Читать, думать, писать
Читать, подумать и опять
Читать, искать, искать, читать,
Анализировать, понять,
Все непременно записать.
Эти стихи написала студентка факультета культуры Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов Людмила Федорова. Она положила их мне на стол после занятия, где мы разбирали тему: «Как стать хорошим журналистом». Говорили о том, что у начинающих еще нет жизненного опыта, не сформировался собственный взгляд на происходящее вокруг, неустойчива общественная позиция, да и навыков профессионального письма нет. Где все это взять? К формуле «читать, думать, писать» ребята пришли самостоятельно и сами же поставили «читать» на первое место. При всей банальности этой формулировки, правильность ее трудно поставить под сомнение, хотя поразмышлять на тему, что и как читать, начинающему журналисту все же имеет смысл.
Разговоры о том, что молодежь сегодня не читает, давно стали обыденными. Заявляя это, мы порой не замечаем, что явно преувеличиваем масштаб проблемы. У части молодых людей вполне мотивированный интерес к книге. Читать сегодня становится модно, читают дома, в метро, в кафе в ожидании подруг и друзей, чтобы потом обсудить, показать, что находятся «в тренде». И то, что держит в руках молодой человек, и то, как он читает, несомненно, играет существенную роль в формировании его имиджа, как положительного, так и негативного. Кроме того, ребятам, которые учатся сегодня в среднеспециальных и высших учебных заведениях, приходится читать много учебной и специальной литературы. По данным статистики, каждый второй молодой человек в России в возрасте 14–30 лет учится, причем подавляющее большинство учащихся старших классов ориентированы на продолжение образования в высших учебных заведениях.
Исходя из этих данных, беспокоиться из-за того, что подрастающее поколение забудет азбуку, не стоит. Вопрос сегодня должен ставиться не в плоскости — читают ли и что читают, а как читают? По мнению доктора филологических наук, профессора В. Я. Аскаровой, многие годы изучающей проблемы молодежи, значимость делового, прагматического чтения у юных граждан растет, а значимость свободного — снижается. «Стремление к получению новых знаний, полезных для освоения престижных и прибыльных профессий, необходимость адаптироваться в изменившемся мире, — отмечает она, — обусловили рост интереса к различным руководствам, практическим пособиям, учебной литературе, книгам по практической психологии — литературе, которая позволяет реализовать достижительную стратегию в частной жизни». Исходя из возможных мотивов, она выделяет следующие типы молодежного чтения: — учебное (в связи с выполнением учебных заданий); — производственное (в связи с работой); — чтение «чтобы узнать» (познавательное, информационное); — чтение «чтобы научиться» (инструментальное); — развлекательное; — «эстетическое» (когда происходит наслаждение текстом и самим процессом чтения). Первые два типа выглядят как чисто прагматические. Следующая пара тоже скорее прагматическая, но может быть и свободной. Последние два типа — это свободное чтение, которое зачастую реализуется по остаточному принципу (остается свободное время — читаю, нет — увы!). Такой рациональный подход может быть понят и оправдан, но только не в случае обучения журналистов и филологов.
Для них чтение художественной литературы необходимо для профессионального роста, развития навыков четкого и образного выражения мысли, умения грамотно выстраивать и анализировать текст, обогащения лексического запаса. Способность к осмысленному чтению является своего рода показателем благополучия общества.
Прочитанное и переработанное сознанием человека оставляет след в его душе, влияет на его мышление, речь, поступки, формирует общественную позицию. По мнению ряда ученых, человек, активно и серьезно читающий, в том числе классическую художественную литературу, является более успешным и конкурентоспособным на современном рынке труда. Чтение — это поиски, находки, приключения и открытия. Это жизнь нашего сознания, как теперь принято говорить, в виртуальном пространстве, сугубо творческий процесс.
См. также: Чтение как способ мобилизации стратегических ресурсов ума и культуры
Только глубокое, творческое чтение имеет для нас ценность и душеобразующую силу. Чтение — это мышление. В процессе чтения напряженно работает наш мозг. Мы углубляемся в книгу, чтобы понять, познать мир, узнать как можно больше обо всем, что нас окружает, о мире, в котором живем. Мышление в процессе чтения — это обнаружение и постижение содержащихся в тексте проблемных ситуаций. Отношения между книгой и читателем плодотворны, если читатель в процессе чтения сам решает какие-то задачи, объясняет для себя мир.
Следовательно, чтение — не самоцель, а средство для развития мышления. Но и мышление не самоцель. Речь идет о самоформировании человека, стремлении лучше и глубже видеть, сильнее и ярче чувствовать, осмысленнее жить. Чтение — очень индивидуальная деятельность, ведь читатель наедине с книгой — это взаимодействие двух микрокосмов — автора и читателя, и решающую роль в таком взаимодействии играют масштаб и характер обоих, это — своеобразный культурный мостик, переброшенный от одного поколения к другому.
Культура чтения — это прежде всего любовь к искусству слова, глубокое проникновение не только в то, что сказано, но и понимание того, как об этом сказано. Удивительно точно, образно обрисовал роль книги в жизни человека выдающийся русский мыслитель и писатель Александр Иванович Герцен: «Книга — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в нее записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная аутография, которая называется всемирной историей. Но в книге не одно прошедшее; она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей суммой истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом; она — программа будущего». Осознав все сказанное, ощутив себя частью глобального культурного процесса, проводником гуманистических идей, как легко и как трудно реализовать задуманное — начать писать.
Т. В. Белякова,
старший преподаватель кафедры журналистики СПбГУП
Другие новости и статьи
« Русское барокко сквозь призму поэзии и зодчества
Стратегия Антанты и Центральных держав на 1916 год »
Запись создана: Среда, 22 Июль 2020 в 13:15 и находится в рубриках Новости.
метки: литература, книга, чтение
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика