19 Июль 2020

Традиционные механизмы трансляции ценностей в культуре

oboznik.ru - Традиционные механизмы трансляции ценностей в культуре
#культура#ценности#общество

Каждая культура в любой момент времени воспроизводит собственные ценности. Ценности могут быть материальными и духовными, индивидуальными и общественными и т.д. Эти ценности не являются застывшими и раз и навсегда сформированными и передающимися последующим поколениям в неизменном виде. Одни ценности имеют «вечное» значение, а другие соответствуют своему времени и вместе с ним изменяются. В процессе социализации идет процесс усвоения наиболее важных социокультурных ценностей, которые можно рассматривать как некое ядро национальной и речевой культуры, медленно изменяемое в течение длительного времени.

Такие ценности являются традиционными. К ним относятся нравственные, религиозные, культурные, эстетические, поведенческие и т.п. Ценности в практическом виде можно рассматривать как набор особых правил. Правила – это знаково-смысловое пространство возможностей и ограничений, которое накладывается на движения, действия, поступки и мысли индивида или индивидов. Правила по своей форме не отличаются друг от друга, их отличие лежит только в содержании как во внутреннем знаково-смысловом пространстве, так и при воспроизводстве знаково-смыслового поведения индивидом.

Ценности передаются при помощи правил, а сами правила могут быть вербальными, невербальными и вербально-невербальными. Традиционные ценности транслируются традиционными механизмами последующим поколениям. Любое социокультурное пространство упорядочено ценностями (правилами). Индивиды воспроизводят не какое им заблагорассудится поведение в обществе. Желательное и нежелательное поведение являются двумя противоположностями, двумя полюсами традиционного знания, которое усваивается только через понимание добра, через зло и наоборот. Если нет добра, то невозможно определить, что есть зло, и если нет зла, то, что есть добро? Социокультурное пространство, воспроизводимое индивидами, содержит в себе и добро, и зло. Ценности позволяют установить между ними отличие и селективно воспроизводить желаемое поведение и ограничивать воспроизводство нежелательного поведения как дестабилизирующего общество. В русских народных сказках зло во всех своих формах проявления наказывается, а добро поощряется и благодаря тому, что главный герой воспроизводит нравственное поведение, он добивается желаемой цели. Таким образом, происходит закрепление добра как ценностной основы человеческого мира. Добро рассматривается как ценность, но и зло также рассматривается как ценность, но с противоположным знаком, т.е. антиценность. Это говорит о том, что если акцент делается на одном из полюсов, то индивид может достаточно легко под воздействием традиционных методов передачи ценностей освоить их и воспроизводить в качестве основы своего поведенческого миропонимания.

Можно через сказки транслировать зло как основную форму воспроизводства поведения, ведущего героя к желаемому результату, и наоборот, показывать добро, как беспомощное никому не нужное поведение, не способное ничего сделать самостоятельно. Следовательно, добро и зло существуют как некие модели для воспроизводства индивидуального поведения и только благодаря методам трансляции социокультурных ценностей, направленных на передачу и воспроизводство традиционных ценностей можно формировать как моральное, так и аморальное поведение, придерживаясь добра или зла. Не существует универсальных ценностей, т.к. любое ценностное поведение можно показать с разных полюсов. Одним из основных методов передачи ценностей являются действия по аналогии с некими образцами как желательного ценностного поведения. А так как добро и зло – это разные полюса желаемого и нежелаемого ценностного поведения, то и методы их воспроизводства и трансляции идентичны. В процессе социализации индивиду предлагается действовать по аналогии и рассуждать в пространстве примеров, которые как могут соответствовать социокультурной реальности своего времени, так и быть воспроизведены с неким переносом на текущее время.

Что представляет собой аналогия при воспроизводстве ценностей? Это подражание, копирование и имитация, в основе которых лежит набор правил, необходимых с минимальной критичностью, т.е. на веру, усвоить и использовать как некую базу при воспроизводстве своего поведения, направленного на другого и на самого себя. В социокультурном пространстве существуют традиционные механизмы для воспроизводства ценностей, к ним относятся наиболее простые (подражание, копирование и имитация) и построенные на их основании (игра, ритуал, магия, религия, миф и сказка). Очевидно, что воспроизводство ценностей или правил может быть невербальным – подражание, копирование и имитация, игра, ритуал, вербальным – миф, сказка и сочетать в себе вербальное и невербальное – магия, религия. Самые простейшие традиционные механизмы трансляции: подражание, копирование и имитация – достаточны для невербальной трансляции основных социокультурных ценностей, которые воспринимаются некритично. В играх ценности осваиваются через их осмысленное регулярное воспроизводство с шлифовкой в возможности переиграть игру и тем самым добиться необходимого результата. Ритуал в отличие от игры направлен уже не столько на приобретение необходимых навыков, сколько на превращение в привычку необходимых ценностных моделей воспроизводства поведения. Ритуал закрепляет в общественном сознании определенные модели поведения и тем самым он их стандартизует и придает

социокультурному пространству определенную социокультурную структуру. Игра и ритуал практически ничем не отличаются друг от друга, но выполняют разные функции. Существуют игры, ничем не отличающиеся от ритуала. Игра превращается в ритуал тогда, когда определенные модели воспроизводства поведения становятся общественно значимыми и служат некими визуальными знаками для другого или других. В любом обществе распространены магия и религия как механизмы трансляции ценностей. Нет необходимости быть магом или глубоко религиозным человеком, чтобы разделять и воспроизводить религиозные и магические ценности.

Магия и религия объясняют, как устроен этот мир, и показывают некие способы на него воздействия. Маг заставляет силы непроявленного мира служить себе, а религиозный человек пытается уговорить высшие силы не просто служить ему, а оказывать свое покровительство. Всевозможные народные приметы являются религиозно-магическими для определенной категории людей ценностями, т.к. они позволяют оценивать свое возможное поведение на их основе. Если индивид ищет защиту и покровительство высших сил непроявленного мира, то он обращается к религии, а если желает управлять событиями, то использует магические приемы, чтобы заставить силы непроявленного мира служить ему.

Магия и религия по своей форме являются набором правил и имеют свою ценность для определенной группы людей. При социализации основным вербальным источником ценностного поведения служат народные сказки. Сказки дополняют объяснения и поведение взрослых, если они сами придерживаются ценностей, содержащихся в сказке. В отличие от игры сказка – это воспроизводство во внутреннем знаково-смысловом пространстве действий героя и других персонажей, которые не просто достигают определенных целей, а достигают этих целей, воспроизводя ценностное поведение на принципах добра, которое побеждает зло и тем самым формируют некие внутренние правила воспроизводства традиционных ценностей.

Сказочные сюжеты или определенные ценностные матрицы просты для восприятия, отражают скорее идеальную мораль, чем реальную. Главным для героя в сказке является не конечная цель, которая, как правило, становится очевидной только тогда, когда герой подвергается несправедливым гонениям, а выбор между добром и злом. Упрощенные сказочные формы восприятия легко запоминаются и также легко узнаются, что делает их достаточно эффективными формами для трансляции традиционных ценностей. Если сказки поляризует мир через ценности добра и зла, то миф дает объяснение, почему мир устроен именно так, а не как-то по-другому, откуда появились различные элементы окружающего мира, вещи и т.д. Происхождение и устройство окружающего мира и первичное появление в нем вещей объясняется через деяния в некоем отдаленном прошлом культурных героев-основателей или первопредка. Именно они привнесли в тогда еще пустой мир некие ценности, которые в этой мифической модели мира являются универсальными. Эти ценности не возникли из неоткуда сами по себе, а были подарены человеку теми, кто создал этот мир и самого человека.

Если сказки направлены на формирование ценностного сознания у подрастающих поколений, то мифы служат для взрослых и помогают им понять, почему окружающий их мир устроен именно, так как они его наблюдают, и почему в этом мире необходимо себя вести так, как вели себя герои-основатели или первопредок. Миф связывает воедино разрозненные элементы окружающего мира и в этой целостной картине объясняет место и назначение человека, происхождение смерти и дает человеку ощущение того, что он находится под покровительством тех сил, которые создали этот мир и его самого.

Традиционная система трансляции ценностей воздействует сразу же через различные механизмы на все каналы восприятия знаково-смысловой информации: визуальные, аудиальные и кинестетические – и формирует внутреннее знаково-смысловое ценностное пространство. Но это пространство может в течение жизни индивида подвергаться различным трансформациям от одних ценностей к другим и наоборот. Традиционные ценности характеризуются своей устойчивостью во времени и служат своеобразными дорожными знаками социокультурного пространства, позволяющими человеку ориентироваться в ценностно размеченном пространстве жизни

В.Д. Шинкаренко, г. Севастополь

Другие новости и статьи

« О необходимости формирования государственной идеологии как средства противостояния идеологии экстремизма и терроризма

Бои за КВЖД: единственная империалистическая война СССР »

Запись создана: Воскресенье, 19 Июль 2020 в 0:17 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика