Человек в мире ценностей



Человек в мире ценностей

oboznik.ru - Человек в мире ценностей
#человек#ценность#ценности#жизнь#познание

Человек, в пространстве своей жизни сосуществует одновременно в многообразии разных миров, каждый из которых обладает своим особым пространством и уникальной внутренней логикой развития. Это миры человеческой борьбы, игры, труда, познания, повседневности, любви и так далее. Все они взаимопроникают друг в друга и могут существовать лишь в рамках человеческого бытия. По большому счету, они в значительной степени и формируют пространство человеческой жизни, в котором только и возможна реализация различных аспектов сущности человека. Среди этих миров особое место занимает мир человеческих ценностей, который оказывает принципиальное влияние на весь внутренний мир человека и траекторию его жизни. Вероятно, в своем законченном виде система ценностей человека представляет собой своеобразную комбинацию идеальных образований, которые необходимы сознанию для самоопределения в окружающем мире.

Обобщенный образ сложной или неопределенной ситуации, в которой оказывается человек, проводится сквозь эту ценностную конструкцию, для того чтобы получить некий «оценочный баланс» и определиться со своим отношением к конкретным фрагментам действительности. В процессе человеческой жизни во внутреннем мире человека возникает и конституируется уникальная иерархия ценностей, которая необходима в том числе для того, чтобы примирить его с окружающим миром. Она выступает своеобразным посредником между идеальным по своей природе сознанием и внешней социальной реальностью. Можно предположить, что вся ценностная конструкция не является однородной, внутри нее существует некое ядро, состоящее из испытанных жизнью ценностей. Когда-то выбор с опорой на данную группу ценностей определил судьбу конкретного человека и больше не подлежит ценностной ревизии. Эта группа консервативных ценностей выполняет важную функцию по стабилизации всей системы ценностей и в значительной степени определяет перспективы ее дальнейшего развития. Внешний по отношению к человеку мир чрезвычайно многообразен и динамичен, и люди, существуя в нем, вынуждены постоянно совершать выбор в той или иной социальной ситуации.

В свою очередь ценностный характер выбора предполагает не просто предпочтение одной группе ценностей другой, а запускает процесс переосмысления старых и создания новых ценностей. В результате человек оказывается в новом ценностном пространстве, мир ценностей открывает ему еще один аспект своей многомерности. Ряд ценностей задействовано для создания идеальных жизненных проектов человека, которые подлежат постоянной корректировке и уточнению. Другие отвечают за его существование в постоянно меняющемся внешнем мире, за оценку рисков, возникающих возможностей и опасностей.

Роль третьих связана с реализацией жизненных проектов в окружающей действительности. Можно и дальше продолжать и уточнять роль различных ценностных образований в жизни человека, но необходимо отметить главное. Мир человеческих ценностей своим главным предназначением имеет феномен самореализации человека в окружающем мире. В значительной степени благодаря системе ценностей и комплексу особых механизмов актуализируются различные аспекты человеческой сущности, ранее находившиеся в потенциальной форме. И в результате в окружающей действительности возникает и получает дальнейшее развитие феномен человеческой личности. Ценности по сути играют роль внутренних регуляторов процесса самореализации человека. Структуры ценностного мира пронизывают все сферы человеческой жизни.

В неявной форме этот совокупный результат личностного и социального опыта оказывает влияние на повседневную жизнь человека. Вероятно, именно в структурах повседневности и начинается формирование системы ценностей человека. В рамках этих древнейших структур человеческого бытия закладываются и оформляются первые ценностные предпочтения. По мере усложнения социальной жизни и, соответственно, внутреннего мира личности происходит принципиальная трансформация этих феноменов. Начинаются процессы их дифференциации и постепенного превращения в самодостаточные ценностные образования. Такого рода образования не могут существовать автономно и сознание человека, наделяя их все более глубоким смысловым содержанием, начинает формировать из разнонаправленных ценностей особые структуры ценностного мира. Опора на эти структуры предполагала переход людей к более сложным формам социального поведения и стимулировала процесс усложнения внутреннего мира личности. Становление этих структур ценностей никогда не происходило в полной мере осознанно.

Все эти процессы большей частью протекали на уровне человеческого подсознания. Можно предположить, что ценностный мир человека формируется и функционирует в сфере бессознательного, посылая в сознание человека оценки ситуации, мотивы поведения и результаты выбора. Разумеется, что эволюция ценностного мира человека всегда была неоднозначным и противоречивым процессом.

Находясь на грани между внешним и внутренним мирами, ценностные структуры искали моменты согласования между ними, но результат далеко не всегда оправдывал ожидания. Постоянным моментом эволюции были кризисы, когда сознание человека не успевало переосмыслить в ценностном плане непредсказуемые изменения социальной реальности. Кризис в результате своего углубления всегда мог перейти в катастрофу. Катастрофа предполагает деградацию ценностного мира человека, которая происходит на фоне утраты им смысла собственной жизни. И если сознание теряет основной смыслообразующий стержень, то в остальных смыслах и ценностях больше нет необходимости.

В.И. Корниенко, г. Курган



Другие новости и статьи

« Национальный характер как культурная норма

Нравственная оценка благотворительности »

Запись создана: Среда, 16 Январь 2019 в 11:56 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы