20 Январь 2019

Ясность языка в сфере искусства

oboznik.ru - Ясность языка в сфере искусства
#язык#искусство#культура#человек#общество

Область культуры, к которой применяют понятие «искусство», в современном российском обществе необычайно широка, внешние и внутренние границы искусства размыты. Слова «искусство», «творчество», «ремесло», «технология» употребляются без строгого разграничения значений. Различными являются цели и методы художников, технологии и жанры. Постмодернизм постулировал тезис об экспансионистском характере искусства, которое проникает в другие социальные институты, что вызвало иллюзию возрастания эстетической культуры современного общества, но в XXI веке стало очевидно, что экспансию осуществила рыночная экономика, а искусству стали приписывать неприсущие ему функции: формирование спроса и получение прибыли. Для достижения ясности в вопросе искусства необходима дифференциация явлений и процессов художественной жизни, а также субъектов творчества.

Творческого субъекта можно рассмотреть с помощью понятий: ученик, мастер, творец. Ученик знакомится с задачами и их решениями. Его цель: освоить технологии. Мастер блестяще реализует технологию в конкретных условиях актуализации той или иной задачи. Его цель: подобрать технологию в соответствии с поставленной задачей и исполнить необходимые действия. Творец видит новую проблему, формулирует новую задачу, разрабатывает новый метод. Его цель: выразить свой индивидуальный смысл с помощью наиболее адекватного метода. Ученик осваивает технологию, мастер – применяет, творец – изобретает.

Для прохождения всех трех ступеней необходимы способность переживать, или мыслить, стремление понять, ясно увидеть и точно выразить смысл. Только при наличии смысла появиться вопрос о новом методе и будет вестись его поиск. Наблюдение за конкретными социальными группами и индивидами открывает дифференциацию целей, форм поведения. Задача студента (ученика) – освоить в теоретических положениях картину мира, усвоить соответствующий категориальный аппарат, приобрести эмпирические знания, навыки, умения, т.е. познакомиться с основами профессионального мастерства. Но студент может стремиться овладеть ремеслом, а может оказаться случайным человеком, который просто хочет получить диплом о высшем образовании, вынужденно осваивает низший пороговый уровень изучаемых дисциплин.

Статус мастера в традиционном обществе говорил о высоком уровне освоения технологии, о знакомстве с разными методами, о возможности организовать производство, о желании работать честно. Интерес мастера заключался в изготовлении товара, отвечающего высоким художественным и технологическим требованиям. Современный профессиональный работник культуры стремится хорошо выполнять свои функциональные обязанности, занимая определенное место в системе индустрии культуры. Личные цели могут быть разными: стремление к достижению высокого качества исполнения, когда ценностью является создаваемая красота; стремление иметь устойчивый доход, занимаясь «непыльным» делом, которое позволяет иметь широкие социальные связи, а значит успешно решать повседневные жизненные проблемы; достижение высокого статуса, реализация потребностей во власти, богатстве, славе. Среди «деляг» можно выделить тех, кому безразлично, какими методами зарабатывать деньги, и тех, кто ценит свою принадлежность искусству.

Среди «карьеристов» также можно различить тех, кому важен социальный статус безотносительно к конкретной сфере культуры, и тем, кому важен статус именно среди деятелей искусства. Статус художника также позволяет реализовывать разные стратегии поведения: художник успешно решает профессиональные задачи, берет учеников, пропагандирует систему идей и соответствующих технологий, создает школу; художник включен в публичную сферу и ищет подтверждения своей значимости участвуя в местных и международных проектах, многочисленных и постоянных контактах с другими социальными индивидами и группами, поддерживающими его статус, становится медиаперсоной и беспокоиться о сохранении актуальности своего образа; художник с богатой внутренней жизнью формулирует индивидуальные задачи, стремится выразить личностные идеи, для этого ведет поиск наиболее точного языка. В последнем случае человек-экстраверт занимает просветительскую позицию – привлечь всех к новому пониманию; человек-интроверт решает творческие задачи, актуальные в данный момент для него одного, понимая их универсальную жизненную значимость, вынужденно считаясь с их неизвестностью широкой публике в настоящее время.

Как видно из предыдущего описания, идеальный вариант развития художника от ученика до мастера и творца – это только один из вариантов для участников художественной жизни. Более того, можно с уверенностью сказать, что общество массового потребления успешно элиминировало эту стратегию жизни. Оно выдает систему ценностей буржуазии, основанную на материальных благах, за общечеловеческую систему ценностей [2, С. 268]. Потребность в конкретных образцах, которую испытывают массы, с появлением технических средств механического тиражирования привела к формированию индустрии культуры. Искусство «стало производством, широчайшим образом ориентированным на извлечение прибыли, которое будет развиваться и дальше, пока в него будут вкладываться капиталы, а усовершенствование технологии поможет проигнорировать тот факт, что оно уже умерло» [1, С. 30].

Искусство, как институт свободной профессии (М. Вебер), существует благодаря общественному спросу, но регулироваться должно внутренними законами, определяющими профессиональную ценностную иерархию, требования к качеству исполнения и результату. Однако в современном массовом обществе, построенном в рамках капиталистической системы, господство экономического принципа во всех социальных институтах свело закон существования к получению прибыли. Действие закона получения прибыли развертывается вне традиционных иерархий. На любом этапе формирования художника, начиная с ученика, индивид может быть вовлечен в художественные проекты и акции, которые по сути являются экономическими проектами.

При этом чем меньше жизненные планы связаны с совершенствованием в искусстве, тем субъект является более податливым, а значит, удобным материалом, для включения в новые формы получения прибыли. Когда вопрос получения прибыли вытесняет вопрос создания целостной целесообразной неутилитарной формы, тогда вместо целого высказывания специфическими средствами в изобразительном искусстве, общество получает визуализацию чувственных проявлений без рефлексии, субкультурные опознавательные знаки, идеологические штампы и просто поток междометий.

Эксперименты по исключению эстетического содержания из произведений искусства могут иметь конструктивный характер для развития культуры, только если они отрефлексированы и осмыслены в упорядоченной системе понятий искусства и культуры в целом. Например, нулевая степень художественной значимости «Черного квадрата» нисколько не противоречит его величайшему значению как событию художественной жизни, визуализирующему «Абсолютное Ничто» теоретической концепции сущности и становления подлинного свободного искусства К. Малевича. Точные термины, ясные определения, иерархически упорядоченные системы понятий, разработанные философией и наукой, необходимо внедрять в контент СМИ. Они позволят более точно описывать дифференцированное пространство искусства и давать оценку явлениям и процессам. Это будет вклад в развитие молодого поколения и формирование личности, поскольку богатый и точный язык делает возможными полноту мысли и высказывания.

Список литературы

1 Адорно Т. Эстетическая теория. М. : Республика, 2001. 3 Барт Р. Буржуазия как анонимное общество // Мифологии. М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1996.

Н.Л. Варова, г. Омск

Другие новости и статьи

« Возможные расходы на приобретение лекарственных средств в медицинском пункте воинской части

Срок давности для выплат военнослужащим »

Запись создана: Воскресенье, 20 Январь 2019 в 17:10 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика