Традиционные механизмы трансляции ценностей в культуре



Традиционные механизмы трансляции ценностей в культуре

oboznik.ru - Традиционные механизмы трансляции ценностей в культуре

Каждая культура в любой момент времени воспроизводит собственные ценности. Ценности могут быть материальными и духовными, индивидуальными и общественными и т.д. Эти ценности не являются застывшими и раз и навсегда сформированными и передающимися последующим поколениям в неизменном виде. Одни ценности имеют «вечное» значение, а другие соответствуют своему времени и вместе с ним изменяются. В процессе социализации идет процесс усвоения наиболее важных социокультурных ценностей, которые можно рассматривать как некое ядро национальной и речевой культуры, медленно изменяемое в течение длительного времени.

Такие ценности являются традиционными. К ним относятся нравственные, религиозные, культурные, эстетические, поведенческие и т.п. Ценности в практическом виде можно рассматривать как набор особых правил. Правила – это знаково-смысловое пространство возможностей и ограничений, которое накладывается на движения, действия, поступки и мысли индивида или индивидов. Правила по своей форме не отличаются друг от друга, их отличие лежит только в содержании как во внутреннем знаково-смысловом пространстве, так и при воспроизводстве знаково-смыслового поведения индивидом.

Ценности передаются при помощи правил, а сами правила могут быть вербальными, невербальными и вербально-невербальными. Традиционные ценности транслируются традиционными механизмами последующим поколениям. Любое социокультурное пространство упорядочено ценностями (правилами). Индивиды воспроизводят не какое им заблагорассудится поведение в обществе. Желательное и нежелательное поведение являются двумя противоположностями, двумя полюсами традиционного знания, которое усваивается только через понимание добра, через зло и наоборот. Если нет добра, то невозможно определить, что есть зло, и если нет зла, то, что есть добро? Социокультурное пространство, воспроизводимое индивидами, содержит в себе и добро, и зло. Ценности позволяют установить между ними отличие и селективно воспроизводить желаемое поведение и ограничивать воспроизводство нежелательного поведения как дестабилизирующего общество. В русских народных сказках зло во всех своих формах проявления наказывается, а добро поощряется и благодаря тому, что главный герой воспроизводит нравственное поведение, он добивается желаемой цели. Таким образом, происходит закрепление добра как ценностной основы человеческого мира. Добро рассматривается как ценность, но и зло также рассматривается как ценность, но с противоположным знаком, т.е. антиценность. Это говорит о том, что если акцент делается на одном из полюсов, то индивид может достаточно легко под воздействием традиционных методов передачи ценностей освоить их и воспроизводить в качестве основы своего поведенческого миропонимания.

Можно через сказки транслировать зло как основную форму воспроизводства поведения, ведущего героя к желаемому результату, и наоборот, показывать добро, как беспомощное никому не нужное поведение, не способное ничего сделать самостоятельно. Следовательно, добро и зло существуют как некие модели для воспроизводства индивидуального поведения и только благодаря методам трансляции социокультурных ценностей, направленных на передачу и воспроизводство традиционных ценностей можно формировать как моральное, так и аморальное поведение, придерживаясь добра или зла. Не существует универсальных ценностей, т.к. любое ценностное поведение можно показать с разных полюсов. Одним из основных методов передачи ценностей являются действия по аналогии с некими образцами как желательного ценностного поведения. А так как добро и зло – это разные полюса желаемого и нежелаемого ценностного поведения, то и методы их воспроизводства и трансляции идентичны. В процессе социализации индивиду предлагается действовать по аналогии и рассуждать в пространстве примеров, которые как могут соответствовать социокультурной реальности своего времени, так и быть воспроизведены с неким переносом на текущее время.

Что представляет собой аналогия при воспроизводстве ценностей? Это подражание, копирование и имитация, в основе которых лежит набор правил, необходимых с минимальной критичностью, т.е. на веру, усвоить и использовать как некую базу при воспроизводстве своего поведения, направленного на другого и на самого себя. В социокультурном пространстве существуют традиционные механизмы для воспроизводства ценностей, к ним относятся наиболее простые (подражание, копирование и имитация) и построенные на их основании (игра, ритуал, магия, религия, миф и сказка). Очевидно, что воспроизводство ценностей или правил может быть невербальным – подражание, копирование и имитация, игра, ритуал, вербальным – миф, сказка и сочетать в себе вербальное и невербальное – магия, религия. Самые простейшие традиционные механизмы трансляции: подражание, копирование и имитация – достаточны для невербальной трансляции основных социокультурных ценностей, которые воспринимаются некритично. В играх ценности осваиваются через их осмысленное регулярное воспроизводство с шлифовкой в возможности переиграть игру и тем самым добиться необходимого результата. Ритуал в отличие от игры направлен уже не столько на приобретение необходимых навыков, сколько на превращение в привычку необходимых ценностных моделей воспроизводства поведения. Ритуал закрепляет в общественном сознании определенные модели поведения и тем самым он их стандартизует и придает

социокультурному пространству определенную социокультурную структуру. Игра и ритуал практически ничем не отличаются друг от друга, но выполняют разные функции. Существуют игры, ничем не отличающиеся от ритуала. Игра превращается в ритуал тогда, когда определенные модели воспроизводства поведения становятся общественно значимыми и служат некими визуальными знаками для другого или других. В любом обществе распространены магия и религия как механизмы трансляции ценностей. Нет необходимости быть магом или глубоко религиозным человеком, чтобы разделять и воспроизводить религиозные и магические ценности.

Магия и религия объясняют, как устроен этот мир, и показывают некие способы на него воздействия. Маг заставляет силы непроявленного мира служить себе, а религиозный человек пытается уговорить высшие силы не просто служить ему, а оказывать свое покровительство. Всевозможные народные приметы являются религиозно-магическими для определенной категории людей ценностями, т.к. они позволяют оценивать свое возможное поведение на их основе. Если индивид ищет защиту и покровительство высших сил непроявленного мира, то он обращается к религии, а если желает управлять событиями, то использует магические приемы, чтобы заставить силы непроявленного мира служить ему.

Магия и религия по своей форме являются набором правил и имеют свою ценность для определенной группы людей. При социализации основным вербальным источником ценностного поведения служат народные сказки. Сказки дополняют объяснения и поведение взрослых, если они сами придерживаются ценностей, содержащихся в сказке. В отличие от игры сказка – это воспроизводство во внутреннем знаково-смысловом пространстве действий героя и других персонажей, которые не просто достигают определенных целей, а достигают этих целей, воспроизводя ценностное поведение на принципах добра, которое побеждает зло и тем самым формируют некие внутренние правила воспроизводства традиционных ценностей.

Сказочные сюжеты или определенные ценностные матрицы просты для восприятия, отражают скорее идеальную мораль, чем реальную. Главным для героя в сказке является не конечная цель, которая, как правило, становится очевидной только тогда, когда герой подвергается несправедливым гонениям, а выбор между добром и злом. Упрощенные сказочные формы восприятия легко запоминаются и также легко узнаются, что делает их достаточно эффективными формами для трансляции традиционных ценностей. Если сказки поляризует мир через ценности добра и зла, то миф дает объяснение, почему мир устроен именно так, а не как-то по-другому, откуда появились различные элементы окружающего мира, вещи и т.д. Происхождение и устройство окружающего мира и первичное появление в нем вещей объясняется через деяния в некоем отдаленном прошлом культурных героев-основателей или первопредка. Именно они привнесли в тогда еще пустой мир некие ценности, которые в этой мифической модели мира являются универсальными. Эти ценности не возникли из неоткуда сами по себе, а были подарены человеку теми, кто создал этот мир и самого человека.

Если сказки направлены на формирование ценностного сознания у подрастающих поколений, то мифы служат для взрослых и помогают им понять, почему окружающий их мир устроен именно, так как они его наблюдают, и почему в этом мире необходимо себя вести так, как вели себя герои-основатели или первопредок. Миф связывает воедино разрозненные элементы окружающего мира и в этой целостной картине объясняет место и назначение человека, происхождение смерти и дает человеку ощущение того, что он находится под покровительством тех сил, которые создали этот мир и его самого.

Традиционная система трансляции ценностей воздействует сразу же через различные механизмы на все каналы восприятия знаково-смысловой информации: визуальные, аудиальные и кинестетические – и формирует внутреннее знаково-смысловое ценностное пространство. Но это пространство может в течение жизни индивида подвергаться различным трансформациям от одних ценностей к другим и наоборот. Традиционные ценности характеризуются своей устойчивостью во времени и служат своеобразными дорожными знаками социокультурного пространства, позволяющими человеку ориентироваться в ценностно размеченном пространстве жизни

В.Д. Шинкаренко, г. Севастополь



Другие новости и статьи

« Философская исповедь Н.А. Бердяева

О необходимости формирования государственной идеологии как средства противостояния идеологии экстремизма и терроризма »

Запись создана: Вторник, 5 Январь 2016 в 9:29 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы