Идеи патриотического воспитания в публицистике Н.М. Карамзина начала XIX в.
В статье представлены идеи патриотического воспитания Н. М. Карамзина, содержащиеся в его публицистических произведениях начала XIX в. : идея необходимости защиты самобытности России; идея воспитания гражданина в семье. Раскрыто общее понимание патриотизма в публицистике Н.М. Карамзина, из которого могут быть выведены соответствующие идеи патриотического воспитания и которое может служить методологической основой для выявления патриотических идей в литературных произведениях.
Автор обосновывает актуальность идей патриотического воспитания Н.М. Карамзина в современном российском обществе.
Ключевые слова и фразы : патриотическое воспитание; общее понимание патриотизма; методологическая основа; защита самобытности России; воспитание в семье; гражданские качества Николай Михайлович Карамзин (1766 1826) – великий русский историк, писатель и публицист.
Его деятельность протекала в сложную историческую эпоху конца XVIII – начала XIX в., когда в Европе были широко распространены революционные настроения, а в России безраздельно господствовали самодержавие и крепостное право. В своём идейном развитии Н. М. Карамзин прошёл путь от сентиментального республиканизма до этического монархизма [3; 5; 6]. Начало 1800 х гг. в идейном развитии Н.М. Карамзина характеризуется переходом к этическому монархизму. Мыслитель разочаровался в идеях Французской революции и стал обосновывать необходимость с охранения существующего порядка.
Революция, «грозившая ниспровергнуть все правительства, утвердила их» [2, с. 269]. «Мы увидели, что гражданский порядок священ даже в самых местных или случайных нед остатках своих… что самое турецкое правление лучше анархии, которая всегда бывает следствием госуда рственных потрясений» [Там же, с. 268]. Важной задачей Н. М. Карамзин считает недопущение в России с обытий, подобных французским. В дальнейшем он обосновывает решающую роль самодержавия и личности монарха в истории России. «Самодержавие основало и воскресило Россию», «с переменою государственного устава её она гибла и должна была погибнуть, составленная из частей столь многих и разных, из коих всякая имеет свои особенные гражданские пользы» [1, с. 515], – писал он императору Александру I в 1811 г.
Таким образом, самодержавие, по мысли Н. М. Карамзина, является институтом, сохраняющим русскую самобытность, ограждающим её от чуждого иноземного влияния. И потому гражданин, патриот России должен защищать этот общественный институт (при этом понимание многоаспектной сущности самодержавия в трудах Н. М. Карамзина и актуальность этого понимания в наше время являются предметом отдельного исследования).
В данной статье автор обращает внимание на то, что обоснование роли самодержавия в истории нашей родины проявляется как форма для выражения идеи необходимости защиты самобытности России). В исследованиях последних лет отмечается, что патриотизм, как понимал его Н. М. Карамзин, предста вляет собой не только важнейший принцип гражданственности как политической позиции, но и нравственное состояние личности [5, с. 8]. Это говорит об актуальности применения его идей в педагогической практике.
Самодержавие ушло в небытие, но осталась Россия, остались её граждане, которые должны обладать опр еделёнными личностными качествами, чтобы отстоять самобытность нашей страны и не дать ей раствориться в пучине мировых потрясений. В публицистических статьях «О любви к Отечеству и народной гордости» (1802) и «Приятные виды, наде жды и желания настоящего времени» (1802), которые стали объектом настоящего исследования, Н. М. Карамзин развивает идеи патриотического воспитания (выявление которых представляет собой цель данной статьи), относящиеся, прежде всего, к дворянству, считавшемуся им главной опорой самодержавия, а вместе с ним – и опорой России.
Что касается крестьянства, то в его воспитании главную роль должны были сыграть до бродетельные, правильно воспитанные помещики и духовенство [2, с. 292 294]. Основны м носителем гражданских качеств в российском обществе Н. М. Карамзин считал дворянство, из среды которого выходило подавляющее большинство высшего военного и гражданского чиновничества России той эпохи. Между тем, состояние нравов дворянства вызывало серьё зные опасения мыслителя. Он видел , что многие дворяне, заимствуя иностранные обычаи, ведут развратную светскую жизнь, проматывают имения своих предков, проигрывают в карты целые деревни вместе с их жителями и, в конце концов, остаются нищими, с разбухшими долгами на шее и детьми, которых нужно кормить и воспитывать.
Против такого состояния и направлена идея воспитания гражданина в семье, развиваемая Н. М. Карамзиным в статье «Приятные виды, надежды и желания настоящего времени». Он спрашивает: «Что мешает родителям заниматься детьми?». И отвечает: «По большей части светская рассеянность, действие полупр освещения в людях и в государствах. < … > Европеец, презирая его невежество, от скуки бежит из дому – играть в карты!
Дни летят, и он доволен; но с ними летит и жизнь – старость с болезнию приходит к нам в гости, и мы невольным образом должны наконец поселиться дома. Новые привычки тягостны накануне смерти!» [Там же, с. 274 275]. Воспитание детей даёт гораздо больше счастья, чем указанные плоды « полупр освещения». И о нём нужно задумываться заранее. «Сколь не равное право на любовь и благодарность детей имеют два отца, из которых один сам воспитал их, а другой только нанимал учителей!
Будет время, когда сия любовь и благодарность составят для нас главное удовольствие в жизни: подумаем об нём заранее!..» [Там же, с. 275]. Как актуально звучат эти мысли сегодня, когда большое число молодых семейных пар стремятся «пожить для себя», не желают иметь детей, а бездумно следуют навязанным извне стереотипам «общества п отребления», пр едаваясь пьянству, азартным играм и участию в бессмысленных и бесконечных развлекательных мероприятиях и, в конце концов, приходят к нравственному опустошению.
А их дети, если таковые всё таки появляются, следуют дурному примеру таких родителей, что приводит к падению уровня нравственности в российском обществе. Кроме того, воспитание – это «долг гражданина, обязанного в семействе своём образовать достойных сынов отечества» [Там же]. Воспитание дома, в кругу семьи, требует также участия детей в хозяйственной жизни, а от родителей – бережливости и уважения к труду. Укоряя дворян современников, Карамзин писал: «Я послал бы всех роскошных людей на несколько времени в деревню, быть свидетелями трудных сельских работ и видеть, чего стоит каждый рубль крестьянину» [Там же, с. 276]. Общее понимание патриотизма Н. М. Карамзин изложил в статье «О любви к Отечеству и народной гордости», впервые опубликованной в No 4 «Вестника Европы» за 1802 г. Он писал: «Любовь к отечеству может быть физическая, моральная и политическая» [Там же, с. 280].
Первая возникает у человека от рождения. Она присуща людям всех времён и народов. Это любовь к месту рождения и воспитания человека. «В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастие, – а начало всякого благополуч ия имеет для нашего воображ ения какую то особенную прелесть» [Там же]. Поэтому любовь к родным местам не зависит от самого хара ктера этих мест: будь то суровая природа севера или иссушающий зной юга. Под моральной любовью Н. М. Карамзин понимает любовь к людям, с которыми вместе рос и воспитывался человек, любовь к с огражданам.
«Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым её зеркалом; служит предметом или сре дством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца» [Там же, с. 281]. С возрастом эта любовь усиливается, «ибо время утверждает привычку». Наконец, политическая любовь к Родине – это способность совершать поступки на благо родной земли с осознанием их смысла и чувства долга. «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях.
Он требует рассуждения – и потому не все люди имеют его» [Там же, с. 282]. Любовь к Родине Н. М. Карамзин выводит из стремления человека к счастью. «Любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорою патриотизма» [Там же]. Стремление к счастью как двигатель человеческих поступков – одна из основных теоретических посылок, х арактерных для философии Просвещения, сильное влияние которой испытал и Н. М. Карамзин. Н. М. Карамзин справедливо предостерегает против некритического заимствования чужих нравов и об ычаев. «Патриот спешит присвоить отечеству благодетельное и нужное, но отвергает рабские подража ния в безделках, оскорбительные для народной гордости» [Там же, с. 287]. Иностранцы должны удивляться п орядку в наших мыслях и действиях, а не хвастовству и мотовству.
Изложенное выше общее понимание патриотизма Н. М. Карамзиным мо жет быть успешно использовано в качестве методологическо й основы для формулирования идей патриотического воспитания, а также для выя вления патриотических идей в том или ином литературном произведении, особенно в произведениях современн иков Н. М. Карамзина, взгляды которых на патриотизм были во многом схожими с взглядами этого историка [4]. Таким образом, в публицистических произведениях Н. М. Карамзина начала XIX в. содержатся идеи патриотического воспитания, которые не утратили актуальности и по сей день.
Это, прежде всего, идея необходимости защиты самобытности России, которая проявилась в форме обоснования роли самодержавия в истории нашей родины, а также идея воспитания гражданина в семье. Кроме того, в статье «О любви к Отечеству и народной гордости» изложено общее понимание патриотизма Н. М. Карамзиным, которое может быть использовано в качестве методологической основы для формулирования идей патриотического восп итания. Актуальность идей патриотического воспитания Н. М. Карамзина в современном российском обществе определяется тем, что сегодня, как никогда ранее, оно подвержено вредным иноземным влияниям, в связи с чем существует угроза потери национальной самобытности, а с ней и государственности России. Помочь преодолеть этот тяжёлый исторический период и призваны идеи Н. М. Карамзина.
Список литературы
1. Карамзин Н. М. Записка «О древней и новой России» // Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 ти т. Тула: Приок. кн. изд во, 1990. Т. XXII . 589 с.
2. Карамзин Н. М. Избранные сочинения: в 2 х т. М. – Л.: Художественная литература, 1964. Т. 2. 592 с.
3. Кислягина Л. А. Формирование общественно политических взглядов Н. М. Карамзина (1785 1803). М.: МГУ, 1976. 200 с.
4. Кондратьев Ю. В. Патриотическое содержание «Дневника партизанских действий» Д. В. Давыдова в све те взглядов А. Н. Радищева и Н. М. Карамзина // Отечественная война 1812 года и российская провинция в событиях, человеческих судьбах и музейных коллекциях: материалы XX Всероссийской научной конференции. Малоярославец, 2013. С. 79 98.
5. Кувшинова Н. В. Нрав ственные основания мировоззренческих идей Н. М. Карамзина: автореф. дисс. … к. филос. н. Шуя, 2009. 23 с . 6. Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина. М .: Книга , 1987. 336 с
Кондратьев Юрий Викторович
Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского
Другие новости и статьи
« Обращение к мемуарам о Павле I в трудах современных историков
Удельная Русь в XII – XIII вв.: основные политические центры »
Запись создана: Среда, 24 Ноябрь 2021 в 0:17 и находится в рубриках Начало XIX века, О патриотизме в России.
метки: история, Карамзин, патриот, патриотизм
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика