Противодействие экстремизму в молодежной среде как важнейшая задача общественно-государственного взаимодействия



Противодействие экстремизму в молодежной среде как важнейшая задача общественно-государственного взаимодействия

oboznik.ru - Противодействие экстремизму в молодежной среде как важнейшая задача общественно-государственного взаимодействия

Мы все понимаем, что экстремизм и терроризм представляет собой серьезную угрозу безопасности каждого из нас, любого общества, государства и всего человечества в целом. Сегодня особую озабоченность вызывает экстремизм в молодежной среде. Дело в том, что раньше организации экстремистского толка в значительной части состояли из подростков и молодых людей из маргинальной среды, из семей с малым достатком, жизненные перспективы которых были достаточно туманны.

В настоящее время в подобных организациях принимают участие юноши и девушки из обеспеченных семей, родители которых могут дать своим детям хорошее образование, подготовить их к жизни в меняющихся условиях информационного общества. Существует немало примеров, когда вчерашние школьники становятся жертвами экстремисткой пропаганды вербовщиков и принимают правила их игры.

Согласно заявлению главы Федерального агентства по делам национальностей Игоря Баринова, около двух тысяч россиян уехали в Сирию, Ирак и примкнули к экстремистской группировке «Исламское государство» (ИГ), а по некоторым экспертным оценкам их число приближается к пяти тысячам человек. У всех на устах имя Варвары Карауловой, студентки философского факультета МГУ; студентка РАНХ и ГС Мариам Исмаилова отправилась в Турцию, предположительно, чтобы попасть на подконтрольную ИГ территорию; 19-летняя студентка Финансовой академии Питулай Абдулаева познакомилась с вербовщиками в социальной сети «В контакте».

И таких примеров — немало. Молодежный экстремизм проявляет себя в разнообразных акциях экстремисткой направленности, пренебрежении к общепринятым нормам и правилам поведения, актах вандализма, совершении противозаконных действий. При этом факторы, питающие экстремизм и терроризм не только сохраняются, но и усиливаются: В первую очередь к ним необходимо отнести негативные последствия информационной социализации: сегодня большое влияние на детей и подростков оказывают средства массовой информации (СМИ) и средства массовой коммуникации (СМК). Виртуальное пространство или киберпространство (интернет), которое не имеет границ, создает основу для ориентации на любые образцы поведения, на любые эталоны, в том числе и негативные.

Эти образцы (часто далекие от совершенства) становятся примером для подражания и кумирами детей и подростков. Все это порождает трудности выбора ценностных ориентиров. Кризис идентичности, о котором стали писать и говорить в 80-е гг. сегодня далек от разрешения. Необходимо также отметить неудовлетворенность молодежи жизненными перспективами в условиях кризисных явлений в экономике, это ведет к радикализации части молодых людей, подталкивая их к вступлению в ряды экстремистских организаций. Кризис семьи и семейных ценностей, который фиксируется многими экспертами и центрами по изучению общественного мнения, ведет к утрате ее воспитательных функций.

Наблюдается рост неопределенности в развитии общества и государства, всей мировой цивилизации, в которой живет подрастающее поколение: возникновение новых очагов конфликтов способствует «экстремизации» сознания населения, а особенно молодежи. Отражением заметной тенденции становится увлечение молодых людей чуждыми нашей культуре мировоззренческими взглядами, носящими радикальный характер. Ведь хорошо известно, что молодежная среда, в силу особенностей восприятия происходящего, является наиболее уязвимой частью общества. Далее, следует отметить дефекты системы образования и воспитания, хотя проще всего возложить ответственность за происходящее исключительно на школу, педагогов и систему образования в целом.

Все мы прекрасно понимаем, что образовательное пространство, помимо школы, охватывает такие институты социализации как семья, СМИ и СМК, религия, культура, структуры гражданского общества и т.д. Хотя система образования является ведущей в социальной деятельности и определяет общественное развитие в целом. Рост вызовов к системе образования, увеличение рисков в подростковой и молодежной среде заставляют искать новые действенные педагогические практики, образовательные технологии, использовать возможности социального партнерства школы с другими субъектами воспитания, в том числе со специалистами в области противодействия экстремизму.

Все это приобретает сегодня большую актуальность. Однако межведомственные барьеры и несогласованность действий различных социальных институтов зачастую не позволяют проводить единую консолидированную политику в контексте профилактики экстремизма, и наша молодежь оказывается в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности, т. е. в «зону риска». Для того, чтобы противостоять экстремизму, росту ксенофобии, антимигрантским настроениям, националистическим взглядам, выступлениям несанкционированного характера (асоциальному поведению) среди подростков и молодежи, необходима системная работа, согласованная позиция всех институтов социализации в вопросах воспитания, тесное межведомственное, межсектороное, сетевое и межтерриториальное взаимодействие. Когда мы говорим о межведомственном взаимодействии, в первую очередь необходимо отметить важность сотрудничества школ, их педагогических коллективов со специалистами и представителями различных Министерств и ведомств, т.е. со структурами государственной власти: Во-первых, это — представители силовых ведомств и сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних МВД России.

Во многих школах хорошо отлажена практика проведения педсоветов с приглашением представителей правоохранительных органов, классных часов и родительских собраний, на которых разъясняются меры ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности, вплоть до получения уголовных сроков. В настоящее время участились случаи вандализма и экстремизма в культурной сфере, погромы в музейном пространстве. Все помнят провокационные выходки молодежной группы «Pussy Riot», разрушение памятников архитектуры (например, барельефа Мефистофеля в Санкт-Петербурге), агрессивную провокационную акцию Дмитрия Энтео (движение «Божья воля») в Манеже по уничтожению произведений всемирно известного скульптора Сидура. В этой связи практика взаимодействия школ с учреждениями культуры (музеями, театрами, выставочными залами) приобретает особую актуальность.

Сотрудничество школ с галеристами, режиссерами, музейными работниками, актуальными современными художниками, реализация культурных проектов в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования, несомненно, минимизирует риски вандализма и культурного экстремизма. Проведение соответствующих мастер-классов, обучение школьников пониманию и умению разбираться в богатом культурном наследии России, знакомство школьников с традиционными памятниками искусства и современными артефактами будет способствовать нравственному воспитанию и развитию творческой активности школьников в позитивном направлении. К профилактике экстремистских проявлений следует отнести практику взаимодействия школ и их педагогов с представителями научного сообщества из числа психологов, философов, историков, в том числе, и со специалистами-востоковедами институтов Российской академии наук и Российской академии образования.

Хорошо зарекомендовал себя опыт сотрудничества ученых и работников школ в рамках региональных, городских и окружных научно-практических конференций, семинаров, практикумов, вебинаров и других интерактивных форм взаимодействия. Эти встречи позволяют лучше понять природу экстремизма, представить ситуацию о положении дел в тех регионах, которые являются ареалами распространения экстремизма и терроризма, увидеть реальные угрозы и причины их возникновения в тех или иных регионах и территориях. Далее, представляется весьма эффективной практика взаимодействия образовательной организации с сотрудниками учреждений спорта и специалистами по истории физкультуры и спорта. Не секрет, что многих подростков привлекают разного рода боевые искусства, желание овладеть стрелковыми видами спорта в клубах, секциях, учреждениях системы дополнительного образования детей.

Однако обучение это не всегда сопровождается воспитанием нравственных и морально-этических норм в спорте. А это может служить инструментом «подготовки» потенциальных участников экстремистских организаций и движений. В этой связи представляется целесообразным наладить практику тесного взаимодействия школ, методистов, учителей физкультуры с известными спортсменами, руководителями спортивных секций, кружков с тем, чтобы доносить до учащихся идеи этических ценностей физкультуры и смысл идей олимпизма, которые включают взаимопомощь, солидарность, уважение человеческого достоинства и честную игру.

Это очень важно для понимания подростками того, что агрессивные действия спортивных фанатов и хулиганов идут вразрез с этими принципами. В настоящее время складывается практика межсекторного взаимодействия, т.е. партнерства образовательных организаций со структурами «третьего» сектора — общественными организациями, фондами и т.д. Третий сектор представляет собой структуры гражданского общества, социально-ориентированные некоммерческие организации (НКО), которые реализуют программы дополнительного образования детей. Работа НКО со школами, лицеями, гимназиями, средними профессиональными организациями (СПО) строится на добровольности и открытости и нацелена на реализацию ФГОС и формировании у детей и подростков позитивных жизненных ценностей.

Школа располагает сегодня соответствующей нормативно-правовой базой, позволяющей осуществлять социальное партнерство с НКО, которое носит общественногосударственный характер. Постепенно выстраивается целый ряд нормативноправовых документов, которые расширяют возможности социального партнерства в вопросах воспитания. Среди них — Закон «Об образовании», Концепция развития дополнительного образования детей, Стратегия развития воспитания на период до 2025 г., проект Межведомственная программа развития дополнительного образования детей (проект).

Специалисты профессиональных НКО, работающих в сфере образования, успешно сотрудничают с общеобразовательными организациями, педагогами, обучающимися и их родителями, но эта практика взаимодействия пока не имеет массового характера. Что касается противодействия экстремизму в подростковой и молодежной среде, то в этом плане большую работу ведет некоммерческая организация Фонд Развития Интернет (htt://www.fit.su/.), которую возглавляет профессор факультета психологии МГУ, член-корреспондент РАО Солдатова Г.В., Фонд открыл интернет-сайт «Дети России Онлайн» (www.detionline.com) и издает журнал «Дети в информационном обществе», организует линию помощи «Дети online». Фонд ведет большую исследовательскую работу, чтобы обеспечить детям безопасное пользование Интернетом, он работает в 12 регионах страны и реализует образовательные проекты с учителями, школьниками и родителями, где сообщается о рисках, существующих в Интернете, о кибербуллинге (психологическом насилии). Сотрудники фонда предлагают родителям стратегию действий: установку программы «Родительский контроль», рекомендуют проверять сайты, которые посещают их ребенок, контакты детей, сообщения и профили, чтобы ограничить столкновение ребенка с онлайн рисками и информацией экстремистского содержания. Исследования показывают, что уровень правовой культуры и правового сознания школьников крайне низок.

Сегодня разворачивается системная правовоспитательная работа специалистов НКО, в которую вовлекаются сотрудники школ, педагоги и родители учащихся. Так, например, в рамках межсекторного взаимодействия в Мытищах (Московская область) существует успешная практика по созданию сети территориальных клубов правовой культуры, разработана технология реализации правого воспитания. Особое внимание уделяется дополнительной подготовке местных омбудсменов — уполномоченных по правам ребенка, лидеров клубов. Авторские блиц-программы специалистов позволяют восполнить пробелы общего и дополнительного образования, быстро реагировать на изменения в законодательстве. В системе клубов создаются отделения для широкого обмена опытом, выявления талантливых лидеров, в том числе, молодых педагогов в области организации правового воспитания и формирования правовой культуры с использованием современных технологий. Отличительной особенностью работы клубов является отсутствие исключительно учебного, а тем более, назидательного воздействия на правовое сознание взрослеющего поколения.

Сильной их стороной стало проведение мероприятий правовой, антиэкстремистской направленности с привлечением известных людей, «звезд», использование молодежных брендов, средств культурных коммуникаций (флэш-мобов, квестов и т.д.). Таким образом, речь идет о создании современного комплексного, профессионально грамотного с опорой на имеющийся опыт и научные достижения, института правового воспитания детей и молодежи с акцентом на детей, оказавшихся в социально-неблагополучных условиях. Дефицит формирования правовой компетентности молодых россиян, на наш взгляд, можно решить путем создания сети ресурсных центров правового воспитания и образования. В целом, необходимо констатировать, что НКО также принадлежит немалая заслуга в развитии волонтерского (добровольческого) движения в России. Волонтерство, направленное на созидание, проявление благотворительности и милосердия, является определенным противовесом экстремистским стремлениям части молодежи.

Добровольчество способствует вовлечению молодежи в созидательную деятельность, обучает методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов. Наиболее опытные, профессиональные НКО на договорной основе оказывают помощь педагогам в развитии социально ориентированных детских общественных организаций/объединений, волонтерских центров и клубов. Наиболее квалифицированными специалистами в области волонтерства являются сотрудники НКО, которые провели на базе университетов России обучение 25 тыс. волонтеров для Олимпийских игр и Паралимпийских игр в Сочи.

Сегодня эти специалисты востребованы в организациях общего, среднего профессионального и дополнительного образования для проведения занятий с методистами, учителями, школьниками и их родителями в освоении современных волонтерских практик. Наиболее известными организациями стали Фонд развития молодежных волонтерских программ (Тверь), Фонды «Созидание» и «ФОКУС-МЕДИА» (Москва), АНО «Вектор дружбы» (Пермь), общественная организация «Поколение Лекс» (Ростов-на-Дону) и др. Их программы по продвижению культуры добровольчества среди детей и подростков реализуются во внеурочной деятельности (10 часов в неделю) и в системе дополнительного образования. Так, Фондом развития молодежных волонтерских программ было разработано методическое пособие по развитию волонтерства в школе, типовые нормативные документы для организации добровольческих центров в школе и т.д.

В целом, волонтерская деятельность как педагогическая технология призвана для развития взаимоуважения в обществе, снижения агрессии среди молодежи, воспитания социально активной, творческой личности. В заключение, необходимо отметить, что целесообразно и дальше развивать общественно-государственное партнерство, расширять практики межведомственного и межсекторного взаимодействия образовательных организаций с органами исполнительной власти, учреждениями соответствующих министерств и ведомств, со структурами гражданского общества по профилактике экстремизма среди подростков и молодежи. Это взаимодействие может стать серьезным ресурсом для консолидации общества, создания атмосферы сотрудничества и доверия, воспитания достойных граждан нашей страны.

Загладина Хмайра Тимофеевна,

руководитель Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования»,

кандидат исторических наук



Другие новости и статьи

« О необходимости формирования государственной идеологии как средства противостояния идеологии экстремизма и терроризма

Проблема доступа граждан к информации и СМИ в России »

Запись создана: Среда, 6 Январь 2016 в 12:06 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

Метки: , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы