Основные задачи и направления взаимодействия школы со специалистами в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма



Основные задачи и направления взаимодействия школы со специалистами в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма

oboznik.ru - Основные задачи и направления взаимодействия школы со специалистами в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма
#воспитание#образование#школа

Взаимодействие школы с внешними организациями и специалистами включает два основных аспекта: • повышение эффективности, согласованности межведомственной координации усилий; • создание единого, цельного пространства взаимодействия школы и социальных институтов.

В своем сообщении я бы хотел подробнее остановиться на втором аспекте. Одна из фундаментальных характеристик современных социальных процессов — их децентрализация и распределение взаимной ответственности между участниками этих процессов. Советская школа осуществляла обучение, воспитание, первичную профессионализацию и формировала общественно-политическую идентичность.

В современных социальных условиях школа может и, по сути, должна оставаться инфраструктурным центром универсального образовательного процесса, но содержательная сторона иных функций помимо образовательного стандарта, возлагается на партнеров.

Национальный образовательный процесс в большинстве экономически развитых стран складывается из четырех взаимодополняющих процессов. 1. Образовательные стандарты — освоение учениками базовых учебных навыков и компетенций. 2. Профессиональное образование — подготовка к реализации профессиональных компетенций. 3. Социальное образование — формирование социальных и общественнополитических компетенций необходимых для жизни в обществе и являющихся значимой частью учебной и профессиональной подготовки. 4. Гражданское образование — формирование общественно-политической компетентности и гражданской идентичности, социальной ответственности и активности учащихся. Все четыре направления четко взаимосвязаны и дополняют друг друга, образуя в различных пропорциях и механизмах взаимодействия уникальную национальную образовательную модель. Современная российская школа имеет традиции, которые были усвоены в последние годы многими западными школами, но которые в новой социальной реальности нашими школами утрачиваются.

В настоящее время школа успешно фокусирует свое внимание на построение эффективного процесса обучения в рамках образовательных стандартов, но для конкурентоспособной образовательной модели необходимо двигаться дальше. В этом движении где-то нашей школе надо вернуться назад к советской, а то и дореволюционной практике, а где-то ориентироваться на инновационные технологии других стран. Нынешний Федеральный Закон «Об образовании» формулирует универсальные цели образовательного процесса, понимая его как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства…». Но общественно значимые цели по своему определению не могут быть достигнуты автономными усилиями государства без участия самого общества. В определенном смысле активное ответственное включение всех заинтересованных общественных участников в процесс образования уже само по себе может рассматриваться как национально значимая цель.

Система школьного обучения ориентированная на освоение ФГОСов, даже с учетом развитой российской модели дополнительного образования не может вместить все существенные факторы, влияющие на общий результат образования, понимаемый как подготовка учащихся к жизни в обществе. По меньшей мере, в этот процессы должны быть включены такие процессы как: • формирование социальной компетентости учащихся — включая компетенции личностного развития и социального взаимодействия, интеллектуальной эмоциональной зрелости, других актуальных компетенций для современной социализации; • приобретение социального опыта; • гражданское участие и добровольческое служение; • первичная профессионализация и т.д.; • важный фактор, влияющий на образовательный результат — нравственные ценности. «Например, В Австралии с 2005 года идет процесс формирования национальной структуры нравственного воспитания в школе, поскольку, по мнению многих учителей и родителей, школа перестала быть нейтральной в процессе ценностного воспитания. По справедливому мнению авторов книги «Ценностное воспитание и качественное обучение» — «вопрос нравственного воспитания это не только вопрос гражданственности и личностной ответственности, но и центральная проблема качества обучения». Важен вопрос о ценностных и нравственных основаниях образовательного процесса. Должен ли современный образовательный процесс давать ценностные ориентиры, каковы пределы его вторжения в сферу личностных нравственных убеждений и может ли информационный обмен, каковым представляют современный учебный процесс, быть морально нейтральным?

В целом школьное образование претерпевает следующие изменения. 1. Расширяются возможности реальной социальной практики обучающихся в рамках образовательных стандартов (больше практики). 2. Повышается роль первичной профессионализации (ранний выбор профессиональной траектории). 3. Индивидуализация образовательного процесса. 4. Усиливается командное и групповое взаимодействие учащихся (социальное взаимодействие). 5. Возрастает роль моральных идеологических установок (моральное образование и воспитание). 6. Образовательный процесс включает в себя условия для формирования социальных и гражданских компетенций (социальная компетентность). 7. Обучающиеся вовлекаются в гражданское участие (общественное служение). 8. Школа рассматривается как один из центров социального взаимодействия в местном сообществе (коммунитаризм, партнерство). Взаимосвязанность учебного плана и социального образования Учебная программа школы должна ориентировать учащихся в процессе социального самообразования, формировать первичную социальную компетентность, учитывать индивидуальные социальные интересы и потребности учащихся

Так, например, в школе № 1910 ЮВАО (директор Л.И. Ковтун) реализуется элективный учебный курс «Социальная компетентность и профессиональный выбор», ориентирующий учащихся в построении индивидуальной траектории личностного, профессионального и карьерного роста и в компетенциях необходимых для его осуществления. Вовлечение общественности Социальное образование позволяет привлечь к его осуществлению представителей гражданского общества, научной общественности, работодателей, родительской общественности. Речь идет не просто о гостевом и лекционном посещении учебных заведений, а о целенаправленной последовательной совместной работе Компетентность учителей Социальное образование и воспитание предполагает повышение компетентости учителей в вопросах личностного развития учеников, в осознании их социальных и индивидуально-личностных потребностей, в умении связывать содержание учебного предмета с реальными социальными потребностями, в способности сориентировать учащихся в развивающих возможностях социума.

Родительская компетентность Важнейший фактор реализации национальной образовательной модели, успешного осуществления социального образования — это компетентность родителей. За более чем 20 лет реформ не создано системы поддержки и развития родительской компетентности, родители далеко не всегда способны сориентировать и оказать помощь в социальном образовании ребенка, в формировании его жизненно важных социальных навыков. Социальная компетентность учащихся, как содержательный фундамент взаимодействия школы и социума Формирование социальной компетентности учащихся — это основа их социализации, гарантия эффективного использования учебных умений и навыков в реальной социальной и профессиональной практике. В этом смысле формирование социальной компетенции учеников должно охватывать все составляющие компетентностного развития: • информационная осведомленность; • ценностная осознанность; • рефлексивное приятие; • мотивационная готовность; • практическое применение. Социальные компетенции определяются требованиями профессиональных и общественных отношений, условиями гражданского взаимодействия, потребностями личностного развития.

Кроме того каждое новое поколение учащихся сталкивается с потребностью актуализации тех или иных социальных компетенций с учетом поколенческих особенностей. Местные и территориальные сообщества Важнейшая роль в социальном образовании, в формировании универсальной образовательной модели принадлежит местным и территориальным сообществам. Эти сообщества и место приложения гражданских усилий учащихся, поле социально исследовательской и проектной деятельности, и мощная ресурсная база поддержки социального образования. Местное самоуправление и территориальная самоорганизация граждан, по сути, начинаются с ученического самоуправления и сами нуждаются в энергии и гражданском энтузиазме учащейся молодежи. Социальный или исследовательский проект и добровольческое служение, реализованные с пользой для местного сообщества, основанные на применении учащимися знаний и навыков, полученных в процессе обучения, разработанные и спланированные в процессе социального образования, позволят максимально сблизить школьное обучение и реальную жизнь, сформировать привлекательный образ взаимодействия школы и социума.

Основные элементы пространства взаимодействия: • социальная компетентность учащихся; • компетентность учителей; • компетентность родителей; • реальная социальная практика обучающихся; • взаимодействие в социуме. Основные задачи и направления взаимодействия школы со специалистами в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма: • организация реального социального взаимодействия учащихся (социальные проекты, командная работа, воспитание коллективизма, интернационализма); • формирование установки на активное общественное участие, поощрение социальной активности учащихся («государство участия»); • усиление взаимосвязи учебной программы и реального социального участия («обучение служением», социальные проекты); • повышение эффективности системы социального партнерства школы, открытость школы (родители, гражданское общество, работодатели и т.д.); • повышение социальной компетентности обучающихся, родителей, педагогов в вопросах противодействия идеологии терроризма и экстремизма; • гражданское образование учащихся, формирование гражданской культуры и идентичности (гражданское участие, участие в процессе принятия решений, общественный контроль, территориальное самоуправление); • первичная профессионализация учащихся с учетом их индивидуальности («чувство востребованности», «профессиональные пробы», бизнес-проекты и профессиональная самозанятость); • нравственное (идеологическое) практическое воспитание (добровольческое служение, благотворительность, социальная ответственность);

Повышение эффективности взаимодействия: ■ институциональное — школа не только объект, но и субъект общественно-политического взаимодействия; ■ информационное взаимодействие; ■ идейно-аргументационное; ■ организационное.

Школа как центр взаимодействия

Школа должна быть центром, координирующим усилия общества, направленные на образование, связывающим учебную и социальную жизнь ученика — и содержательно, и организационно. Российская школа всегда была одним из цивилизационных центров русского мира, средоточием его потенциальных сил и надежд, сферой приложения творческих и гражданских усилий русской общественности. В новой социальной реальности необходимо бережно сохранить это традиционное высокое значение школы для устройства общества и найти новые пути и средства, сообразные сегодняшнему дню, для того чтобы приблизить общество к школе, а ученика полнокровно подготовить к общественной жизни.

Решетников Олег Викторович,
директор Института общественного служения, эксперт Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ГД РФ, кандидат педагогических наук



Другие новости и статьи

« Русская православная школа: история и современное состояние

Борения «старины и новизны» в зеркале словесности »

Запись создана: Четверг, 25 Апрель 2019 в 0:17 и находится в рубриках Новости.

Метки: , , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы