Читать, думать, писать



Читать, думать, писать

oboznik.ru - Читать, думать, писать

oboznik.ru - Читать, думать, писать

Читать, подумать и опять
Читать, искать, искать, читать,
Анализировать, понять,
Все непременно записать.

Эти стихи написала студентка факультета культуры Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов Людмила Федорова. Она положила их мне на стол после занятия, где мы разбирали тему: «Как стать хорошим журналистом». Говорили о том, что у начинающих еще нет жизненного опыта, не сформировался собственный взгляд на происходящее вокруг, неустойчива общественная позиция, да и навыков профессионального письма нет. Где все это взять? К формуле «читать, думать, писать» ребята пришли самостоятельно и сами же поставили «читать» на первое место. При всей банальности этой формулировки, правильность ее трудно поставить под сомнение, хотя поразмышлять на тему, что и как читать, начинающему журналисту все же имеет смысл.

Разговоры о том, что молодежь сегодня не читает, давно стали обыденными. Заявляя это, мы порой не замечаем, что явно преувеличиваем масштаб проблемы. У части молодых людей вполне мотивированный интерес к книге. Читать сегодня становится модно, читают дома, в метро, в кафе в ожидании подруг и друзей, чтобы потом обсудить, показать, что находятся «в тренде». И то, что держит в руках молодой человек, и то, как он читает, несомненно, играет существенную роль в формировании его имиджа, как положительного, так и негативного. Кроме того, ребятам, которые учатся сегодня в среднеспециальных и высших учебных заведениях, приходится читать много учебной и специальной литературы. По данным статистики, каждый второй молодой человек в России в возрасте 14–30 лет учится, причем подавляющее большинство учащихся старших классов ориентированы на продолжение образования в высших учебных заведениях.

Исходя из этих данных, беспокоиться из-за того, что подрастающее поколение забудет азбуку, не стоит. Вопрос сегодня должен ставиться не в плоскости — читают ли и что читают, а как читают? По мнению доктора филологических наук, профессора В. Я. Аскаровой, многие годы изучающей проблемы молодежи, значимость делового, прагматического чтения у юных граждан растет, а значимость свободного — снижается. «Стремление к получению новых знаний, полезных для освоения престижных и прибыльных профессий, необходимость адаптироваться в изменившемся мире, — отмечает она, — обусловили рост интереса к различным руководствам, практическим пособиям, учебной литературе, книгам по практической психологии — литературе, которая позволяет реализовать достижительную стратегию в частной жизни». Исходя из возможных мотивов, она выделяет следующие типы молодежного чтения: — учебное (в связи с выполнением учебных заданий); — производственное (в связи с работой); — чтение «чтобы узнать» (познавательное, информационное); — чтение «чтобы научиться» (инструментальное); — развлекательное; — «эстетическое» (когда происходит наслаждение текстом и самим процессом чтения). Первые два типа выглядят как чисто прагматические. Следующая пара тоже скорее прагматическая, но может быть и свободной. Последние два типа — это свободное чтение, которое зачастую реализуется по остаточному принципу (остается свободное время — читаю, нет — увы!). Такой рациональный подход может быть понят и оправдан, но только не в случае обучения журналистов и филологов.

Для них чтение художественной литературы необходимо для профессионального роста, развития навыков четкого и образного выражения мысли, умения грамотно выстраивать и анализировать текст, обогащения лексического запаса. Способность к осмысленному чтению является своего рода показателем благополучия общества.

Прочитанное и переработанное сознанием человека оставляет след в его душе, влияет на его мышление, речь, поступки, формирует общественную позицию. По мнению ряда ученых, человек, активно и серьезно читающий, в том числе классическую художественную литературу, является более успешным и конкурентоспособным на современном рынке труда. Чтение — это поиски, находки, приключения и открытия. Это жизнь нашего сознания, как теперь принято говорить, в виртуальном пространстве, сугубо творческий процесс.

См. также: Чтение как способ мобилизации стратегических ресурсов ума и культуры

Только глубокое, творческое чтение имеет для нас ценность и душеобразующую силу. Чтение — это мышление. В процессе чтения напряженно работает наш мозг. Мы углубляемся в книгу, чтобы понять, познать мир, узнать как можно больше обо всем, что нас окружает, о мире, в котором живем. Мышление в процессе чтения — это обнаружение и постижение содержащихся в тексте проблемных ситуаций. Отношения между книгой и читателем плодотворны, если читатель в процессе чтения сам решает какие-то задачи, объясняет для себя мир.

Следовательно, чтение — не самоцель, а средство для развития мышления. Но и мышление не самоцель. Речь идет о самоформировании человека, стремлении лучше и глубже видеть, сильнее и ярче чувствовать, осмысленнее жить. Чтение — очень индивидуальная деятельность, ведь читатель наедине с книгой — это взаимодействие двух микрокосмов — автора и читателя, и решающую роль в таком взаимодействии играют масштаб и характер обоих, это — своеобразный культурный мостик, переброшенный от одного поколения к другому.

Культура чтения — это прежде всего любовь к искусству слова, глубокое проникновение не только в то, что сказано, но и понимание того, как об этом сказано. Удивительно точно, образно обрисовал роль книги в жизни человека выдающийся русский мыслитель и писатель Александр Иванович Герцен: «Книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в нее записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей. Но в книге не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммой истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она — программа будущего». Осознав все сказанное, ощутив себя частью глобального культурного процесса, проводником гуманистических идей, как легко и как трудно реализовать задуманное — начать писать.

Т. В. Белякова,
старший преподаватель кафедры журналистики СПбГУП




Другие новости и статьи

« Актуализация роли СМИ в непрерывном образовании человека

Идеи патриотического воспитания в публицистике Н.М. Карамзина начала XIX в. »

Запись создана: Пятница, 8 Январь 2016 в 11:04 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы