Русская православная школа: история и современное состояние



Русская православная школа: история и современное состояние

oboznik.ru - Русская православная школа: история и современное состояние
#православие#школа#общество

Школа была и остается важнейшим социальным институтом и предметом серьезного общественного внимания. В школе учителя и новое подрастающее поколение обретают взаимопонимание, нацеленное на передачу и восприятие опыта жизни. Поэтому школу следует рассматривать в качестве величайшего блага, дарованного человеку. Школа как механизм существования общества обладает особым структурно-функциональным содержанием.

В основании школы вместе с «явным» планом обучающей работы находится также «скрытый» учебный замысел, который является более важным. Он заключается в стремлении школы воздействовать на сознание ученика, формировать его мировоззрение и генерировать «унифицированные» социальные массы управляемого характера (7, с. 65-66).

Признание этих непреложных фактов означает, что для целей образования всегда необходимо «проникновение духа в … знание» (2, с. 23). Тем самым, действительным предметом школы выступает мир человека, ибо мир вне человека не имеет смысла. Документальная история русской школы начинается с Х в.1 Благодатной почвой для создания первых школ на Руси стало принятие христианства, которое способствовало быстрому распространению новой духовной культуры.

В XI столетии школы образуются уже по всей территории русских владений. При этом чаще всего они строились при монастырях и храмах, так как священники считались самыми образованными людьми. Исторические данные свидетельствуют о том, что постановка школьного обучения в России изначально характеризовалась единением с текущей жизненной реальностью и культурно-религиозной традицией. При этом русская школа развивалась как православный и государственный институт, поскольку в народном образовании и воспитании активно участвовала Церковь и было заинтересовано государство (3, с. 23-24). Яркой вехой в истории русской школы является Стоглавый Собор 1551 г. На нем говорилась о важности и необходимости духовного обучения и образования.

Решение этой задачи Собор тогда возложил на духовенство. Впервые школа на Руси предстала предметом заботливости целого Собора, царя и русских иерархов. Значительные изменения в деятельность русской школы внесла петровская эпоха. В погоне за западными новшествами русское общество в те времена оказалось в опасном положении вследствие активных и широких связей с сильными европейскими нациями. От них Россия должна была заимствовать плоды цивилизации и, следовательно, подвергаться их влиянию, как ученик подвергается воздействию учителей. Здесь главное средство для уменьшения опасности положения состояло в том, «чтобы не позволить народу-ученику продолжительного страдательного отношения к народам-учителям» (6, с. 464). Если речь идет об ученике и учителях, значит, объяснение ситуации посредством школьной воспитательной практики напрашивается само собою.

Педагогам известно, что обучение становится полезным, когда наставник стремится развивать самостоятельную деятельность своих подопечных. Посредством подобного учения (по современной терминологии – развивающего) человек может совершенствовать свои способности, приобретать привычку к творчеству, крепнуть нравственно. Легко понять, что именно такое обучение требовалось русскому народу в этой школе преобразований. В общении с народами-учителями необходимо было позаботиться о прочном восприятии нового, но исключить духовное принижение перед чужим, сохранить моральную независимость и сознание своего достоинства. Импульс, приданный просвещению, к середине XVIII в. потребовал дальнейшего усиления. Возникла необходимость очередных школьных проектов. Их результатами стала разработка основных принципов обучения, а также воспитания.

Тогда же была предпринята попытка построить новую государственную систему образования. В начале XIX в. в России учреждается Министерство народного просвещения и создаются учебные округа. В целом в созданной в течение XIX столетия системе российского образования выделялись три основных направления: – духовное, реализуемое в духовных училищах, семинариях и академиях; – церковно-приходское, присущее православным воскресным и церковно-приходским школам; – светское, характерное для частных гимназий, лицеев, вузов, курсов и т.п.

Первое, духовное направление было ориентировано на подготовку духовенства. Два других охватывали сферу общего образования всех остальных сословий. Следует подчеркнуть, что учебные программы духовных, церковно-приходских и светских учебных заведений имели много общего, поэтому православное и светское образование в дореволюционной России находились в гармоничном единстве. Более того, на протяжении всей дореволюционной истории преимущественное внимание государства было обращено на духовное образование. Дело в том, что до начала 60-х годов XVIII в. церковнослужители оставались почти единственными учителями в народных (массовых) школах, причем они не только учили детей, но и поддерживали школы всеми возможными мерами (1).

Вероятно, не только недостаток педагогических кадров был тому причиной. Скорее всего, поощряя педагогическую деятельность священников в школе, государство более заботилось о нравственном и патриотическом воспитании народа. Необходимо отметь также, что церковность массовой школы поддерживали известные представители отечественной педагогики. Так, К.Д. Ушинский (1823-1870) писал, что «дело народного воспитания должно быть освящено церковью, а школа должна быть преддверием Церкви» [8, с. 28]. В связи с этим в русской педагогической литературе можно встретить мнение о том, что «лучший из мыслимых руководителей начальной школы есть священник» (5). Учитывая изложенные обстоятельства можно понять, почему в 1867-1868 г. в учебную программу духовных семинарий был введен курс православной педагогики1 . Итак, к началу ХХ в. в России сложилась многоуровневая структура народного просвещения.

Она была представлена целым рядом учебных заведений, среди которых выделялись духовные училища, семинарии, академии, а также церковно-приходские и воскресные православные школы. Наряду с ними существовали светские училища, гимназии, курсы, институты, университеты и военно-учебные заведения. Однако основы общественного жизнеустройства к этому времени стали иными, чем прежде. Русская Православная Церковь еще в петровскую эпоху лишилась канонической формы управления – патриархата. Новые властные учреждения (Святейший Правительствующий Синод с его Канцелярией) уже рассматривались как органы государственной принадлежности. Изъятием церковных земель было подорвано благосостояние духовенства и возможности церковной благотворительности, резко сократилось количество монастырей – светочей христианской духовности и православного образования. Царская власть попала под влияние идей западноевропейского абсолютизма, а общенародное всесословное единство подверглось «расщеплению».

Гибельные процессы общественного развития в России остановить тогда не удалось (4, с. с. 233-235). После октябрьской революции вся система образования в стране подверглась коренным изменениям. Государство в отношении Церкви выбрало политику гонений, жесткого и тотального администрирования. Духовные школы и училища были ликвидированы2 . Упор был сделан на развитие обязательного общего и доступного профессионального образования. Господствующей идеологией в обучении и воспитании стал материализм и классовое сознание. Начиная с 1990-х гг. в системе российского образования вновь проводятся реформы. Они вызывают немало вопросов и критических мнений. Однако в обществе укрепилось понимание того, что будущее современной России зарождается в школе. Последние два с половиной десятилетия в жизни страны ознаменовались многими негативными явлениями.

Прежде всего, это размывание ценностно-мотивационного ядра гражданского самосознания, снижение социальной активности, падение уровня нравственного развития граждан. Политико-идеологические основы современного российского общества не обеспечивают желаемой гражданской устойчивости. Выходом из этой ситуации может стать определение точек соприкосновения между различными имущественными и профессиональными группами посредством социального партнерства общества, государства и церкви. Исключительно важную роль здесь должно сыграть образование, формирующее качества человека, эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью. Русская Православная Церковь как социальный партнер всегда обладала большими возможностями нравственного воздействия на народ и сохраняет их в настоящее время. Однако за годы потрясений, пережитых Церковью в XX в., было воспитано не одно поколение людей, лишенных элементарных представлений о православной вере. В значительной степени была утрачена преемственность опыта внутренней духовной жизни, во многом был предан забвению православный жизненный уклад. Все это обусловило трудности в поиске эффективных, «духовно

выверенных» форм просветительской и образовательной деятельности Церкви и необходимость использования различных путей решения этой сложной проблемы. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1994 г. принял определение «О задачах Церкви в области религиозного образования», которое вменяло в обязанность каждому приходу обеспечивать религиозное образование прихожан, в первую очередь через Воскресную школу. Так началось воссоздание православных школ. Основная забота по их организации легла на духовенство. Сейчас в стране насчитывается несколько тысяч православных Воскресных и общеобразовательных школ, гимназий, лицеев1 . В 2012 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви было утверждено «Положение о деятельности Воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» и «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в Воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации».

Воскресные школы Русской Православной церкви сейчас подразделяются на три типа: а) воскресная учебно-воспитательная группа; б) воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица (являющаяся структурным подразделением религиозной организации Русской Православной Церкви); в) центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом. Воскресная учебно-воспитательная группа и воскресная школа являются структурными подразделениями религиозной организации РПЦ (прихода, Патриаршего подворья, архиерейского подворья, монастыря, подворья монастыря), осуществляющими функции религиозной организации по обучению детей религии (основам православного вероучения), а также формированию умений и навыков, необходимых для православного христианина. В своей работе воскресная группа и воскресная школа руководствуются «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации». Воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица, действует на основании собственного Положения, разрабатываемого и утвержденного религиозной организацией. Центр духовно-нравственного воспитания, имеющий статус юридического лица, относится к типу образовательного учреждения дополнительного образования детей и действует на основании Устава. Основная часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах, состоит из базовых вероучительных программ, направленных на усвоение воспитанниками начальных знаний о православном вероучении, богослужении и истории Церкви, а также приобщение их к духовной жизни в лоне Русской Православной Церкви.

Дополнительная часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе, включает комплекс социально-ориентированных занятий, направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина. Цель деятельности воскресной школы – приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви. Задачи воскресной школы по отношению к воспитанникам заключаются в религиозно-нравственном обучении и воспитании; всестороннем развитие личности и мотивации к познанию и творчеству; адаптации к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали; формировании общей культуры; обеспечении необходимых условий для личностного развития, укрепления духовного и физического здоровья, гражданского самоопределения и творческого труда. Для достижения уставных целей и задач воскресная школа осуществляет следующие виды деятельности: проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности; проведение дополнительных личностнои социально-ориентированных занятий (художественно-эстетических, исторических, научно-технических, социально-педагогических, физкультурно-спортивных, культурологических, естественнонаучных, туристско-краеведческих, социально-экономических), направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина; проведение методической работы по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, программ, форм и методов деятельности; организацию военно-патриотических, военно-спортивных, археологических, молодежных отрядов; организацию и проведение массовых мероприятий, создающих необходимые условия для совместного труда, отдыха детей и родителей (лиц, их заменяющих); организацию в установленном порядке досуговых и оздоровительных лагерей и туристических баз, создание различных объединений с постоянным или переменным составом детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей; организацию и проведение выставок, олимпиад, конкурсов, соревнований, концертов, конференций.

Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе включает в себя три ступени: а) дошкольная (набор детей в возрасте 5-6 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимально 2 года); б) начальная (набор детей в возрасте 7-11 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимум 4 года); в) основная (набор детей в возрасте 12-16 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимально 4 года). Учебный год в воскресной школе рекомендуется начинать 14 сентября, в день церковного Новолетия, заканчивать – 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Учебными днями являются суббота и воскресенье, но занятия могут быть организованы и в другие дни недели. Учеба проводится индивидуально или по группам.

С согласия родителей могут организовываться паломнические поездки, а также отдых в православных оздоровительных, военно-патриотических и других лагерях. В школе используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Участниками учебно-воспитательного процесса в воскресной школе являются настоятель прихода, директор воскресной школы, духовник, педагогические работники воскресной школы, учащиеся, родители (законные представители) учащихся. Воскресная школа может быть реорганизована в иное образовательное учреждение (православное общеобразовательное учреждение) по решению Учредителя. Таким образом, концептуальной основой русской православной школы является создание в ней в процессе обучения особой духовной среды, атмосферы соборного единения. Преподаватели, учащиеся и их родители «проживают» каждый день общения как большая семья. Главный педагогический принцип в работе такой школы – добровольный и осознанный характер учебно-воспитательной деятельности. Ведущая нравственная задача православной школы – дать человеку не просто некое рассудочное знание о Боге, но в первую очередь привить ему опытное сердечное понимание Господа Спасителя, что достигается лишь содействием искренней веры, передаваемой «от сердца к сердцу». Тем самым миссия русской православной школы заключается в обучении и воспитании личности в духе соборного разума Церкви и служения миру

Использованная литература

1. Ванчаков A.M. Заметки о начальной церковной школе (В виду проекта закона о всеобщем обучении). – СПб., 1908. – 87 с.

2. Гегель Г. Феноменология духа. Философия истории / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. – М., 2007. – 880 с.

3. Конюхов Д.А. Школьное православное образование. – М, 1990. – 116 с.

4. Митрополит Иоанн (Снычев). Русская симфония. – СПб., 2007. – 494 с.

5. Рачинский С.А. Какой должна быть начальная школа в России?// http://rys￾arhipelag.ucoz.ru/publ/6-1-0-1066.

6. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М., 1989. – 768 с.

7. Тоффлер Э. Третья волна. – М., 999. – 784 с. 8. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. – СПб., 1894. – 55 с

Сухоруков В.Д. (Санкт-Петербург)



Другие новости и статьи

« Культурная идентичность педагога как профессиональная компетенция в сфере духовно-нравственного воспитания

Основные задачи и направления взаимодействия школы со специалистами в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма »

Запись создана: Четверг, 25 Апрель 2019 в 0:09 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы