую», «духовность мусульманскую» и «христианскую»? Попытаемся сопоставить точки зрения представителей различных социальных групп в виде импровизированной мини-дискуссии по данному вопросу [1, С.8-9]. Участники дискуссии (г. Салехард): православный священник отец Александр, пастор протестантской церкви А.А. Маричев, имам мусульманской Мечети, специалист ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО» О.И. Пучко, главный научный сотрудник отдела историко-гуманитарных исследований ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики» Н.В. Цымбалистенко, учитель истории И.В. Стефаненко, директор филиала НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия» в Салехарде» В.Г. Паршуков, Н.В. Парфёнова, главный редактор по книгоизданию государственного учреждения «Северное издательство»: Н.В. Парфёнова: «Такое деление не имеет под собой никакого основания, так как и религиозная духовность, и светская духовность имеют в своей снове…основные моральные принципы человеческого общества».

Отец Александр: «У каждого религиозного течения расставлены свои акценты в духовной жизни и своя градация духовных ценностей, а бывает ещё, что и ценности разные. Если Католичество делает значительный акцент на чувственности, то Православию это совершенно не свойственно». Мнение Ю.И. Попова: «Духовность не определяется религиозными убеждениями, это некий заложенный принцип человеческого существования». И.В. Стефаненко: «Духовность, всётаки, общечеловеческая ценность, но, тем не менее, зависящая от религиозной конфессии, к которой принадлежит человек. Буддист, например, считает высшим смыслом самосовершенствование, чтобы "стать как Бог", а в православии "стать как Бог" – тяжкий грех, именуемый "гордыня"». Пастор протестантской церкви Анатолий Маричев: «Светскую духовность можно понимать как "моральные ценности". А понятие "духовность религиозная" имеет смысл только при общении с Богом». Н.В. Цымбалистенко: «Я не могу себя признать великим знатоком всех религий. Но всё-таки я проработала с людьми, которые исповедуют ислам, более 15 лет. Так вот, эти люди говорили, что экстремизм возник именно тогда, когда появилось желание отделить (выделено мной – С.Б.) духовность мусульманскую как свою некую духовность от духовности общемировой!». Имам мусульманской Мечети: «Считаю, что духовность – это общечеловеческое понятие. Хотя, конечно, в разных религиях есть своё особенное понимание духовности, свои оттенки понимания, и, вероятно, духовность в исламе различается от духовности других религиозных конфессий». Точка зрения О.И. Пучко: «Я лично считаю, что разделять не следует, поскольку духовность нас объединяет, а не разъединяет (выделено мной – С.Б.).

И у всех людей, независимо от их вероисповедования, Богом заложены общечеловеческие ценности, с которыми и связана духовность. Нельзя делить духовность по религиозному признаку, это больше культурологическое понятие, хотя, в каждой религии присутствуют свои идеалы духовности». Суммируя точки зрения (и добавив компонент авторской интерпретации проблемы), можно подчеркнуть, что духовность религиозная – это лишь определенное «убеждение». А исполнение таких высокодуховных, вечных истин, как доброта, милосердие, любовь к ближнему, умение прощать и так далее, – это и есть духовность как общечеловеческое понятие.

И она должна быть связана с общечеловеческими ценностями – верой, надеждой, любовью к ближнему, независимо от его цвета кожи и принадлежности к какой-то религиозной конфессии. Духовность связана с высшими ценностями, вечными истинами и со смыслом жизни. Духовность объединяет всех людей, а не разъединяет по своду нравственных законов разных обществ. Хотя нравственные законы существования человека в обществе везде едины, да только «просыпаются» они и становятся ценностью социального познания, вероятно, только через духовность. Закончить хочется словами священника Александра Меня: «Опыт мировых религий, духовные традиции, которые столетиями и тысячелетиями выращивали лучшие представители человечества, – этот священный опыт служил культивации в человеке его духовного начала… Проблема духовности …жизненно важная проблема. Если мы не почувствуем это, не попытаемся подойти к этому с полной ответственностью, то мы окажемся банкротами перед лицом высочайшего призыва» [5, С. 6].

Список литературы

1 Бочкарева С. В., Маметова А. А. На пути к постижению смысла курса ОРКСЭ: сборник интервью. Челябинск : Цицеро, 2013.

2. Брэдбери Р. Человек в картинках / пер. с англ. М. : Эксмо ; СПб. : Домино, 2009.

3. Лем С. Глас Господа // Возвращение со звёзд: Фантастические произведения . М. : Изд-во Текст, ЗАО Изд-во ЭКСМО, 1997.

4 Лем С. Солярис. Магелланово облако. М. : Радуга, 1987.

5 Отец Александр Мень отвечает на вопросы. М., 2008. 6. Саймак К. Город: ром

С.В. Бочкарёва, Курган

Другие новости и статьи

« Фавориты Рюрика: Олег, Аскольд и Дир

Открыт мост через реку Большой Енисей »

Запись создана: Понедельник, 15 Октябрь 2018 в 7:22 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика