17 Январь 2019

Воспитание детей в русских благочестивых семьях XIX века

oboznik.ru - Воспитание детей в русских благочестивых семьях XIX века
#дети#семьи#воспитание#детство#образование

Цель статьи передать атмосферу благочестивого воспитания позапрошлого века, выделить характерные особенности. Для этого сначала дадим опредение воспитанию и благочестию, как эти слова следует понимать. Этимологический словарь Виноградова В.В. описывает термин «воспитание» как соответствующий глаголу воспитать. До XVIII века глагол выражал только физические значения: вскормить и взрастить. Позднее, и в XIX веке слово воспитать приобретает современное значение: стараться об образовании, об умственном и нравственном развитии кого-нибудь. Понятие «благочестие» имеет более древнюю историю.

Благочестие является одной из важнейших христианских добродетелей, упоминавшееся в Библии и подразумевает истинное почитание Бога, принятие Божиих истин и исполнение заповедей, а также богобоязнь. В трактовке св. Григория Богослова (6, 278), суть благочестия в твердости души и чистоте ума, искренней наклонности к добру. В русских благочестивых семьях XIX века особое внимание уделялось воспитанию детей. Выделим некоторые особенности воспитания детей в семье Мейендорф. Детей никогда не наказывали за плохие поступки и никогда не хвалили за хорошие. Но при этом дети были послушными, в семье была дисциплина. Мама с младенчества приучала детей слову «нельзя». Нельзя брать какой-то предмет, нельзя входить в комнату без разрешения. Запреты же на проявление эмоций, на выражение внутренних чувств отсутствовали. Таким образом, родители приучали детей к послушанию, «умелым употреблением слов: «нельзя, можно, надо, необходимо» (3, 27). При такой дисциплине очень важно самим родителям поддерживать свой авторитет, показывать своим примером детям достойное поведение. А также придерживаться одних и тех же запретов, независимо от настроения.

Смысл отсутствия наказаний в том, что провинившимся детям указывали на их поведение, объясняя при необходимости, чем оно плохо, а именно волнением, болью и т.п. Ребенок, оставаясь без наказания, сильнее ощущал свои вину. Мама Марии Федоровны Мейендорф говорила «если ребенок будет стремиться быть хорошим не из любви к всему хорошему, а из-за выгоды или невыгоды токого-то его поступка, то он войдет в жизнь с психологией карьериста: я должен поступать так, потому что это мне выгодно» (3, 29). Этого она считала не допустимым, и как показала дадьнейшая жизнь их семья оставалась всегда очень дружной, неэгоистичной, любящей друг друга и всегда готовыми прийти на помощь ближнему. Баронесса М.Ф. Мейендорф в своей книге приводит слова своей мамы о том, что нужно давать детям счастливое детство, и это будет основой и гарантией счастья на всю жизнь.

Подробную рекомендацию как достичь счастья дает Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он писал: «Если будете жить во взаимной любви, вы низведете на себя и потомство свое Божию благодать – и Бог вселится в вас и увенчает все начинания и дела ваши благословенным успехом: ибо где любовь, там Бог, а где Бог, там все доброе. С любовию водворится в доме вашем мир и спокойствие, ибо любовь долготерпит и все покрывает и не допускает человека раздражаться, сердиться, быть своенравным, обижать словом или делом» (5, 71). Выполняя подобные этой рекомендации, родители создавали нравственно здоровую среду для детей, а именно атмосферу любви, основанную на принципах добра. В этой атмосфере любви между родителями, любви родителей к детям, к Богу любовь множится и добро увеличивается от того, что все делятся любовью. Наполненный глубоким нравственным содержанием текст о воспитании любви пишет Т.И. Петракова: «Быть примером детям, показывать в словах и делах любовь к истине, правдивость и нелицемерность. Не обманывать детей. Не терпеть, чтобы детей обманывали другие, ни в каких ситуациях не давать детям ложных обещаний» (4, 45). Может показаться, что любовь к безличной истине менее важна, чем любовь к своим близким, но следует помнить, что за истину в Священном Писании признают нормы нравственной жизни и правила религиозной веры. А от лжи следует держаться подальше, поскольку еще апостол Павел предупредил «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:13).

О том, что воспитание заключается в силе любви писал Св. Патриарх Тихон, такого же убеждения придерживался педагог К.Д. Ушинский и другие. В.И. Даль сформулировал свой главный педагогический афоризм так: «Воспитатель сам должен быть тем, чем хочет сделать воспитанника». Мотивируя свою позицию, Даль советовал учителям быть правдивыми, честными, деятельными людьми, думать не столько об удобствах и выгодах личности своей, сколько о пользе общей. Тогда и воспитанники будут равняться на воспитателя. Это верно, однако одно дело умом признавать другого человека равным себе, другое – научиться понимать, ценить, любить его, научиться относиться к нему нравственно в действительности, в поступках и намерениях.

Эту непростую способность прививает в данный момент возрождающееся направление педагогики – духовно-нравственное воспитание. Целью и объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека. Самой первой и важнейшей задачей духовно-нравственного приобщить к воспитанию сердца, воспитанию любви. Этому же должно быть подчинено и развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер ребенка в их гармонии. XIX век был эпохой, когда в благочестивых семьях уделялось большое внимание воспитанию у детей таких качеств, как любовь, доброта, совесть, стыд, послушание. В первых десятилетиях XIX века в дворянских семьях не редкостью было наличие 10-15 детей (1, 8), ближе к концу XIX века этот статистический показатель уменьшается – 3-5 детей. Обычными для этого периода были обязательные ежедневные прогулки, дети много времени проводили на природе. Летом те семьи, что жили в городе, выезжали в загородные имения, где детям предоставлялась возможность непосредственно познавать природу.

Родители были заняты в трудах. Отец или был на службе, или занимался делами имения, мать заведовала хозяйством, занималась благотворительностью, а также воспитанием и обучением детей. Таким образом ежедневный труд воспитания в духе благочестия ложился в большей мере на женщин. В какой-то мере благочестивому воспитанию помогало то, что после 1860-х годов в России появляется много педагогических журналов, книг. В книге «Воспоминания» М.Ф. Мейендорф пишет, что ее мама выписывала различные труды по воспитанию и преподаванию. «Она умела разбираться в них и рассказывала нам потом, что она много вздорных советов перечитала, но не принимала их к руководству. Кого она считала весьма умным педагогом – это Ушинского.

По его книжечке «Родное Слово» мы учились с ней чтению и письму» (3, 25), – вспоминает она. Помимо самостоятельного воспитания, родители нанимали гувернеров для обучения детей таким предметам как: французский язык, музыка, танцы, арифметика, геометрия, история, физика, химия и т.д. Отдельной статьёй можно описать о том, как в благочестивых семьях обучали Закону Божию. Родители были наставниками детей в религиозном благочестии. Они читали им рассказы из Священного Писания, изучали жития святых, святых-покровителей. Это имело большое значение в нравственном воспитании. Такие занятия с детьми проводились ежедневно. Маленькие дети присутствовали при чтении молитв родителями, постарше уже самостоятельно читали молитвы. Всей семьей посещали богослужения в церкви. Отец с мамой своим примером показывали детям образец благочестия, дети благодаря им узнавали о добре и зле или проще говоря о том, что такое хорошо и что такое плохо.

А так как дети склонны к подражанию, то они с малых лет перенимали поведение родителей. Особая роль семьи – «домашней Церкви» в христианской культуре – заключается в исполнении её исконной функции – духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви «чадородие» (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать», содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни. Основы своей культуры ребенок осваивает в общении с близкими взрослыми. У него формируются «…навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы» (2, 199). В этом эпоха XIX века является прекрасным примером для современности.

Использованная литература

1. Бокова В. Отроку благочестие блюсти… Как наставляли дворянских детей / Вера Бокова. – М.: Ломоносовъ, 2014. – 248 с.

2. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993. – 431 с.

3. Мейендорф М.Ф., баронесса. Воспоминания / Сост., предисл. Е. Муравьевой – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. – 304 с.

4. Петракова Т.И. О воспитании любви как главной задачи воспитания // Образование личности. № 4. – М.: Центр научно-практических разработок и экспертиз в области образования, 2014. – С. 39-51.

5. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского / ред.сост. Терещенко Т.Н. – М.: Даръ, 2007. – 768 с.

6. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 3. М., 1844.

Бондарук О.В. (Санкт-Петербург)

Другие новости и статьи

« Актуализация роли СМИ в непрерывном образовании человека

Благотворительность как феномен в российском обществе »

Запись создана: Четверг, 17 Январь 2019 в 17:30 и находится в рубриках Николаевская армия, После Крымской войны.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика