16 Январь 2019

Национальный характер как культурная норма

oboznik.ru - Национальный характер как культурная норма
#нация#характер#культура#норма#личность

Любое общество или отдельная социальная ячейка, группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений. Они должны также согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствие с общими интересами данной ячейки или общества. Для достижения этой цели и существуют культурные нормы, которые представляют собой совокупность определенных правил, предписаний, стандартов, традиций, принятых в обществе. Нормы задают стандарты того, как человек должен жить, какими принципами обладать, как строить коммуникации. Индивидуум, не принимающий основные предписания общества, не сможет успешно социализироваться. К культурной норме можно отнести и национальный характер, который в современном мире также представляет собой определенное предписание, регулирующее поведение людей в обществе.

Национальный характер проявляется в групповых действиях, особенно в процессе межэтнического взаимодействия [1, C. 97]; он не наследуется биологическим путем, а приобретается в процессе воспитания. Национальный характер формируется на основе социокультурного опыта народа, всей совокупности традиций, идей, ценностей, стереотипов, идеалов, интересов, распространенных в данной этнической общности, оказывающих воздействие на ее представителей. Человек воспринимает существующую модель национального характера как образец и под него подстраивает свое поведение. Процесс функционирования национального характера как культурной нормы проявляется в том, что в рамках каждой культуры определенные формы поведения поддерживаются национальными традициями, тогда как другие пресекаются. Дети впитывают в себя черты характера, которые закладывают в них взрослые с самого рождения и которым в свое время родителей также научили их родители. Например, К. Фокс указывает, что в Англии из поколения в поколение передаются такие черты, как ирония, самоуничижение, преуменьшение, намеки, двусмысленность и вежливое притворство.

Без этого англичане – не англичане. Поэтому случаи открытого бахвальства жестко пресекаются, тогда как ироническая форма самопрезентации поддерживается культурной традицией. Когда дети идут в школу, они уже в совершенстве владеют искусством непрямого хвастовства и способны самостоятельно заявить о своих достоинствах путем самоуничижения [2, C. 434]. Национальный характер как культурная норма присутствует также в традициях, ориентированных на определенную модель поведения.

Так, в Великобритании традиция строить в основном малоэтажные дома с камином и садом означает поддержание чувства индивидуальности и частной неприкосновенности, уединенности, руководствуясь древним принципом: «Мой дом – моя крепость». В результате, начиная с детства, внедряются образцы поведения, поддерживаемые воспитанием, образованием, национальными традициями и обычаями. Способом представления национального характера могут быть и образы национальных героев, реальных или вымышленных. Например, говоря о Шотландии, можно вспомнить Уильяма Уоллеса, Робин Гуда или короля Артура и рыцарей Круглого стола; в Англии – Ричарда Львиное сердце, Жанну д’Арк во Франции и т. д. В этих образах акцентируются черты, которые в самопредставлении нации имеют первостепенное значение и культивируются. Мифологизированные образы национальных героев помогают нации не только определить истоки своего национального характера, но и сформировать его эталоны. Нормирует поведение людей и образ национального характера, создаваемый народом в сравнении себя с другими народами. Учитывая автостереотипы, каждый народ выстраивает положительный образ, исходя из собственных представлений о достоинствах своей нации, и пытается вести себя соответствующим образом. Одна из целей автостереотипов состоит в воспитании и поддержании чувства патриотизма.

Например, англичане считают себя законопослушными, вежливыми, великодушными, галантными, стойкими, хотя, конечно, в реальности не все члены этноса таковыми являются. Но присутствие этого автостереотипа в культуре дает дополнительное усиление мотивации к соответствующему поведению. Этнические представления не являются простым мифом – в их основе все же лежит реальный опыт. Как отмечал А.Н. Леонтьев, образ может быть более адекватным или менее адекватным, более или менее полным, иногда даже ложным, но мы всегда его «вычерпываем» из реальности [3, C. 204]. Но верно и обратное: стереотипы, овладевая сознанием, начинают формировать реальность. Оборотная, негативная сторона описанного процесса связана с тем, что члены этноса воспринимают свою линию поведения как единственно верную, а все остальные – как «дикость», нелепицу. Именно поэтому античные греки называли все остальные народы «варварами», хотя среди этих народов были носители более древних и не менее развитых культур, чем греческая (персы, египтяне, финикийцы и т.д.).

Национальный характер как норма и модель поведения может искусственно навязываться нации вследствие некоторых мер, предпринимаемых государством. В результате для народа формируются требуемые схемы поведения путем насаждения одних черт и подавления других или обуздывания уже сформированных черт психологического склада нации. Основными инструментами в достижении этой цели выступают политическая идеология и политическая пропаганда. В переломные моменты истории политическая власть использует национальный характер как инструмент в достижении своих целей, апеллируя к представлениям нации о себе самой как «стойкой», «выносливой», «свободолюбивой», «умеющей трудиться, не покладая рук» и т.д. Действенной является политическая пропа

ганда, которая с помощью средств массовой коммуникации (радио, газеты, журналы, телевидение, книги, Интернет) навязывает определенные автостереотипы народу, интерпретируя его привычки и поведение и продвигая новые взгляды и убеждения. С течением времени такое воздействие может само по себе привести если не к формированию, то к углублению тех или иных черт национального характера. По утверждению Э. Денниса: «СМИ "формируют" наше мышление, "воздействуют" на наши мнения и установки, "подталкивают" нас к определенным видам поведения …» [3, C. 204]. Это общее правило действует и применительно к формам поведения, которые оцениваются и продвигаются как соответствующие национальному характеру.

Делая вывод, можно заключить, что любое общество существует и развивается согласно культурным нормам, т.е. правилам, предписаниям, образцам, законам, традициям и обычаям, которые почитаются и соблюдаются большинством членов социума. В этом контексте большое значение имеет образ национального характера, который, также являясь культурной нормой, определяет и направляет поведение людей. Национальный характер связывается с почитанием своих традиций, обычаев, праздников, которые наряду с воспитанием и образованием ведут к определенным поведенческим образцам и начинают внедряться в общественное сознание еще с детства. На формы поведения людей могут также влиять образы национальных героев и представления нации как о себе самой, так и о других нациях. Действенным орудием выступает и государство, стремящееся использовать в нужном для него направлении психологический склад нации, в результате чего меняются ценности и нравы, по-новому определяя поведение людей.

Список литературы

1 Сикевич З. В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). М., 1996.

2 Фокс Кейт. Наблюдая за Англичанами. Скрытые правила поведения. М. : Рипол классик, 2008.

3 Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология: Хрестоматия : учебное пособие для студентов вузов. М. : Аспект Пресс, 2003. 4 Деннис Э. Беседы о масс-медиа. М. : Вагриус, 1998.

Е.С. Коршунова, г. Омск

Другие новости и статьи

« Новая версия гибели Есенина

Человек в мире ценностей »

Запись создана: Среда, 16 Январь 2019 в 11:09 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика