20 Январь 2019

Сообщество как основание системы ценностей

oboznik.ru - Сообщество как основание системы ценностей
#сообщество#ценности#общество#человек#бытие

В современном социуме существует серьезный кризис моральных принципов и ценностей, лежащих в основе совместного бытия. Релятивизация ценностей и норм, а также упадок социального единства создают опасность возникновения аномии. Вместе с тем продолжающийся кризис имеет конкретные философские основания и потому не может быть преодолен без их экспликации и переосмысления.

Прогрессирующая эмансипация индивидуума от социальных ограничений, лежащая в основе модерного проекта переустройства социума, требует пересмотра традиционных систем ценностей и морали, связанных с понятиями общего блага и добродетели. Представляется очевидным, что анализ трансформации ценностей необходимо осуществлять в связи с исследованием социальной онтологии, выражающейся в соотношении индивидуума и социума. Поиски истоков морали исключительно в разуме и утверждении автономной свободы индивидуума оказали определяющее воздействие на становление индивидуализма и соответствующей ему системы ценностей [1, C. 188].

Универсальная для всех разумных существ, кантианская мораль, абстрагированная от конкретных форм ее реализации, предполагает существование всеобщих естественных прав и свободы как условия ценностей. Основным сдвигом в моральной философии явился отход от понятия общего блага как высшего принципа и добродетели как свойства человеческого действия, сообразующегося с этим благом. Не смотря на соответствие концепции автономной морали духу времени и потребностям общества того времени, внутренние противоречия социального развития и диалектики культуры привели к кризису описанной аксиологии, и в результате стали предприниматься попытки ее переосмысления. Речь идет, в первую очередь, о Ф. Ницше и его проекте переоценки ценностей и провозглашении краха морали и ценностей, основанных на рациональности и автономии субъекта эпохи Просвещения.

Немецкий философ подвел итог основным моральным противоречиям, вставшим перед новоевропейским сознанием, поставившим себе целью выработать мораль на основании автономии и свободы рационального субъекта. Основным социальным следствием такой концепции явилось радикальное разграничение индивидуума и сообщества, которое стало мыслиться вторичным по отношению к несопоставимо высокой ценности недетерминированной индивидуальной свободы [3, C.237].

Однако Ф.Ницше, критикуя рациональные основания морали, не отвергает исходную идею первенства индивидуума над социумом. Согласно Ницше, движущей силой и истоком ценностного творчества является не свобода рационального субъекта, а воля к власти. Сверхчеловек есть тот, кто преодолевает социальные условности, устаревшую мораль и одряхлевшие ценности и в своей растущей мощи и силе устанавливает новые ценности, начинает новую жизнь.

Реактуализируя античный героизм, Ницше направляет его пафос против существующих ценностей буржуазного общества. Два философских подхода к определению морально ценностных условий жизни, кантовская и ницшеанская, являясь диаметрально противоположными в исходных принципах и целях, едины в признании индивидуума автономным источником ценностного выбора. Мы же полагаем, что метафизика, представленная в обоих вариантах, не дает необходимых оснований для эффективного функционирования системы ценностей в обществе. Недостаток данной парадигмы в том, что она, полагая источник ценностей имманентным индивидууму, исключает сообщество из условий формирования морально ценностной системы. В конечном итоге, восстание индивидуума против ограничивающих его свободу социальных и культурных ценностей приводит к краху морали, на место разума и порядка приходит произвол и хаос.

Ценности релятивизируются и теряют свою былую значимость, наступает ситуация нигилизма и морального декаданса. Опасность утраты социального измерения морали и негативные последствия этого для ценностей требует переосмысления соотношения индивидуума и социума, а также роли сообщества. Практика поведения индивида в социуме свидетельствует о том, что невозможно выявить смысл ценностей и морали до тех пор, пока они не включаются в социальный горизонт, объективированный в сообществе. Индивидуум не выбирает субъективно те или иные ценности и нормы по своему усмотрению, но напротив, приобщается к ним как объективно существующим. Концепция не ангажированного автономного индивидуума, свободно определяющего для себя ценности, не может быть эффективной в условиях необходимости устроения реальной совместной жизни [2, C. 133]. Исследование выбора как высшей ценности и даже условия для всех иных ценностей представляет собой следующий важный момент обсуждении статуса сообщества. Для сторонников ценностной значимости сообщества выбор является обусловленным, и базовые ценности не выбираются – так, человек не выбирает собственных родителей и страну, в которой он рождается.

Более того, основные ценности, такие как любовь и дружба, не подразумевают рациональной калькуляции доходов и расходов, что подразумевается концепцией индивидуума только лишь как рационального социального агента. Вопреки концепциям индивидуализма социальная природа человека не ограничивается его рациональной способностью устанавливать соглашения и на этой основе взаимодействовать с другими людьми. Не менее важными ценностями являются солидарность, привязанность и взаимное уважение, которые не могут быть реализованы абстрактно, вне конкретного сообщества.

Мы разделяем тезис, согласно которому в современном ценностном дискурсе необходима реабилитация понятия добродетели как поведения в соответствии с идеей общего блага. В свою очередь, добродетель, в отличие от абстрактных ценностей, конкретна и требует для своей реализации сообщества. Таким образом, когда мы говорим о добродетели, мы говорим о сообществе, и наоборот. Сторонники аксиологической значимости сообщества отстаивают позицию обусловленности личности внешними обстоятельствами в противоположность версии автономного самодостаточного Я, определяющего иерархию ценностей. Вместе с тем в отличие от коллективистов апологеты сообщества не растворяют личность в социуме, сводя ее к акциденции социетального целого.

Итак, в случае признания исключительной важности и ценностной необходимости сообщества, как источника морали, индивидуум сохраняет свою относительную автономию, при этом органично включаясь в социально значимую систему ценностей. Это становится особенно актуально в современном плюралистическом мире, в котором все ценности не могут быть универсальными, ибо ценности всегда присущи конкретному сообществу, с его традицией, историей и культурой. Таким образом, гармоничное объединение индивидуального и социального в сообществе является условием бесконфликтного и гармоничного развития социума на основе взаимного уважения различий и многообразия ценностей.

Cписок литературы

1 Боррадори Д. Американский философ: Беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком, Данто, Рорти, Кейвлом, Макинтайром, Куном. М. : Гнозис, 1999. 208 с.

2 Макинтайр А. После добродетели. Исследования по генеалогии морали. М. : Академический Проект, 2000. 384 с.

3 Ницше Ф. Собрание соч. М. : Престиж Бук, 2012. 1080 с

О.Б. Давыдов, г. Хабаровск

Другие новости и статьи

« Кумиры общественного сознания

Способы лечения травматического шока в годы Великой Отечественной войны »

Запись создана: Воскресенье, 20 Январь 2019 в 17:16 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

Вывезти крупногабаритный мусор в Новосибирске
грузимвозим54.рф

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика