Роль культурных и личностных ценностей в воспроизводстве и изменении культуры



Роль культурных и личностных ценностей в воспроизводстве и изменении культуры

oboznik.ru - Роль культурных и личностных ценностей в воспроизводстве и изменении культуры
#культура#ценности#личность#теории#историякультуры

Ядром любой культуры являются ценности. В качестве таковых выступают основные формы культур того или иного типа и все, что осознано людьми как необходимое, как значимое для воспроизводства этих форм. Отражать значимое – не единственная функция ценностей. Все аксиологические теории сходятся в том, что ценности определяют направленность активности (поведения и деятельности) человека. Как это происходит, объясняют по-разному, но важным является то, что именно за счет сочетания двух названных основных функций ценностей обеспечивается воспроизводство наиболее значимого в культуре. Эта взаимосвязь ценностей и культуры проявляется в трактовке культуры как совокупности материальных и духовных ценностей.

В таком контексте в качестве ценностей выступают объекты действительности, оцененные индивидом или обществом как значимые, как образец, идеал, норма. Непосредственно такие ценности не могут определять направленность активности индивидов, не могут выступать внутренней детерминантой их поведения и деятельности. Эту функцию могут выполнять только ценности, понимаемые как интенции сознания, как личностные структуры, как элемент личностного опыта человека. Получается, что в аксиологии речь ведется о двух типах ценностей. За первым типом ценностей закрепилось, хотя и недостаточно прочно, название – культурные ценности.

Культурные ценности отражают значимые с точки зрения интересов культуры и общества в целом материальные и идеальные объекты и явления действительности. То есть посредством культурных ценностей закрепляется как общезначимое то, что уже создано людьми, что должно быть воспроизведено.

Но что движет этими людьми, когда создается нечто, особенно новое, не существующее еще нигде и никогда, то, что и приводит к изменениям культуры? Здесь на первый план выходят личностные ценности, которые определяют направленность поведения и деятельности индивидов на воспроизводство выработанного их сознанием образа значимого для них способа отношений с действительностью. Личностные ценности, с одной стороны, являются выражением индивидуально значимого, но с другой стороны, характеризуются разной степенью общезначимости: для индивидов может быть пережито как значимое и то, что еще никем не воспринимается как таковое, и то, что является значимым для больших групп людей. Ценности большой степени общезначимости и называют общественными ценностями. Носителями таких ценностей могут быть только индивиды, но в культуре огромную роль играют знания об общезначимых ценностях, которые, с нашей точки зрения, входят в число культурных ценностей. Личностные и культурные ценности взаимосвязаны и образуют ценностный мир человека.

Личностные ценности возникают в результате освоения индивидами культуры, созданной предыдущими поколениями, и культурных ценностей, выделяющих из её состава наиболее значимое. То, что реализовано как личностная ценность, может стать ценностью культурной, но всякая культурная ценность – это реализованные личностные ценности, это воплощение человеком интенций его сознания в материальной или идеальной форме. Через это воплощение в культуру и входят те изменения, которые впоследствии могут быть закреплены как культурные ценности. Наиболее яркими примерами обновления культуры выступают такие религии, как буддизм, конфуцианство, мусульманство, основателями которых были личности, воплотившие личностные ценности в своих философских учениях. В эпоху относительно автономного существования культур разных типов механизм воспроизводства и изменения культуры посредством ценностей не требовал особенного осознания. Личностные ценности большинства индивидов формировались под влиянием ценностей той культуры, в которой человек рождался и проживал всю жизнь. Изменения, происходившие в результате проявления творческого начала в человеке, носили, как правило, эволюционный характер.

В современном мире становится все более очевидным, что нарушение процесса воспроизводства культуры тех или иных народов, стран, её изменения происходят под воздействием ценностей других культур. Иногда эти процессы носят позитивный характер, иногда приводят к возникновению неразрешимых противоречий. Прогнозируемость происходящих процессов возможна лишь на основе более полных знаний о ценностном мире человека. Наши исследования показали, что личностные ценности представляют собой мыслительные формы, фиксирующие стремления человека к тому, что предстаёт для него как значимое само по себе, соответствует его предельным на момент возникновения ценностей социально-культурным и природным возможностям и создает для него сферу должного (проект будущего). Значимой самой по себе выступает та форма культурноопосредованных отношений человека с миром и с самим собой, которая переживается им как сущностно необходимая, так как направлена на удовлетворение его базовых потребностей и обеспечивает разрешение или предотвращение возникающих при этом противоречий. Личностные ценности рассматриваются нами как ядро личностного опыта человека, который складывается из личностной системы ценностей, из знаний, представленных в сознании человека как целостная картина мира, из освоенных им видов и способов деятельности.

Личностный опыт человека – это процесс и результат проживания человеком усваиваемой и осваиваемой общественной культуры. Общественная культура в личностном опыте представлена знаниями о действительности (в том числе и знаниями о культурных, об общезначимых ценностях) и освоенными видами, средствами и способами деятельности. В личностном опыте человека усвоенный человеком общественный опыт интегрируется с его индивидуальными переживаниями, с опытом индивидуального существования. Результатом такой интеграции прежде всего являются личностные ценности, которые выражают стремление к тому, что пережито как значимое самим индивидом. Личностные ценности упорядочивают другие элементы личностного опыта: знания и освоенная деятельность структурируются в системы, отражающие различную степень их значимости для индивидов. Устойчиво значимое для человека, отраженное в его личностных ценностях, выявляется на основе содержания всего его личностного опыта и только в рамках переживаемого им определенного культурно-опосредованного отношения. То есть значимость чего-либо определяется для него как для субъекта, находящегося в определенном состоянии и имеющего определенные потребности, в его отношениях с определенной группой объектов, которые выстраиваются на основе применения определенной группы культурных средств.

Таким образом, вся осваиваемая человеком культура может стать личностно-значимой для индивидов только тогда, когда будет раскрыта её значимость в фактически переживаемых им отношениях с точки зрения удовлетворения его базовых потребностей. В современной культуре для нового поколения предлагается множество способов переживания личностной значимости культурных ценностей. Сохранение значимых форм культуры всегда происходило через воспитание, но современные условия жизни людей в глобализирующемся мире требуют изменения его организации. Для подрастающего поколения важно как можно раньше проверить на личностную значимость как можно большее число отношений, видов деятельности.

Наиболее адекватно эту задачу выполняет сфера дополнительного образования, вовлекающего детей в различные виды практической деятельности. Но практическая значимость множества ценностей культуры обнаруживается только на определенном этапе жизни человека и в определенных условиях. Позитивное отношение к ценностям такого рода наиболее эффективно формируется через создание условий переживания культурных ценностей как личностно значимого при помощи компьютерных игр, кинофильмов, ток-шоу и т.п. Но при этом выполнение воспитывающей функции всецело определяется тем, насколько виртуальные условия проживания личностно значимого соответствуют той действительности, в которой человек живет как организм.

Очень часто все эти виды деятельности не предполагают применения предлагаемых культурных средств (идеалов жизни, норм поведения, идей и т.п.) в практической жизни, в которой их значимость могла бы не подтвердиться. Тогда в чем же их назначение? В том, чтобы не были сформированы личностные ценности, реализация которых приведет к развитию культуры? В том, чтобы, обнаружив несостоятельность в практической жизни того, что преподноситься как ценности, человек почувствовал ущербным себя? С 90-х годов мы приобрели огромный опыт освоения ценностей западноевропейской культуры. Можно утверждать, что некоторые из них получили развитие в нашей культуре. События последнего года показывают, что и свобода слова, демократия, суверенитет сейчас больше свойственны российской культуре, чем культуре западноевропейских стран. Но очень многое направлено на развенчание ценностей нашего народа. С самого начала подвергается нападкам ценность Победы, ценность труда, дружбы народов и т.п. Итак, воспроизводство и изменение культуры происходит посредством взаимодействия и взаимообусловленности двух основных типов ценностей: культурных и личностных. Наиболее эффективным является воспитание личностных ценностей на основе ценностей той культуры, к которой принадлежит человек.

Н.Л. Худякова, г. Челябинск

 



Другие новости и статьи

« Странные события на сталинской даче

Учебно-методический полевой сбор с санитарными инструкторами Балтийского флота »

Запись создана: Четверг, 17 Январь 2019 в 11:43 и находится в рубриках После Крымской войны, После Русско-японской войны.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы