Социальное мифотворчество как ценность
Мифы играют огромное значение в нашей жизни, являясь непременным сопровождением идеологии. Наблюдается такая закономерность: чем хуже жизнь, тем красочнее и фантастичнее мифы. Миф (в переводе с древнегреческого языка μῦθος означает сказание, предание) – это повествование о богах, героях, передающее представления людей о происхождении всего сущего, о мире и месте человека в нём, В доисторическом обществе мифология являлась общественным мировоззрением, выполняя функцию укрепления единства членов общины и рода.
Но и в современном обществе мифы выполняют немаловажные социальные и политические функции. Более того, в условиях «сузившегося» культурного пространства при глобализации, когда границы между культурами размываются и культуры вступают в диалог, с помощью мифов краткосрочно осуществляется формирование массового сознания.
В литературе отмечается, что современные мифы как форма знания утрачивают свою актуальность, но зато являются эффективным средством формирования веры и поведения людей. Тем самым они заменяют в современном атеистическом обществе религию. Существуют различные классификации мифов по разным основаниям, в связи с чем хотелось бы предложить их дифференциацию на социальные и политические.
В свою очередь, социальные мифы можно разделить, во-первых, на бытовые, которые можно определить как мифы о счастье: миф о Золушке, миф о фортуне, миф о чуде и т.д. Во-вторых, на профессиональные мифы о «престижных» и «непрестижных» профессиях. В-третьих, на национальные мифы о ценностных характеристиках «своей» нации. В-четвертых, на мифы об обществе «всеобшего благоденствия». Политические мифы можно разделить на мифы для внутреннего и внешнего употребления.
К числу первых относятся, например, мифы о «русской идее», «американской мечте» и т.д. К числу вторых относятся различные мифы о внешних для страны угрозах (например, американскоевропейский миф о России как агрессоре) и достоинствах той или иной страны, ее доминируюшей роли в международном сообшестве.
Но мифы играют не только положительную роль, консолидируя народ в достижении социальных и политических целей (материальное благополучие, развитие национального самосознания, достижение крупных общесоциальных проектов, укрепление международного престижа страны), но и отрицательную, поскольку они способствуют формированию национализма и шовинизма (миф об исключительности «своей» нации), религиозного мессианизма (миф об исламском халифате от моря и до моря), различных форм экстремизма. Истребить мифы, «вычеркнуть» их из массового сознания невозможно, ибо они опираются на такие феномены массовой психологии, как вера и доверие. «Вера, – утверждал П. Тиллих, – это наиболее центрированный акт человеческой души.
Это не движение особой части и не особая функция целостного бытия человека. Все части и функции объединяются в акте веры» [1]. Вера содержит не только предмет веры, но и императив, предписание по отношению к поведению человека. Поэтому вера является эффективным механизмом социальной и культурной регуляции. Вероятно, способом демифологизации сознания может служить рационализация мифов путем их сравнения с действительностью.
Список литературы 1 Тиллих П. Динамика веры. URL: http://azbyka.ru/dictionary/ 03/ dinamika-very-all.shtm
М.В. Усольцева, г. Курган
Другие новости и статьи
« Социальное партнѐрство как ресурс военно - патриотического воспитания учащихся
Запись создана: Вторник, 30 Октябрь 2018 в 11:49 и находится в рубриках Новости.
метки: миф, мифотворчество, мифы
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика