25 Апрель 2019

Русская православная школа: история и современное состояние

oboznik.ru - Русская православная школа: история и современное состояние
#православие#школа#общество

Школа была и остается важнейшим социальным институтом и предметом серьезного общественного внимания. В школе учителя и новое подрастающее поколение обретают взаимопонимание, нацеленное на передачу и восприятие опыта жизни. Поэтому школу следует рассматривать в качестве величайшего блага, дарованного человеку. Школа как механизм существования общества обладает особым структурно-функциональным содержанием.

В основании школы вместе с «явным» планом обучающей работы находится также «скрытый» учебный замысел, который является более важным. Он заключается в стремлении школы воздействовать на сознание ученика, формировать его мировоззрение и генерировать «унифицированные» социальные массы управляемого характера (7, с. 65-66).

Признание этих непреложных фактов означает, что для целей образования всегда необходимо «проникновение духа в … знание» (2, с. 23). Тем самым, действительным предметом школы выступает мир человека, ибо мир вне человека не имеет смысла. Документальная история русской школы начинается с Х в.1 Благодатной почвой для создания первых школ на Руси стало принятие христианства, которое способствовало быстрому распространению новой духовной культуры.

В XI столетии школы образуются уже по всей территории русских владений. При этом чаще всего они строились при монастырях и храмах, так как священники считались самыми образованными людьми. Исторические данные свидетельствуют о том, что постановка школьного обучения в России изначально характеризовалась единением с текущей жизненной реальностью и культурно-религиозной традицией. При этом русская школа развивалась как православный и государственный институт, поскольку в народном образовании и воспитании активно участвовала Церковь и было заинтересовано государство (3, с. 23-24). Яркой вехой в истории русской школы является Стоглавый Собор 1551 г. На нем говорилась о важности и необходимости духовного обучения и образования.

Решение этой задачи Собор тогда возложил на духовенство. Впервые школа на Руси предстала предметом заботливости целого Собора, царя и русских иерархов. Значительные изменения в деятельность русской школы внесла петровская эпоха. В погоне за западными новшествами русское общество в те времена оказалось в опасном положении вследствие активных и широких связей с сильными европейскими нациями. От них Россия должна была заимствовать плоды цивилизации и, следовательно, подвергаться их влиянию, как ученик подвергается воздействию учителей. Здесь главное средство для уменьшения опасности положения состояло в том, «чтобы не позволить народу-ученику продолжительного страдательного отношения к народам-учителям» (6, с. 464). Если речь идет об ученике и учителях, значит, объяснение ситуации посредством школьной воспитательной практики напрашивается само собою.

Педагогам известно, что обучение становится полезным, когда наставник стремится развивать самостоятельную деятельность своих подопечных. Посредством подобного учения (по современной терминологии – развивающего) человек может совершенствовать свои способности, приобретать привычку к творчеству, крепнуть нравственно. Легко понять, что именно такое обучение требовалось русскому народу в этой школе преобразований. В общении с народами-учителями необходимо было позаботиться о прочном восприятии нового, но исключить духовное принижение перед чужим, сохранить моральную независимость и сознание своего достоинства. Импульс, приданный просвещению, к середине XVIII в. потребовал дальнейшего усиления. Возникла необходимость очередных школьных проектов. Их результатами стала разработка основных принципов обучения, а также воспитания.

Тогда же была предпринята попытка построить новую государственную систему образования. В начале XIX в. в России учреждается Министерство народного просвещения и создаются учебные округа. В целом в созданной в течение XIX столетия системе российского образования выделялись три основных направления: – духовное, реализуемое в духовных училищах, семинариях и академиях; – церковно-приходское, присущее православным воскресным и церковно-приходским школам; – светское, характерное для частных гимназий, лицеев, вузов, курсов и т.п.

Первое, духовное направление было ориентировано на подготовку духовенства. Два других охватывали сферу общего образования всех остальных сословий. Следует подчеркнуть, что учебные программы духовных, церковно-приходских и светских учебных заведений имели много общего, поэтому православное и светское образование в дореволюционной России находились в гармоничном единстве. Более того, на протяжении всей дореволюционной истории преимущественное внимание государства было обращено на духовное образование. Дело в том, что до начала 60-х годов XVIII в. церковнослужители оставались почти единственными учителями в народных (массовых) школах, причем они не только учили детей, но и поддерживали школы всеми возможными мерами (1).

Вероятно, не только недостаток педагогических кадров был тому причиной. Скорее всего, поощряя педагогическую деятельность священников в школе, государство более заботилось о нравственном и патриотическом воспитании народа. Необходимо отметь также, что церковность массовой школы поддерживали известные представители отечественной педагогики. Так, К.Д. Ушинский (1823-1870) писал, что «дело народного воспитания должно быть освящено церковью, а школа должна быть преддверием Церкви» [8, с. 28]. В связи с этим в русской педагогической литературе можно встретить мнение о том, что «лучший из мыслимых руководителей начальной школы есть священник» (5). Учитывая изложенные обстоятельства можно понять, почему в 1867-1868 г. в учебную программу духовных семинарий был введен курс православной педагогики1 . Итак, к началу ХХ в. в России сложилась многоуровневая структура народного просвещения.

Она была представлена целым рядом учебных заведений, среди которых выделялись духовные училища, семинарии, академии, а также церковно-приходские и воскресные православные школы. Наряду с ними существовали светские училища, гимназии, курсы, институты, университеты и военно-учебные заведения. Однако основы общественного жизнеустройства к этому времени стали иными, чем прежде. Русская Православная Церковь еще в петровскую эпоху лишилась канонической формы управления – патриархата. Новые властные учреждения (Святейший Правительствующий Синод с его Канцелярией) уже рассматривались как органы государственной принадлежности. Изъятием церковных земель было подорвано благосостояние духовенства и возможности церковной благотворительности, резко сократилось количество монастырей – светочей христианской духовности и православного образования. Царская власть попала под влияние идей западноевропейского абсолютизма, а общенародное всесословное единство подверглось «расщеплению».

Гибельные процессы общественного развития в России остановить тогда не удалось (4, с. с. 233-235). После октябрьской революции вся система образования в стране подверглась коренным изменениям. Государство в отношении Церкви выбрало политику гонений, жесткого и тотального администрирования. Духовные школы и училища были ликвидированы2 . Упор был сделан на развитие обязательного общего и доступного профессионального образования. Господствующей идеологией в обучении и воспитании стал материализм и классовое сознание. Начиная с 1990-х гг. в системе российского образования вновь проводятся реформы. Они вызывают немало вопросов и критических мнений. Однако в обществе укрепилось понимание того, что будущее современной России зарождается в школе. Последние два с половиной десятилетия в жизни страны ознаменовались многими негативными явлениями.

Прежде всего, это размывание ценностно-мотивационного ядра гражданского самосознания, снижение социальной активности, падение уровня нравственного развития граждан. Политико-идеологические основы современного российского общества не обеспечивают желаемой гражданской устойчивости. Выходом из этой ситуации может стать определение точек соприкосновения между различными имущественными и профессиональными группами посредством социального партнерства общества, государства и церкви. Исключительно важную роль здесь должно сыграть образование, формирующее качества человека, эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью. Русская Православная Церковь как социальный партнер всегда обладала большими возможностями нравственного воздействия на народ и сохраняет их в настоящее время. Однако за годы потрясений, пережитых Церковью в XX в., было воспитано не одно поколение людей, лишенных элементарных представлений о православной вере. В значительной степени была утрачена преемственность опыта внутренней духовной жизни, во многом был предан забвению православный жизненный уклад. Все это обусловило трудности в поиске эффективных, «духовно

выверенных» форм просветительской и образовательной деятельности Церкви и необходимость использования различных путей решения этой сложной проблемы. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1994 г. принял определение «О задачах Церкви в области религиозного образования», которое вменяло в обязанность каждому приходу обеспечивать религиозное образование прихожан, в первую очередь через Воскресную школу. Так началось воссоздание православных школ. Основная забота по их организации легла на духовенство. Сейчас в стране насчитывается несколько тысяч православных Воскресных и общеобразовательных школ, гимназий, лицеев1 . В 2012 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви было утверждено «Положение о деятельности Воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» и «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в Воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации».

Воскресные школы Русской Православной церкви сейчас подразделяются на три типа: а) воскресная учебно-воспитательная группа; б) воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица (являющаяся структурным подразделением религиозной организации Русской Православной Церкви); в) центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом. Воскресная учебно-воспитательная группа и воскресная школа являются структурными подразделениями религиозной организации РПЦ (прихода, Патриаршего подворья, архиерейского подворья, монастыря, подворья монастыря), осуществляющими функции религиозной организации по обучению детей религии (основам православного вероучения), а также формированию умений и навыков, необходимых для православного христианина. В своей работе воскресная группа и воскресная школа руководствуются «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации». Воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица, действует на основании собственного Положения, разрабатываемого и утвержденного религиозной организацией. Центр духовно-нравственного воспитания, имеющий статус юридического лица, относится к типу образовательного учреждения дополнительного образования детей и действует на основании Устава. Основная часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах, состоит из базовых вероучительных программ, направленных на усвоение воспитанниками начальных знаний о православном вероучении, богослужении и истории Церкви, а также приобщение их к духовной жизни в лоне Русской Православной Церкви.

Дополнительная часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе, включает комплекс социально-ориентированных занятий, направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина. Цель деятельности воскресной школы – приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви. Задачи воскресной школы по отношению к воспитанникам заключаются в религиозно-нравственном обучении и воспитании; всестороннем развитие личности и мотивации к познанию и творчеству; адаптации к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали; формировании общей культуры; обеспечении необходимых условий для личностного развития, укрепления духовного и физического здоровья, гражданского самоопределения и творческого труда. Для достижения уставных целей и задач воскресная школа осуществляет следующие виды деятельности: проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности; проведение дополнительных личностнои социально-ориентированных занятий (художественно-эстетических, исторических, научно-технических, социально-педагогических, физкультурно-спортивных, культурологических, естественнонаучных, туристско-краеведческих, социально-экономических), направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина; проведение методической работы по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, программ, форм и методов деятельности; организацию военно-патриотических, военно-спортивных, археологических, молодежных отрядов; организацию и проведение массовых мероприятий, создающих необходимые условия для совместного труда, отдыха детей и родителей (лиц, их заменяющих); организацию в установленном порядке досуговых и оздоровительных лагерей и туристических баз, создание различных объединений с постоянным или переменным составом детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей; организацию и проведение выставок, олимпиад, конкурсов, соревнований, концертов, конференций.

Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе включает в себя три ступени: а) дошкольная (набор детей в возрасте 5-6 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимально 2 года); б) начальная (набор детей в возрасте 7-11 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимум 4 года); в) основная (набор детей в возрасте 12-16 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимально 4 года). Учебный год в воскресной школе рекомендуется начинать 14 сентября, в день церковного Новолетия, заканчивать – 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Учебными днями являются суббота и воскресенье, но занятия могут быть организованы и в другие дни недели. Учеба проводится индивидуально или по группам.

С согласия родителей могут организовываться паломнические поездки, а также отдых в православных оздоровительных, военно-патриотических и других лагерях. В школе используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Участниками учебно-воспитательного процесса в воскресной школе являются настоятель прихода, директор воскресной школы, духовник, педагогические работники воскресной школы, учащиеся, родители (законные представители) учащихся. Воскресная школа может быть реорганизована в иное образовательное учреждение (православное общеобразовательное учреждение) по решению Учредителя. Таким образом, концептуальной основой русской православной школы является создание в ней в процессе обучения особой духовной среды, атмосферы соборного единения. Преподаватели, учащиеся и их родители «проживают» каждый день общения как большая семья. Главный педагогический принцип в работе такой школы – добровольный и осознанный характер учебно-воспитательной деятельности. Ведущая нравственная задача православной школы – дать человеку не просто некое рассудочное знание о Боге, но в первую очередь привить ему опытное сердечное понимание Господа Спасителя, что достигается лишь содействием искренней веры, передаваемой «от сердца к сердцу». Тем самым миссия русской православной школы заключается в обучении и воспитании личности в духе соборного разума Церкви и служения миру

Использованная литература

1. Ванчаков A.M. Заметки о начальной церковной школе (В виду проекта закона о всеобщем обучении). – СПб., 1908. – 87 с.

2. Гегель Г. Феноменология духа. Философия истории / Георг Вильгельм Фридрих Гегель. – М., 2007. – 880 с.

3. Конюхов Д.А. Школьное православное образование. – М, 1990. – 116 с.

4. Митрополит Иоанн (Снычев). Русская симфония. – СПб., 2007. – 494 с.

5. Рачинский С.А. Какой должна быть начальная школа в России?// http://rys￾arhipelag.ucoz.ru/publ/6-1-0-1066.

6. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М., 1989. – 768 с.

7. Тоффлер Э. Третья волна. – М., 999. – 784 с. 8. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. – СПб., 1894. – 55 с

Сухоруков В.Д. (Санкт-Петербург)

Другие новости и статьи

« Культурная идентичность педагога как профессиональная компетенция в сфере духовно-нравственного воспитания

Основные задачи и направления взаимодействия школы со специалистами в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма »

Запись создана: Четверг, 25 Апрель 2019 в 0:09 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика