Актуализация роли СМИ в непрерывном образовании человека



Актуализация роли СМИ в непрерывном образовании человека

oboznik.ru - Актуализация роли СМИ в непрерывном образовании человека
#СМИ#образование#человек#общество#культура

В условиях модернизирующегося социума созидательной тенденцией следует считать непрерывность обучения и деятельность СМИ, освещающих данное направление в современном образовании. Так сложилось, что СМИ, составляющие неотъемлемую и значительную часть современной массовой культуры и социальной коммуникации, трактуются преимущественно в понятийном поле массовой культуры и рассматриваются с позиции влияния и манипуляции сознанием человека и общества в целом.

С таким подходом крайне сложно и непродуктивно спорить, так как СМИ действенно, эффективно, поступательно, методично, целенаправленно формируют и воздействуют на существенный сегмент культурных умонастроений. Используя константные культуроопределяющие архетипы, СМИ создают необходимый миру потребления и власти мировоззренческий комплекс, стандарт и диапазон идей, моделей, типов поведения. Современный социум управляется не только государством и другими институтами, но и идеологически. Информационная доступность мира привела к тому, что современный человек имеет перед собой довольно разнообразный выбор.

В этом плане актуализируется роль СМИ, которые, обращаясь к аудитории, становятся инструментом социального мифотворчества, влияют на массовую культуру. Миссия СМИ на современном этапе — формировать в массовом сознании ответственность за мысли и поступки, выбор ценностей и их реализацию, профессионализм и качество труда, в итоге — ответственность и перед своей личностью, и перед социумом. В СМИ тему ответственности, долженствования человека необходимо освещать так, чтобы и дети, и молодежь, и взрослые испытывали потребность относиться к долгу как к естественному, имплицитно данному процессу. В этом случае осознается отношение к долгу как возвышающее человека до его онтологической ответственности. Процессы непрерывного образования и формирования социальных ценностей средствами массовой информации имеют сходные черты. В первую очередь это поэтапный характер получения, накопления, анализа и интерпретации информации, последовательность, всеобщность, динамичность и т. д.

В данном контексте необходимо отметить, что утопическое сознание есть характерная черта современного модернизирующегося социума, поскольку в нем нет устойчивых ориентиров, которые были в традиционном обществе: иерархическое строение социума и культуры, а следовательно, устойчивость метафизической картины мира, которая хотя и обсуждалась непрерывно, но, тем не менее, не меняла своих главных принципов.

В модернизирующемся обществе актуализируется роль СМИ как созидателей устойчивых этических, социальных, профессиональных ориентиров. Факты, привнесенные в сознание человека с помощью средств массовой информации, всегда более весомы и сильнее влияют на ценностный выбор, чем полученные любым иным путем. Это объясняется тем, что СМИ, первоначально пришедшие в общество как печатные тексты, несли в себе определенную сакрализацию знаний. В современном информационном обществе образование является настоятельной необходимостью для всех слоев социума, поскольку они вовлечены в процессы реформирования и модернизации.

Модернизационные процессы и изменения происходят во всех институтах социума и культуры. За считанные десятилетия социум совершил поворот к совершенно новому типу социокультурного наследования, в рамках которого важным стало не усвоение прежних рецептов, а подготовка к овладению инновационными методами и формами познания, ранее нигде не существовавшими. Мультимедийная культура по отношению к социуму представляет собой нормативно-ценностную систему; она репрезентирована нормами, обладающими модусом долженствования, принудительностью для исполнения конкретным человеком.

При анализе ценностных ориентаций не следует забывать и о соотношении практики общественного бытия и содержания ценностной информации, которую получают пользователи в процессе направленного влияния СМИ. Они продвигают процесс обогащения культуры за счет освоения новых эстетических качеств, открытых и внедряемых в практику благодаря их технизации, не только существенно влияют на аксиологически-креативную область их деятельности, но и раздвигают горизонты духовного обогащения личности, что, в свою очередь, влияет на ускорение процессов инклюзии ценностей. В ходе взаимодействия социума и СМИ актуализируются потенциальные способности человека, то есть проявляются в виде проекции, соответствующей принятым в данном социуме и меняющимся общекультурным стандартам.

Эти стандарты суть нормы, ценности и знания, образующие корпус культуры социума. Созидательная роль концепции непрерывного образования в модернизирующемся обществе заключается также и в формировании системы профессиональных стандартов. Инновационным фактором этой системы является актуализация тех профессий, без которых невозможно развитие страны, производства, общества, человека. Несмотря на то что в основе понятия «стандарт» заложено соответствие определенным критериям, тем не менее конечной целью этой концепции является формирование интеллектуально-профессиональной элиты (от представителя рабочей профессии до представителя государственной и муниципальной власти).

В России одной из перспективных целей образования должно стать формирование интеллектуально-профессиональной элиты. Без этого никакая модернизация невозможна. Но «воспроизведение» интеллектуально-профессиональной элиты вряд ли возможно без сохранения феноменальных результатов «образовательной революции», которая произошла в СССР в конце ХХ века. Модернизация без доступности непрерывного образования для всех слоев населения невозможна ни в сфере инноваций и производства, ни в сфере государственного строительства и права, то есть ни в одной области жизни общества. Миссия интеллектуально-профессиональной элиты заключается не только в развитии страны, промышленности, общества, духовности, потребностей личности, ценностей, но и в сохранении духовного и материального капитала, то есть в «работе на вечность».

Интеллектуально-профессиональная элита продвигает возможность «градационного» (то есть восходящего к более совершенному уровню) образования — не деградационного, а значит, участвует в смене главных ориентиров в культуре и идеологии. В достижении высокой эффективности внедрения новой системы ценностей в общественное сознание огромное значение имеет фактор социального единства политического, культурного, общественного опыта пользователя и его коммуникационного уровня. Интеграционный социальный опыт привлекает субъектов к потокам СМИ, а следовательно, приобщает к определенным, пропагандируемым ими ценностям и стереотипам.

В. В. Горшкова, декан факультета культуры СПбГУП, заведующая кафедрой социальной психологии, доктор педагогических наук, профессор;

Е. В. Семухина, доцент кафедры социальной психологии СПбГУП, кандидат педагогических наук



Другие новости и статьи

« Школа родительской любви

Воспитание детей в русских благочестивых семьях XIX века »

Запись создана: Четверг, 17 Январь 2019 в 15:36 и находится в рубриках Новости.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы