Идеи патриотического воспитания в публицистике Н.М. Карамзина начала XIX в.



Идеи патриотического воспитания в публицистике Н.М. Карамзина начала XIX в.

oboznik.ru - Идеи патриотического воспитания в публицистике Н.М. Карамзина начала  XIX в.

В статье представлены идеи патриотического воспитания Н. М. Карамзина, содержащиеся в его публицистических произведениях начала XIX в. : идея необходимости защиты самобытности России; идея воспитания гражданина в семье. Раскрыто общее понимание патриотизма в публицистике Н.М. Карамзина, из которого могут быть выведены соответствующие идеи патриотического воспитания и которое может служить методологической основой для выявления патриотических идей в литературных произведениях.

Автор обосновывает актуальность идей патриотического воспитания Н.М. Карамзина в современном российском обществе.

Ключевые слова и фразы : патриотическое воспитание; общее понимание патриотизма; методологическая основа; защита самобытности России; воспитание в семье; гражданские качества Николай Михайлович Карамзин (1766 1826) – великий русский историк, писатель и публицист.

Его деятельность протекала в сложную историческую эпоху конца XVIII – начала XIX в., когда в Европе были широко распространены революционные настроения, а в России безраздельно господствовали самодержавие и крепостное право. В своём идейном развитии Н. М. Карамзин прошёл путь от сентиментального республиканизма до этического монархизма [3; 5; 6]. Начало 1800 х гг. в идейном развитии Н.М. Карамзина характеризуется переходом к этическому монархизму. Мыслитель разочаровался в идеях Французской революции и стал обосновывать необходимость с охранения существующего порядка.

Революция, «грозившая ниспровергнуть все правительства, утвердила их» [2, с. 269]. «Мы увидели, что гражданский порядок священ даже в самых местных или случайных нед остатках своих… что самое турецкое правление лучше анархии, которая всегда бывает следствием госуда рственных потрясений» [Там же, с. 268]. Важной задачей Н. М. Карамзин считает недопущение в России с обытий, подобных французским. В дальнейшем он обосновывает решающую роль самодержавия и личности монарха в истории России. «Самодержавие основало и воскресило Россию», «с переменою государственного устава её она гибла и должна была погибнуть, составленная из частей столь многих и разных, из коих всякая имеет свои особенные гражданские пользы» [1, с. 515], – писал он императору Александру I в 1811 г.

Таким образом, самодержавие, по мысли Н. М. Карамзина, является институтом, сохраняющим русскую самобытность, ограждающим её от чуждого иноземного влияния. И потому гражданин, патриот России должен защищать этот общественный институт (при этом понимание многоаспектной сущности самодержавия в трудах Н. М. Карамзина и актуальность этого понимания в наше время являются предметом отдельного исследования).

В данной статье автор обращает внимание на то, что обоснование роли самодержавия в истории нашей родины проявляется как форма для выражения идеи необходимости защиты самобытности России). В исследованиях последних лет отмечается, что патриотизм, как понимал его Н. М. Карамзин, предста вляет собой не только важнейший принцип гражданственности как политической позиции, но и нравственное состояние личности [5, с. 8]. Это говорит об актуальности применения его идей в педагогической практике.

Самодержавие ушло в небытие, но осталась Россия, остались её граждане, которые должны обладать опр еделёнными личностными качествами, чтобы отстоять самобытность нашей страны и не дать ей раствориться в пучине мировых потрясений. В публицистических статьях «О любви к Отечеству и народной гордости» (1802) и «Приятные виды, наде жды и желания настоящего времени» (1802), которые стали объектом настоящего исследования, Н. М. Карамзин развивает идеи патриотического воспитания (выявление которых представляет собой цель данной статьи), относящиеся, прежде всего, к дворянству, считавшемуся им главной опорой самодержавия, а вместе с ним – и опорой России.

Что касается крестьянства, то в его воспитании главную роль должны были сыграть до бродетельные, правильно воспитанные помещики и духовенство [2, с. 292 294]. Основны м носителем гражданских качеств в российском обществе Н. М. Карамзин считал дворянство, из среды которого выходило подавляющее большинство высшего военного и гражданского чиновничества России той эпохи. Между тем, состояние нравов дворянства вызывало серьё зные опасения мыслителя. Он видел , что многие дворяне, заимствуя иностранные обычаи, ведут развратную светскую жизнь, проматывают имения своих предков, проигрывают в карты целые деревни вместе с их жителями и, в конце концов, остаются нищими, с разбухшими долгами на шее и детьми, которых нужно кормить и воспитывать.

Против такого состояния и направлена идея воспитания гражданина в семье, развиваемая Н. М. Карамзиным в статье «Приятные виды, надежды и желания настоящего времени». Он спрашивает: «Что мешает родителям заниматься детьми?». И отвечает: «По большей части светская рассеянность, действие полупр освещения в людях и в государствах. < … > Европеец, презирая его невежество, от скуки бежит из дому – играть в карты!

Дни летят, и он доволен; но с ними летит и жизнь – старость с болезнию приходит к нам в гости, и мы невольным образом должны наконец поселиться дома. Новые привычки тягостны накануне смерти!» [Там же, с. 274 275]. Воспитание детей даёт гораздо больше счастья, чем указанные плоды « полупр освещения». И о нём нужно задумываться заранее. «Сколь не равное право на любовь и благодарность детей имеют два отца, из которых один сам воспитал их, а другой только нанимал учителей!

Будет время, когда сия любовь и благодарность составят для нас главное удовольствие в жизни: подумаем об нём заранее!..» [Там же, с. 275]. Как актуально звучат эти мысли сегодня, когда большое число молодых семейных пар стремятся «пожить для себя», не желают иметь детей, а бездумно следуют навязанным извне стереотипам «общества п отребления», пр едаваясь пьянству, азартным играм и участию в бессмысленных и бесконечных развлекательных мероприятиях и, в конце концов, приходят к нравственному опустошению.

А их дети, если таковые всё таки появляются, следуют дурному примеру таких родителей, что приводит к падению уровня нравственности в российском обществе. Кроме того, воспитание – это «долг гражданина, обязанного в семействе своём образовать достойных сынов отечества» [Там же]. Воспитание дома, в кругу семьи, требует также участия детей в хозяйственной жизни, а от родителей – бережливости и уважения к труду. Укоряя дворян современников, Карамзин писал: «Я послал бы всех роскошных людей на несколько времени в деревню, быть свидетелями трудных сельских работ и видеть, чего стоит каждый рубль крестьянину» [Там же, с. 276]. Общее понимание патриотизма Н. М. Карамзин изложил в статье «О любви к Отечеству и народной гордости», впервые опубликованной в No 4 «Вестника Европы» за 1802 г. Он писал: «Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая» [Там же, с. 280].

Первая возникает у человека от рождения. Она присуща людям всех времён и народов. Это любовь к месту рождения и воспитания человека. «В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастие, – а начало всякого благополуч ия имеет для нашего воображ ения какую то особенную прелесть» [Там же]. Поэтому любовь к родным местам не зависит от самого хара ктера этих мест: будь то суровая природа севера или иссушающий зной юга. Под моральной любовью Н. М. Карамзин понимает любовь к людям, с которыми вместе рос и воспитывался человек, любовь к с огражданам.

«Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым её зеркалом; служит предметом или сре дством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца» [Там же, с. 281]. С возрастом эта любовь усиливается, «ибо время утверждает привычку». Наконец, политическая любовь к Родине – это способность совершать поступки на благо родной земли с осознанием их смысла и чувства долга. «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях.

Он требует рассуждения – и потому не все люди имеют его» [Там же, с. 282]. Любовь к Родине Н. М. Карамзин выводит из стремления человека к счастью. «Любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорою патриотизма» [Там же]. Стремление к счастью как двигатель человеческих поступков – одна из основных теоретических посылок, х арактерных для философии Просвещения, сильное влияние которой испытал и Н. М. Карамзин. Н. М. Карамзин справедливо предостерегает против некритического заимствования чужих нравов и об ычаев. «Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подража ния в безделках, оскорбительные для народной гордости» [Там же, с. 287]. Иностранцы должны удивляться п орядку в наших мыслях и действиях, а не хвастовству и мотовству.

Изложенное выше общее понимание патриотизма Н. М. Карамзиным мо жет быть успешно использовано в качестве методологическо й основы для формулирования идей патриотического воспитания, а также для выя вления патриотических идей в том или ином литературном произведении, особенно в произведениях современн иков Н. М. Карамзина, взгляды которых на патриотизм были во многом схожими с взглядами этого историка [4]. Таким образом, в публицистических произведениях Н. М. Карамзина начала XIX в. содержатся идеи патриотического воспитания, которые не утратили актуальности и по сей день.

Это, прежде всего, идея необходимости защиты самобытности России, которая проявилась в форме обоснования роли самодержавия в истории нашей родины, а также идея воспитания гражданина в семье. Кроме того, в статье «О любви к Отечеству и народной гордости» изложено общее понимание патриотизма Н. М. Карамзиным, которое может быть использовано в качестве методологической основы для формулирования идей патриотического восп итания. Актуальность идей патриотического воспитания Н. М. Карамзина в современном российском обществе определяется тем, что сегодня, как никогда ранее, оно подвержено вредным иноземным влияниям, в связи с чем существует угроза потери национальной самобытности, а с ней и государственности России. Помочь преодолеть этот тяжёлый исторический период и призваны идеи Н. М. Карамзина.

Список литературы

1. Карамзин Н. М. Записка «О древней и новой России» // Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 ти т. Тула: Приок. кн. изд во, 1990. Т. XXII . 589 с.

2. Карамзин Н. М. Избранные сочинения: в 2 х т. М. – Л.: Художественная литература, 1964. Т. 2. 592 с.

3. Кислягина Л. А. Формирование общественно политических взглядов Н. М. Карамзина (1785 1803). М.: МГУ, 1976. 200 с.

4. Кондратьев Ю. В. Патриотическое содержание «Дневника партизанских действий» Д. В. Давыдова в све те взглядов А. Н. Радищева и Н. М. Карамзина // Отечественная война 1812 года и российская провинция в событиях, человеческих судьбах и музейных коллекциях: материалы XX Всероссийской научной конференции. Малоярославец, 2013. С. 79 98.

5. Кувшинова Н. В. Нрав ственные основания мировоззренческих идей Н. М. Карамзина: автореф. дисс. … к. филос. н. Шуя, 2009. 23 с . 6. Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М .: Книга , 1987. 336 с

Кондратьев Юрий Викторович
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского




Другие новости и статьи

« Семинар или поговорим о технологии его подготовки и проведения

Особенности квалификации бюджетных нарушений »

Запись создана: Пятница, 12 Октябрь 2018 в 7:28 и находится в рубриках Начало XIX века, О патриотизме в России.

Метки: , , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы