2 Январь 2016

Проблемы патриотического воспитания в современном российском обществе

oboznik.ru - Проблемы патриотического воспитания в современном российском обществе

Словосочетание «патриотическое воспитание» вызывает в современном российском обществе массу эмоций, в основном негативных. От интеллигентски-презрительных, по Салтыкову-Щедрину, «Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли…», до умильно-слезливых при наблюдении за юными кадетами в парадной форме, ловко разбирающими автомат Калашникова, от бравурно-заискивающих на состязаниях спортивных клубов, где играют «легионеры», до маразматически-мазохистских: «Только в нашей стране можно воровать в таких масштабах и быть оправданным…». Принимая за исходный тезис «Патриотизм – это любовь к Родине», рассматривая его рационально, обнаруживаем, что любить-то не за что, однако на иррациональном уровне особый отзвук на призыв о патриотизме, не всегда ясный и отчетливый, все же возникает. Попытаемся вернуться к изначальному смыслу слова «патриотизм».

С латинского языка «pater» – «отец», то есть патриотизм предполагает самоидентификацию – принадлежность своему роду, приверженность ценностям предков. При этом рациональное осмысление «правильности – неправильности» такой принадлежности вторично. Ощущение связи со «своими» всегда существует через противопоставление «чужим», отсюда и патриотизм понимается как борьба с врагами, и чем конкретнее враг, тем крепче патриотизм.

В настоящее время, когда общество особенно дробно дифференцировано, когда не найдена единая, цементирующая общество «национальная» идея, патриотизм не стоит рассматривать примитивно как борьбу с внешним противником. Априорная связь со «своими» не определяется только наличием «чужого» врага, она гораздо глубже, и содержание понятия «свои» не совпадает ни с территориальными границами страны, ни с этнической принадлежностью, ни с политическими и экономическими факторами.

Подрастающему поколению сегодня приходится самостоятельно определять критерии выделения «своих». Сравнивая представления о «своих» современных подростков (данная выборка ни в коем случае не претендует на всеобщность позиций, но, тем не менее, интересна) и своих воспоминаниях об этом вопросе в том же возрасте (а это последние годы существования Советского Союза), отмечаю ряд различий: национальный вопрос для советских школьников был официально табуированной темой, но в подростковой среде был значимым критерием деления; для современных школьников при достаточно серьезном обсуждении этой проблемы в обществе он не играет какой-либо ведущей роли; то же касается имущественной дифференциации и деления на «отличников» и «двоечников»; религиозный вопрос для «поколения отцов» даже не поднимался – все равно все официально атеисты; для «поколения детей» он начинает играть определенную роль, но не ту, какая навязывается скандалами, описываемыми в СМИ. «Свои» для современных школьников – это люди, разделяющие общечеловеческие ценности («не пьют, не курят, не "шатаются" от безделья по улицам, заняты полезными делами, уважительно относятся друг к другу, не предают, не обсмеивают, помогают» и т.д.). Таким образом, патриотизм разворачивается «на себя».

Стать достойным человеком, для которого нравственные нормы – не пустой звук, это и означает быть патриотом. Родина – не только символическое понятие, оно наполняется конкретными людьми. Подобные идеи, стихийно зарождающиеся в сознании юного поколения, перекликаются со словами известного педагога Н.И. Пирогова: «Все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми» [1, С. 39]. Таким образом, патриотическое воспитание базируется на нравственном, которое, являясь императивным (требует определенных действий, мыслей и чувств), в то же время отличается личностной формой: моральные требования обращены личностью к самой себе, они должны стать собственным убеждением человека, отсюда форма морального требования «я должен», а не «ты должен». И патриотическое воспитание в большей степени превращается в самовоспитание. И в этом плане религиозная составляющая в патриотизме может занимать определенную нишу.В любой конфессии моральные ценности сакрализуются и тем самым становятся наиболее удобной формой принятия, облегчают процесс их усвоения.

И если этот подход не отличается догматизмом, а напротив, позволяет поставить перед юным человеком ряд ценностно-ориентирующих вопросов и заставить его искать на них ответы через минимальный непрагматичный духовный опыт, то во многом задачу воспитания религия выполнит. Вспомним педагогическую установку Л.Н. Толстого: «Первое и главное знание, которое свойственно,прежде всего, передавать детям и учащимся взрослым, – это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что всегда, и при всех возможных условиях, дурным?» [2, С. 454-455]. Воспитание патриотизма должно происходить также посредством глубокого ознакомления детей с основами родной культуры и истории во всем их богатстве и многообразии. При этом из истории не следует вычеркивать не самые привлекательные страницы. Какой бы она ни была, она дает свой урок привязанности к высшим моральным ценностям (свободы, смысла жизни), которые и олицетворяет Родина.

Список литературы

1 Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М. : Просвещение, 1988. 648 с.

2.Толстой Л. Н. Педагогические сочинения / сост. Н. В. Вейкшан. М. : Педагогика, 1989. 544

О.А. Темникова, г. Курган

Другие новости и статьи

« Правительство утвердило программу патриотического воспитания

Современный метод измерений для записи в 3D как основа для надежного планирования »

Запись создана: Суббота, 2 Январь 2016 в 22:53 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика