Культурная идентичность педагога как профессиональная компетенция в сфере духовно-нравственного воспитания



Культурная идентичность педагога как профессиональная компетенция в сфере духовно-нравственного воспитания

oboznik.ru - Культурная идентичность педагога как профессиональная компетенция в сфере духовно-нравственного воспитания
#воспитание#образование#духовность

Рассмотрение образовательного процесса сквозь призму христианской антропологии, а именно как раскрытия в человеке Образа Божия, несомненно, высвечивает духовно-нравственное воспитание как основной вектор развития системы образования. При этом аксиологическую основу содержания образования в целом и духовно-нравственного воспитания в частности составляют ценности и смыслы Православной культуры, транслируемые этой культурой в виде концептов и передаваемые из поколения в поколение посредством традиционного уклада жизни. В данном контексте основным результатом духовно-нравственного воспитания нам видится обретение личностью культурной идентичности как некоторой животворящей основы для дальнейшего самосознания и духовного роста.

Сегодня в России духовно-нравственное воспитание декларируется как приоритет государственной политики в образовании. В одном из документов, составляющих Федеральный государственный образовательный стандарт – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – даже сформулирован национальный воспитательный идеал: «…высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» (2). Задачу самоопределения школьников в духовном пространстве культуры в первую очередь призваны решать уроки Православной культуры. В.И. Слободчиков отмечает, что «с Православной культурой в школу входит самое главное, самое фундаментальное учение о Мире и Человеке, которое может высветить, а с Божией помощью, просветить другие системы рационального знания о человеке и Мире, позволит обнаружить их частичность, а часто – неистинность этих знаний» (4). Е. С. Безбородкина указывает на связь личностного акта самоопределения с осмыслением собственной идентичности. «Научный потенциал категории «идентичность» (самоотождествление индивида с какими-либо идеями, ценностями, социальными группами и культурами), введенной в обиход американским психологом Э. Эриксоном, используется всеми отраслями знаний, исследующими связь индивидуального со всеобщим» (1).

В этом контексте процесс образования осмысляется как процесс инкультурации, а его результат – как культурная идентичность. Следовательно, культурную идентичность необходимо рассматривать в том числе и как психолого-педагогическую категорию. В связи с этим актуализируется проблема культурной идентификации педагогов, работающих в сфере духовно-нравственного воспитания. Ключевым вопросом организации воспитательной деятельности в урочной и внеурочной форме становится следующий: насколько сам педагог хочет и может ориентироваться на национальный воспитательный идеал, насколько глубоко он понимает и принимает идею преемственности эпох отечественной истории, на основе которой сформулирован идеал? Одним словом, насколько сам педагог укоренен в духовной и культурной традиции своего народа? Наша практика работы с педагогами в научно-методическом сопровождении процесса духовно-нравственного воспитания обнаруживает существенные различия ценностных установок учителей на парадигмальном уровне.

Еще большей проблемой является недостаточная актуализация этих ценностных установок в сознании педагогов, которые привыкли быть «функционерами от образования» и перестали задумываться об онтологических основаниях своей профессиональной деятельности. Кроме того, в современном образовательном пространстве немалая роль отводится информационно-коммуникативным технологиям, что безжалостно отодвигает личность педагога на задний план и в определенной степени лишает ребенка ценностно-смысловой составляющей педагогического общения, таким образом, еще более затрудняя его культурную самоидентификацию. Поэтому перед современным педагогом, работающим в области духовно-нравственного воспитания, стоит достаточно сложная задача аксиологического наполнения образовательного пространства в условиях ориентированности современной школы на формализованную интеллектуализацию и тестовые формы контроля знаний. Чем меньше «удельный вес» живого личностного общения педагога и ребенка в образовании, тем больше это общение должно пробуждать в возрастающей личности онтологический отклик на призыв родной культуры.

Только таким образом, в со-Бытии́, может состояться встреча Учителя и Ученика, без которой невозможен ни личностный рост ребенка, ни личностный и профессиональный рост педагога. А.В. Шувалов указывает на «нераздельность и неслиянность» в образовании идей со-Бытийности и со-О́бразности и говорит, что «осталось «сообразить», как обустроить нашу педагогическую реальность, чтобы образование …послужило вступлению ребенка на путь деятельного стремления к Добру и Истине, на путь самоодоления, духовного возрастания и преображения» (5). На наш взгляд, этот посыл имеет прямое отношение к культурной идентичности педагога, так как Образ Творца отражен в многочисленных образах Православной культуры, и эти образы становятся своего рода «педагогическими инструментами», способными воплотить в жизнь саму идею культурной самоидентификации ученика. Однако это может осуществиться лишь при условии культурного родства образов Православия для самого педагога, иначе он попросту не сможет «воспользоваться этим инструментом». Исторические катаклизмы, пережитые российским обществом в ХIX-XX вв., привели к оторванности определенной части населения от традиции отечественной культуры, основанной на ценностях православия. Поэтому сегодня многими нашими соотечественниками традиция православия осознается только в ее обрядовой части, безотносительно к ценностно-смысловой основе, формирующей мировоззрение человека и мотивирующей его поведение в обществе. Поэтому в наших школах праздник Светлого Христова Воскресения нередко вырождается в праздник «кулича и яйца», а исполнение эстрадных песен и танцев в стиле «а ля рус» может считаться «приобщением к народной традиции».

Преподавание Основ православной культуры в общеобразовательной школе осуществляется на основе культурологического или социокультурного подхода. Это обусловлено не только нормативно-законодательной базой преподавания основ религиозной культуры в системе общего образования, но и в первую очередь педагогической целесообразностью. Несмотря на наличие социального заказа от родителей учащихся на изучение их детьми Основ православной культуры, невозможно не обращать внимания на статистические данные: по результатам всероссийской переписи населения около 80% россиян отождествляют свою религиозную принадлежность с Православием, однако постоянными прихожанами храмов являются лишь 8%. Из этого следует, что у большинства школьников отсутствует личный опыт церковной жизни, а уклад семей, в которых они растут, не имеет в своей основе православных традиций. Поэтому целью изучаемого предмета становится создание педагогических условий для формирования мировоззрения школьника на основе ценностей православия. Вместе с тем мы понимаем, что содержание предмета Основы православной культуры абсолютно Христоцентрично и экклесиоцентрично, так как основополагающей ценностью православия является любовь, во всей полноте явленная во Христе, к которой человек не может приобщиться без участия в Евхаристии. Таким образом, возникает противоречие между догматическим содержанием некоторых тем курса Основ православной культуры, и отсутствием у большинства учащихся общеобразовательной школы личного опыта участия в Таинствах Церкви. В связи с этим, еще более актуальной становится проблема профессиональной компетентности в преподавании Основ православной культуры среди невоцерковленных педагогов, которые наравне с учащимися не имеют личного опыта церковной жизни. Это порождает опасность десакрализации содержания курса, что безусловно является серьезным педагогическим риском, так как ставит под сомнение возможность достижения главной цели. По словам апостола «такое знание только надмевает, а любовь назидает» (1 Кор.8:1). Протоиерей Борис Ничипоров, рассматривая принципы христианской педагогики, высказывает следующую мысль: «все, что относится к Богу, к религии, обращается к высшему в человеке, к Образу Божьему в его душе, должно быть обязательно сопряжено с чувством благоговения» (4).

При изучении запросов учителей в области методического сопровождения курса Основ православной культуры нами было выявлено, что самой проблемной для них является тема «Таинство Причастия», так как ее содержание часто не имеет опоры в социокультурном опыте самого педагога. Поэтому существует опасность схоластического подхода к данной теме, а такой подход к главному Таинству Православия граничит с кощунством. В связи с этим возникает необходимость погружения педагогов в онтологический пласт содержания курса Основ православной культуры с целью осознания своих профессиональных дефицитов в сфере экклесиологии и осмысления цели урока в данном контексте. Сегодня при подготовке учителей Православной культуры важно в первую очередь задумываться не о технологиях преподавания, а об осознании педагогами своей культурной идентичности и, как следствие – сопричастности ценностям и смыслам Православия.

Наиболее продуктивной формой методического сопровождения педагогов в данной области является, на наш взгляд, технология педагогической мастерской, которая позволяет работать с содержанием на уровне концептов, дает возможность осмысления глубинных ценностно-смысловых основ Православной культуры «в тишине сердца», а главное – соотнесения этих основ со своим личным и профессиональным опытом. Однако самым важным направлением в методическом сопровождении процесса духовно-нравственного воспитания должны стать культурно-просветительские (а со временем и паломнические) поездки педагогов по святым местам. Именно «переживание той или иной реальности как святыни» (4) рождает в душе то самое непостижимое чувство благоговения, к которому неизменно присовокупляется ощущение духовного могущества своего Отечества и своей сопричастности к великой культуре Православия. Многие педагоги, приступая к преподаванию Православной культуры, начинают понимать, что их внутренняя личностная структура в определенной степени становится педагогическим инструментом, а это, в свою очередь, побуждает их к личному духовному росту и осознанию своего профессионального пути как служения. Именно этот путь – путь возвращения в лоно родной культуры, – приводит к полноценному обретению себя, исправлению ошибок, восстановлению разорванной связи поколений. Только на этом пути возможна встреча Учителя и Ученика, которая открывает перспективу их дальнейшего совместного пути ко Христу

Использованная литература

1. Безбородкина Е.С. Духовно-нравственное развитие и воспитание как процесс самостроительства личности в культуре. /Теория и практика духовно-нравственного развития и воспитания школьников: монография /М.В. Захарченко и др., под общ ред. М.В. Захарченко// – СПб.: СПб АППО, 2014.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. // – М.: Просвещение, 2009.

3. Ничипоров Б., протоиерей. Принципы христианской педагогики и нравственное воспитание русских детей. /Живая вода: научный альманах//– Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2012.

4. Слободчиков В.И. Антропологический императив современного отечественного образования. /Живая вода: научный альманах//– Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2012.

5. Шувалов А.В. Со-Образность и со-Бытийность. /Живая вода: научный альманах//– ́ Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2012.

Соколова М.Е. (Калининград)



Другие новости и статьи

« Идентичность против ценности

Русская православная школа: история и современное состояние »

Запись создана: Четверг, 25 Апрель 2019 в 0:07 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы