17 Январь 2019

Актуализация роли СМИ в непрерывном образовании человека

oboznik.ru - Актуализация роли СМИ в непрерывном образовании человека
#СМИ#образование#человек#общество#культура

В условиях модернизирующегося социума созидательной тенденцией следует считать непрерывность обучения и деятельность СМИ, освещающих данное направление в современном образовании. Так сложилось, что СМИ, составляющие неотъемлемую и значительную часть современной массовой культуры и социальной коммуникации, трактуются преимущественно в понятийном поле массовой культуры и рассматриваются с позиции влияния и манипуляции сознанием человека и общества в целом.

С таким подходом крайне сложно и непродуктивно спорить, так как СМИ действенно, эффективно, поступательно, методично, целенаправленно формируют и воздействуют на существенный сегмент культурных умонастроений. Используя константные культуроопределяющие архетипы, СМИ создают необходимый миру потребления и власти мировоззренческий комплекс, стандарт и диапазон идей, моделей, типов поведения. Современный социум управляется не только государством и другими институтами, но и идеологически. Информационная доступность мира привела к тому, что современный человек имеет перед собой довольно разнообразный выбор.

В этом плане актуализируется роль СМИ, которые, обращаясь к аудитории, становятся инструментом социального мифотворчества, влияют на массовую культуру. Миссия СМИ на современном этапе — формировать в массовом сознании ответственность за мысли и поступки, выбор ценностей и их реализацию, профессионализм и качество труда, в итоге — ответственность и перед своей личностью, и перед социумом. В СМИ тему ответственности, долженствования человека необходимо освещать так, чтобы и дети, и молодежь, и взрослые испытывали потребность относиться к долгу как к естественному, имплицитно данному процессу. В этом случае осознается отношение к долгу как возвышающее человека до его онтологической ответственности. Процессы непрерывного образования и формирования социальных ценностей средствами массовой информации имеют сходные черты. В первую очередь это поэтапный характер получения, накопления, анализа и интерпретации информации, последовательность, всеобщность, динамичность и т. д.

В данном контексте необходимо отметить, что утопическое сознание есть характерная черта современного модернизирующегося социума, поскольку в нем нет устойчивых ориентиров, которые были в традиционном обществе: иерархическое строение социума и культуры, а следовательно, устойчивость метафизической картины мира, которая хотя и обсуждалась непрерывно, но, тем не менее, не меняла своих главных принципов.

В модернизирующемся обществе актуализируется роль СМИ как созидателей устойчивых этических, социальных, профессиональных ориентиров. Факты, привнесенные в сознание человека с помощью средств массовой информации, всегда более весомы и сильнее влияют на ценностный выбор, чем полученные любым иным путем. Это объясняется тем, что СМИ, первоначально пришедшие в общество как печатные тексты, несли в себе определенную сакрализацию знаний. В современном информационном обществе образование является настоятельной необходимостью для всех слоев социума, поскольку они вовлечены в процессы реформирования и модернизации.

Модернизационные процессы и изменения происходят во всех институтах социума и культуры. За считанные десятилетия социум совершил поворот к совершенно новому типу социокультурного наследования, в рамках которого важным стало не усвоение прежних рецептов, а подготовка к овладению инновационными методами и формами познания, ранее нигде не существовавшими. Мультимедийная культура по отношению к социуму представляет собой нормативно-ценностную систему; она репрезентирована нормами, обладающими модусом долженствования, принудительностью для исполнения конкретным человеком.

При анализе ценностных ориентаций не следует забывать и о соотношении практики общественного бытия и содержания ценностной информации, которую получают пользователи в процессе направленного влияния СМИ. Они продвигают процесс обогащения культуры за счет освоения новых эстетических качеств, открытых и внедряемых в практику благодаря их технизации, не только существенно влияют на аксиологически-креативную область их деятельности, но и раздвигают горизонты духовного обогащения личности, что, в свою очередь, влияет на ускорение процессов инклюзии ценностей. В ходе взаимодействия социума и СМИ актуализируются потенциальные способности человека, то есть проявляются в виде проекции, соответствующей принятым в данном социуме и меняющимся общекультурным стандартам.

Эти стандарты суть нормы, ценности и знания, образующие корпус культуры социума. Созидательная роль концепции непрерывного образования в модернизирующемся обществе заключается также и в формировании системы профессиональных стандартов. Инновационным фактором этой системы является актуализация тех профессий, без которых невозможно развитие страны, производства, общества, человека. Несмотря на то что в основе понятия «стандарт» заложено соответствие определенным критериям, тем не менее конечной целью этой концепции является формирование интеллектуально-профессиональной элиты (от представителя рабочей профессии до представителя государственной и муниципальной власти).

В России одной из перспективных целей образования должно стать формирование интеллектуально-профессиональной элиты. Без этого никакая модернизация невозможна. Но «воспроизведение» интеллектуально-профессиональной элиты вряд ли возможно без сохранения феноменальных результатов «образовательной революции», которая произошла в СССР в конце ХХ века. Модернизация без доступности непрерывного образования для всех слоев населения невозможна ни в сфере инноваций и производства, ни в сфере государственного строительства и права, то есть ни в одной области жизни общества. Миссия интеллектуально-профессиональной элиты заключается не только в развитии страны, промышленности, общества, духовности, потребностей личности, ценностей, но и в сохранении духовного и материального капитала, то есть в «работе на вечность».

Интеллектуально-профессиональная элита продвигает возможность «градационного» (то есть восходящего к более совершенному уровню) образования — не деградационного, а значит, участвует в смене главных ориентиров в культуре и идеологии. В достижении высокой эффективности внедрения новой системы ценностей в общественное сознание огромное значение имеет фактор социального единства политического, культурного, общественного опыта пользователя и его коммуникационного уровня. Интеграционный социальный опыт привлекает субъектов к потокам СМИ, а следовательно, приобщает к определенным, пропагандируемым ими ценностям и стереотипам.

В. В. Горшкова, декан факультета культуры СПбГУП, заведующая кафедрой социальной психологии, доктор педагогических наук, профессор;

Е. В. Семухина, доцент кафедры социальной психологии СПбГУП, кандидат педагогических наук

Другие новости и статьи

« Школа родительской любви

Воспитание детей в русских благочестивых семьях XIX века »

Запись создана: Четверг, 17 Январь 2019 в 15:36 и находится в рубриках Новости.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика