2 Сентябрь 2021

Величие мастера: творения Феофана Грека

oboznik.ru - Величие мастера: творения Феофана Грека
#история#живопись#Россия

Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.

А. С. Пушкин

Исследователями неоднократно подчеркивалось значение византийских традиций для становления киевского и новгородского искусства. Пришло время назвать одного из самых великих греческих мастеров, творивших на Русской земле. Звали его Феофан, в историю русской культуры он навсегда вошел иод именем Феофан Грек. Но прежде чем говорить о творчестве этого гениального мастера, необходимо сделать несколько предварительных замечаний. Во-первых, стоит задуматься, какую роль играли иноземные мастера в русской культуре. История свидетельствует: Древняя Русь, а позднее Россия, нередко не только становилась второй родиной великих творцов искусства, но и открывала у них «второе дыхание», вызывала мощный импульс творческой энергии, в результате которого именно здесь, на нашей земле, рождались высокие произведения живописи, музыки, зодчества, подписанные иностранными именами.

Феофан Грек стоял у истоков плодотворного диалога, который из века в век вела русская художественная культура с иными европейскими культурами. Во-вторых, обратим внимание: именно о Феофане Греке мы знаем несколько больше, чем о других средневековых творцах. Его неподражаемый иконописный дар, глубокая духовность, сильный человеческий характер вызывали уважение, восхищение, поклонение современников. Среди них был великий древнерусский писатель Епифаний Премудрый, который оставил следующее бесценное свидетельство о Феофане Греке: Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукою расписал много различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате , и в Кафе , и в Великом Новгороде, и в Нижнем.

В Москве же им расписаны три церкви… В церкви святого Михаила он изобразил на стене город, написав его подробно и красочно; у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великою князя расписан им неведомою и необычайною росписью… Когда он все это рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы, как делают это некоторые наши иконописцы, которые от непонятливости постоянно в них всматриваются, переводя взгляд оттуда — сюда, и не столько пишу красками, сколько смотрят на образцы. Он же, кажется, руками пишет изображение, а сам на ногах, в движении, беседует с приходящими, а умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту. «Преславный мудрец» Феофан в то время, когда писались эти строки, был уже старым человеком и доживал свой век в Москве.

Однако первые из его шедевров, созданные на Русской земле, принадлежат Новгороду. Именно в этот далекий город приехал он из Византии в 70-е гг. XIV в. Точную дату его рождения трудно установить: ученые называют 30-е гг. XIV столетия. Следовательно, на Русь пришел сложившийся мастер, имеющий за плечами (как сказано у Епифания Премудрого) немалый иконописный опыт. Что искал Феофан Грек в северных православных землях? Думается, что с Новгородом, а позднее с Москвой, он связывал свои представления о высокой духовной культуре, о возможности реализовать творческие задумки, не оглядываясь на слишком строгие условности греческого искусства. Поэтому и творил мастер, не взирая на образцы, а прислушиваясь лишь к своему внутреннему голосу, а вернее к голосу души, причем души зрелой, чуткой, привыкшей к повседневному духовному труду. Прав древнерусский писатель: слава и авторитет Феофана Грека были основаны на его непревзойденном умении воссоздавать в красках «высокое и мудрое» христианское вероучение, его «разумную доброту».

Из огромного творческого наследия иконописца сохранилось очень немного. Все его произведения относятся к русскому периоду жизни. Иные, более ранние, работы погибли. Начало же русского периода связано, как уже сказано, с Новгородом. Здесь, по сообщению летописи, в 1378 г. художник расписал храм Спаса Преображения на Ильине улице. Часть этих фресок можно увидеть и сегодня. Итак, фрески Спаса Преображения… Сложно передать словами образный мир росписей Феофана Грека.

Художнику был ниспослан огромный дар, которым он распорядился очень умело. Дар этот заключался прежде всего в умении следовать традициям православной иконографии, но при этом не утерять яркой индивидуальности. Бурно развивающаяся в XIV в. новгородская культура способствовала расцвету творческих сил художника, раскрепощению его индивидуального стиля. Всмотримся в лики героев фресок. Кажется, будто они излучают мощную духовную энергию. Многие персонажи Священного Писания, запечатленные кистью мастера, переживают мучительную внутреннюю борьбу с грехами и страстями человеческими. Их напряженные позы говорят о том, что святость достигается очень и очень дорогой ценой. Художнику удалось передать глубокий смысл библейской истории, каждая страница которой полна трагического пафоса. В куполе Спасо-Преображенского собора помешена самая большая фреска.

Это могучий Христос Пантократор (Вседержитель). Его образ знаменует собой ожидание второго пришествия Христа, чтобы, как сказано в молитве «Символ веры», «со славою судити живым и мертвым». Фреску окружает надпись, взятая из Псалтири, которая призывает Бога услышать голос людских молитв, «дабы возвещали на Сионе имя Господне…». Чуть ниже расположены фигуры архангелов с широко распахнутыми крыльями, еще ниже — шестикрылые серафимы. В барабане между окон видны образы праотцев, известных своей праведностью, персонажей Ветхого Завета — Адама, Авеля, Ноя, Мельхиседека и других. Не забыты и великие пророки — Илья и Иоанн Предтеча. Стенопись с указанными изображениями была раскрыта в основном в результате реставрационных работ. Она сохранилась частично: часть фресок, к сожалению, утрачена.

Гораздо лучше сохранились фрески северо-западной части храма. Здесь многочисленные святые, благоугодившие Господу подвигами христианской любви и благочестия, добродетельными трудами, живя и в миру, и монастырях, и пустынях. Обращает внимание фигура преподобного Макария Великого (Египетского), прожившего отшельником в пустыне шесть десятков лет. Перед нами глубокий седобородый старец с длинными волосами, лицо его истончено от постоянного поста. Здесь же изображены пять так называемых столпников, которые убивали свои плотские желания мучительным стоянием на столбе. Рядом с образами старцев, посвятивших свою жизнь духовной борьбе, энергичная кисть Феофана Грека поместила суровых молодых святых, многих из которых почитали именно в Новгороде. Можно ли считать, что фрески храма Спаса Преображения на Ильине улице представляют единую композицию и создавались по единому замыслу?

Безусловно. Об этом говорит прежде всего выбор сюжетов и персонажей. Думается, что объединяет росписи главная идея — проповедь подвига во имя достижения святости. Размышление о трагичности земного пути, исполненного мирских соблазнов, напоминание о Страшном Суде, ожидающем каждого, нашли в росписях Феофана Грека последовательное и законченное воплощение. Осуществлению замысла способствовал и отбор иконописцем изобразительных средств. В цветовой гамме фресок преобладают темные, в основном красно-коричневые краски. Иные цвета лишь дополняют и оттеняют их. Впрочем, единая цветовая гамма — не главный прием, использованный мастером для воплощения своей идеи. Обратим внимание на белые или сероватые штрихи, нанесенные яркими мазками на лики и одежду святых. Что это? Многие ученые предполагают, что Феофан Грек испытывал влияние одного из духовных учений под названием «исихазм». Подвижники этого учения верили, что на земле сохранился Божественный свет, некогда озаривший Иисуса Христа в Галилее на горе Фавор. Быть может, Феофан Грек попытался передать в красках ту светоносность, что пребывает на земле вместе с Христом?

Во всяком случае блики, словно выхватывающие фигуры святых из мрака вечности, придают фрескам особую динамичность, доходящую до экспрессии. Гениальные творения Феофана Грека не могли не оказать влияния на развитие новгородской живописи. Правда, тема сурового аскетизма, которую столь блестяще разработал византийский мастер, не получила здесь дальнейшего развития. Но его высокое мастерство, его умение подчинять много- фигурные росписи храма единому замыслу, живой динамизм и психологическая глубина созданных им образов нашли отклик и получили продолжение у новгородских мастеров. Феофан Грек имел учеников, которые подражали ему. В конце 70-х — начале 80-х гг. XIV в. были созданы фрески церкви св. Федора Стратилата на Ручье. Некоторые ученые считают, что в росписи этого храма участвовал Феофан Грек, так как она соответствует манере великого мастера. Однако более вероятно, что храм расписан его учениками: во фресках чувствуется некоторая вялость, отсугствует та колоссальная энергия, что излучают творения византийца. Последователями (или учениками) Феофана Грека расписан храм Успения на Волотовом поле (80-е гг. XIV в.).

Стенопись этой церкви отличается характерной для стиля великого художника масштабностью, динамичностью. Правда, во фресках уже нет аскетичных, доведенных до духовного экстаза образов святых и столпников. Персонажи волотовских росписей гораздо более уравновешены и менее суровы. В них проглядывает и чисто русское благодушие, и неожиданная жизнерадостность. Все это позволяет говорить не столько о влиянии гениального учителя, сколько о рождении самобытных новгородских художников, привносящих в свое искусство мягкость, человечность, духовную благодать. Росписи других новгородских храмов уже не относятся к монументальным художественным ансамблям, характерным для школы Феофана Грека. Оставив после себя добрую память, мастер покинул новгородские земли. Далее его биография известна лишь фрагментарно. Можно предположить, что он участвовал в оформлении храмов Нижнего Новгорода (работы не сохранились).

Ученые не исключают, что художник в 1392 г. расписал Успенский собор в Коломне, возведение которого летопись приписывает инициативе Дмитрия Донского. Из всех работ для этого храма до нас дошла лишь одна икона «Богоматерь Донская», которую приписывают кисти великою мастера. Однако в иконе отсутствует экспрессия, свойственная его фрескам. Лишь в изображении Богоматери и младенца Христа можно рассмотреть те же резкие штрихи, что характерны для новгородской стенописи. «Богоматерь Донская» — двусторонняя икона. На ее оборотной стороне написан иной сюжет — «Успение Богоматери». В этой композиции гораздо больше черт, характерных для творческой манеры мастера — экспрессивная напряженность образов, энергичные контрастные световые блики. Феофан Грек оставил след в крупном городе московского княжества Пере- славле-Залесском. Сравнительно недавно, в начале XX в., здесь была обнаружена гениальная по своей выразительности икона «Преображение Господне». Большинство исследователей считают, что такое иконописное чудо мог сотворить только великий Феофан.

Сюжет иконы взят из Евангелия: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» . Пожалуй, никому ранее не удавалось столь явно отразить в красках динамичность этой сцены. Феофан Грек воплотил в своем творении непередаваемый словами образ прорвавшегося в мир Фаворского Божественного света. В центре иконы на вершине горы изображен Иисус Христос в белом сияющем одеянии, излучающем светоносные лучи.

Рядом с ним — фигуры преклоненных ветхозаветных пророков Моисея и Ильи. Ниже — поверженные апостолы, испуганно падшие «на лица свои» при виде недоступного для человеческого разумения Божественного видения. Далее путь Феофана Грека лежал в Москву: художник появился здесь в 1395 г. Известно, что мастер трудился над росписью Благовещенского собора Московского Кремля. Вот что пишет летописец в 1405 г.: Toe же весны подписывати церковь каменую святое Благовещение, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончашаю. Кисти Феофана Грека или его помощников ученые приписывают большие иконы деисусного ряда. Огромное впечатление производит, например, образ апостола Павла, исполненный мощи и глубокой внутренней силы. Год смерти мастера неизвестен. Считается, что иконы Благовещенского собора — его последняя песня на Русской земле.

Рапацкая Л.А.

История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века) : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 384 с

 

Другие новости и статьи

« За что Петр Алексеевич казнил Алексея Петровича?

Утрата военного имущества »

Запись создана: Четверг, 2 Сентябрь 2021 в 0:31 и находится в рубриках Кашеварная часть, О патриотизме в России.

метки: , , , , , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика