23 Сентябрь 2018

Труд как ценность

oboznik.ru - Труд как ценность

На протяжении истории человеческого общества труд являлся одним из основных факторов общественного прогресса, ценность которого являлась неоспоримой, но в те или иные исторические эпохи наибольшей ценностью обладали разные виды труда. И.И. Чангли в работе «Социология труда» утверждает: «Генезис труда начинается в эпоху предыстории человеческого общества.

Содержание этой предыстории составило совершенствование приспособительных действий предков человека, связанное с применением в качестве орудий предметов внешней природы и развитием «исследовательской деятельности», еще не преследующей конкретных целей. Действия совершенствовали его руку и всю телесную организацию. Труд (точнее – некий предтруд), возникший на чуждой ему основе отношения животного к среде, сам постепенно создал свою собственную основу…»[1, С. 56].

Исходной функцией труда было удовлетворение зарождающихся человеческих потребностей. Главным направлением функционирования труда является обмен веществ между человеком и природой. Вначале он был крайне ограниченным в силу ограниченности самих потребностей человека. Удовлетворение инициировало новые потребности, что вело к расширению видов труда и их воспроизводству. Постепенно становится все более осознанной и потребность в самом труде, которая, имея биосоциальный характер, подобно катализатору, содействует совершенствованию труда, все больше накладывая на него отпечаток сущностных сил человека. В доисторическом обществе труд ценился за его практический результат, благодаря которому древнейший человек мог удовлетворять свои естественные нужды.

С развитием общественного разделения труда и появлением ремесла труд начинает оцениваться как искусство. К. Маркс указывал, что для ремесленника: «Труд сам еще наполовину искусство, наполовину самоцель…». В классовом обществе труд дифференцируется на материальный и духовный, и имущественное расслоение людей придает оценкам труда классовый характер. В древнегреческом обществе свободными греками высоко ценился ратный труд, политическая и философская деятельность. Аристотель самым рабским считал тот труд, «где требуется исключительное применение физических сил». Наоборот, представители эгалитарной культуры (киники, некоторые римские стоики) высоко оценивали любой труд. Диоген Лаэртский писал о кинике Антисфене: «Он доказывал, что труд – благо» [2, С. 98]. В. Кинкел утверждал: «Самое прекрасное и глубокое, что сделали киники – это похвала труду» [3, С. 147]. Они придали труду нравственную ценность, превратив его в этическую категорию.

В средневековом обществе ценностное отношение к труду являлось амбивалентным. Церковь считала материальный труд занятием богоугодным, но неблагочестивым, недушеспасительным. Вместе с тем лень относилась к одному из грехов христианской морали. Ле Гофф писал, что на средневековом Западе целый ряд видов труда и занимающихся ими работников презирался, что было связано с различными табу (мясники, палачи, красильщики, сукновальщики, прачки, купцы, ростовщики и т.д.) [4, С. 382].

Зато высоко ценился труд священников, монахов, богословов, которые работали со священными текстами и вели аскетический образ жизни. Сословие священников увеличивалось, что потребовало их обучения. Поэтому именно в средневековье создаются первые университеты, где главными были теологические факультеты. Тем самым труд оценивался с точки зрения сакральных религиозных ценностей и сословной иерархии. В эпоху Возрождения ценность приобрел интеллектуальный труд по созданию произведений светской духовной культуры, особенно художественной. В период Реформации протестантская этика, по мнению М. Вебера, стала катализатором возникновения капиталистического общества. Правда, в ней высоко оценивался только тот труд, который обеспечивал достижение личного успеха, свидетельствуя о богоизбранности индивидов. Трудолюбие вошло в систему ценностей протестантизма.

Таким образом, при капитализме утверждается утилитарно-социальная ценность труда. В советской России ценностная значимость труда политизируется и идеологизируется. Лозунг большевиков: «Кто не трудится, тот не ест» обозначал, во-первых, что социализм создается как общество трудящихся классов; во-вторых, что нетрудящимся классам в этом обществе не обеспечивается жизнь. Принудительная экспроприация частной собственности и массовые репрессии воплотили этот лозунг в жизнь. В период индустриализации 1930-х годов почетным считался квалифицированный механизированный труд промышленных рабочих, который, согласно коммунистической идеологии, в значительной степени обеспечивал строительство социализма и коммунизма.

Власть поощряла создание рабочих династий, передовиков производства награждали званием Героя социалистического труда, в производственных коллективах устраивалось социалистическое соревнование, приветствовались трудовые почины и т.д. Высоко оценивался и труд инженеров, командиров производства, и даже писателей именовали «инженерами человеческих душ». Рабочих старались принять в правящую партию, тогда как для интеллигенции прием туда был ограничен. Но стагнация материального производства и девальвация коммунистических идеалов ослабляет ценностную значимость материального труда. Городская молодежь все чаще старается получить высшее образование и устроить свои судьбу вне сферы материального производства. В период экономических реформ 1990-х годов в связи с массовым закрытием заводов и безработицей материальный труд утратил общественную ценность. В современном российском обществе с рыночной экономикой закон рыночного спроса и предложения охватывает и рынок труда. Ценность труда прагматизируется, ценится высокооплачиваемый труд.

Молодежь теперь предпочитает выбирать специальности юристов и экономистов, весьма привлекательным становится информационный труд. Все это привело к «кадровому голоду» на рабочих. Интеллектуальный труд ученых, учителей, врачей, став малооплачиваемым, утратил свою ценность. Различие между Россией и Западом по отношению к ценности труда при рыночном капитализме состоит в том, что на Западе высоко оценивается труд предпринимателей, тогда как в менталитете народа современной России, сохранившем архетип справедливости, отрицательная оценка крупных предпринимателей, особенно олигархов, чье богатство было несправедливо получено в ходе приватизации 1990-х годов, распространяется на труд всех предпринимателей. Можно предположить, что в будущем мы сможем уйти от дилеммы общественного престижа и финансового благополучия. Э. Тоффлер связывал разрешение этой дилеммы с постиндустриальной цивилизацией. «Экономика Третьей волны, – писал он, – даже если она опирается на солидную информационную базу, требует всех видов человеческих талантов и ресурсов, а не только чистый интеллект.

И я верю, что эта экономика предоставит стимулы также и для других видов деятельности. К примеру, нам нужны будут в большом количестве инструкторы обычного цикла обучения и инструкторы по переучиванию на новые профессии. Это потребует умения вести межличностное общение, а также визуальных, графических и драматических дарований. Нам потребуются люди, которые умеют сочувствовать другим; люди, которые обладают эстетическими и атлетическими дарованиями, отзывчивые менеджеры и организаторы. А для всего этого нужно гораздо больше, нежели просто интеллектуальные способности. Нам нужны борцы и те, кто умеет примирять; люди, которые могут вести “межкультурное общение”, и многие другие типы людей. Идея о том, что какое-либо общество или экономика могут управляться бесплотным интеллектом, является мифом. Ее проповедуют технократы, но она просто не соответствует истине» [5]. Можно заключить, что ценность труда имеет исторический характер и зависит от экономики, социальной структуры, политики и идеологии.

Список литературы

1 Чангли И. И. Труд. Социологические аспекты теории и методологии исследования : монография. 4-е изд. М. : ЦСПиМ, 2010. 608 с.

2. Антология Кинизма. М. Наука, 1984. 398 с.

3. Нахов И. М. Философия киников. М. : Наука, 1982. 223 с.

4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. Екатеринбург : Прогресс, Прогресс-Академия, 2007.

5 Тоффлер Э., Интервью. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Culture/Toffl er/_FutW.php

Д.Н. Меньщиков, г. Курган

Другие новости и статьи

« Переход печатных изданий в интернет-пространство

7 громких реформ Петра I »

Запись создана: Воскресенье, 23 Сентябрь 2018 в 21:00 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика