23 Июль 2020

Вершины классицизма

oboznik.ru - Вершины классицизма
#история#архитектура#общество

Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать
.
М. В. Ломоносов

Итак, барокко середины XVIII в. воссоединило древнерусскую и новую эпохи. Зодчество свободно обращалось ко всему богатству национальной культуры, создавая отечественные варианты художественных стилей. На смену помпезному, праздничному, богатому барокко во второй половине века приходит классицизм. Барокко прославляло государственность, строительство новой России. Классицизм, вскормленный идеалами русского Просвещения, исповедует гражданственность, гуманизм.

Освоение классицизма в русской архитектуре протекало очень интенсивно. Этому способствовало развитие классицизма в литературе и театре, начавшееся гораздо раньше. Греческая и римская классика, на которую опирался европейский классицизм, не заслонила от русских архитекторов окружающей жизни. Классические идеалы служили ориентиром в эстетической среде, формируя у мастеров безупречный вкус, чувство меры и представления о совершенной рациональной красоте. Исследователи считают, что классицизм в архитектуре XVIII в. имеет два этапа развития: ранний приходится на 60-е — начало 80-х гг.; строгий классицизм завершается в 90-е гг. Для раннего периода характерна монолитность зданий, позднее же архитектурные композиции представлены в совокупности самостоятельных, но соподчиненных частей.

В зодчестве каждого периода есть излюбленные приемы строительства — форма портиков и колонн, принципы членения фасадов, рисунок и пропорции ордера. Обратимся к архитектурным памятникам первою этапа. Зодчество 60-х — начала 80-х гг. XVIII в. отличалось лаконизмом и стремлением к четкости достаточно объемных решений. Основным масштабом в композиции фасадов и интерьеров становится утвержденный еще Античностью классический ордер.

Среди основоположников раннего русского классицизма выделяется мощная фигура А.Ф.Кокоринова (1726—1772). Прекрасным памятником ею таланту можно считать здание Академии художеств (1764— 1788, соавтор Ж. Б. Валлен Деламот). Академия занимает целый квартал на набережной Невы. В плане здание представляет собой квадрат, в который вписан круг — двор для прогулок. Постройка равновысотна, лишь небольшой купол выделяется над главным входом. Четыре этажа сгруппированы попарно. Колонны распространены по всему фасаду, что заставляет вспомнить барочные здания.

Соотношение целого и элементов архитектурного образа гармоничны и «разумны». Здание лишено эмоциональной непосредственности в угоду серьезности и тонкой элегантности. Соавтор А.Ф. Кокоринова Ж.Б.Валлен Деламот (1729—1800), уроженец Франции, был приглашен для преподавания в класс архитектуры в открывшуюся в России Академию художеств в 1759 г. Он был учителем не только в теории, но и на практике. Его лучшие работы — Гостиный двор (1761 — 1785), Малый Эрмитаж (1764—1767) и дворец Чернышева на Мойке (1767—1768). Как видим, одаренные иностранные зодчие по-прежнему принимали активное участие в строительстве города. Вершины отечественной архитектуры второй половины века связаны с именами русских мастеров В.И.Баженова, М.Ф.Казакова, И.Е.Старова. В.И.Баженов (1737 или 1738—1799), сын псаломщика, окончил Академию художеств. Дальнейшее образование он получил во Франции и Италии. Подобно многим талантливым русским «пенсионерам», Баженов получил признание за границей: он был избран профессором Римской академии, членом Флорентийской и Болонской академий.

В 1762 г. ему заочно присвоили звание адъюнкт-профессора петербургской Академии художеств. Однако по возвращении на родину судьба мастера складывалась далеко не просто. Размах замыслов, их независимый и смелый характер не нравились академическим кругам. Два его главных проекта — Кремлевский дворец в Москве и подмосковная усадьба Царицыно — остались не осуществленными. Проект Кремлевского дворца (1767—1775) подразумевал по сути реконструкцию всего Кремля. В.И.Баженов предложил императрице Екатерине II некий российский вариант античного форума. Помимо царской резиденции в нею входили здания коллегий, арсенал, театр, площадь с трибунами для народных собраний. Древние памятники Кремля оказывались во внутренних дворах нового комплекса. В 1773 г. состоялась закладка дворца. На ее церемонии В.И.Баженов держал речь, где дал высокую оценку древнерусскому зодчеству. Он говорил о необходимости создания нового Кремля — уже не оборонительного, а гражданского сооружения, которое явится средоточием главных государственных, общественных, церковных зданий. Однако Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева изменила планы императрицы.

В 1775 г. при ссылке на финансовые трудности и просчеты в проекте строительство было прекращено. Европейски образованный и склонный к радикальным художественным решениям, В. И. Баженов по-новому трактует и дворцово-парковый ансамбль в Царицыно (1775— 1785). Сооружения царицынского ансамбля живописно расположились на берегу пруда. В проекте сказалась увлеченность мастера средневековой мистикой. Трактовка объемов и фасадов дворца и павильонов связана с принципами классицизма, однако в декоративном оформлении заметно влияние готического и древнерусского наследия. Правда, мастер не копирует прототипы. Он изобретает свои, лишь напоминающие старую архитектуру, арки, окна, порталы. Это свидетельствует об упорных поисках индивидуального стиля и стремлении к творческому совершенствованию. В 1785 г. Екатерина II осмотрела уже возведенные сооружения, и они ей не поправились своей прежде всего вопиющей дерзостью: зодчий позволил себе ввести в украшения дворца масонские символы’.

По высочайшему повелению часть зданий была разрушена. Дворец поручили достраивать М.Ф. Казакову, но тот, безо всякого энтузиазма взявшись «исправлять» Баженова, так и не завершил строительство. Самым совершенным творением В.И.Баженова в Москве является дом П.Е.Пашкова (1784—1786). Ныне это здание входит в комплекс Российской государственной библиотеки. Дом построен над откосом холма, спускавшегося к Моховой улице. Главный фасад обращен к Кремлю и Москве-реке. Здание имеет ряд особенностей. Во-первых, главный вход и парадный двор расположены с обратной стороны фасада, что было не характерно для городских усадеб того времени. Во-вторых, характер фасадной поверхности, ордера, орнаментика, балюстрада с вазами неожиданно напоминают о барочных композициях. Высокий профессионализм и огромная одаренность позволили зодчему соединить разнохарактерные мотивы в единый гармоничный художественный образ; в нем нет места эклектике, но есть выражение неповторимой творческой индивидуальности русского мастера. Другим крупным основоположником классицизма был М.Ф.Казаков (1738 — 1812).

Этот мастер целиком посвятил свою деятельность украшению московских улиц. Прекрасные образцы архитектуры — построенные им каменные здания получили название «казаковская Москва». Одним из первых крупных сооружений зодчего был Петровский подъездной дворец (1775— 1782). Казаков задумал его в формах, близких баженовскому ансамблю в Царицыне. Компактное в плане, стройное здание с куполом над круглым залом повторяет схему, почерпнутую из наследия итальянского зодчего А. Палладио, гений которого послужил модным в те годы источником классицистских идей. Казакову принадлежит одно из лучших зданий ансамбля Московского Кремля — Сенат (1776— 1787). В плане Сенат представляет собой правильный треугольник. Парадный двор находится внутри и замкнут корпусами здания. В вершине треугольника расположен круглый парадный зал, под ним на первом этаже — вестибюль, с которым ротонда соединена лестницами. Здание было удобным для осуществления государственных функций. Компоновка интерьеров продиктована прежде всего рациональным использованием помещений административно-общественного характера.

Например, канцелярии разделены между собой перегородками, которые можно было передвигать в соответствии с потребностями службы. Здание Московского университета архитектор возводил с 1786 по 1793 г. В его проекте учитывалось и даже акцентировалось функциональное предназначение данного строения для учебного процесса. Большой парадный университетский двор с трех сторон окружен корпусами. Со стороны улицы возведена высокая металлическая офада. В центре здания находится актовый зал.

К нему примыкают два больших зала с хорами, здесь хранились коллекции. Далее шла череда учебных классов, соединенных коридорами. Фасад университета напоминает Сенат: он расчленен пилястрами, лопатками, панно, другими орнаментальными элементами. В пожаре 1812 г. здание сгорело и было восстановлено (с изменениями) Д.И.Жилярди. В середине 80-х г. XVIII в. Казаков создает зал Благородного собрания, в котором претворил характерные для русского парадного зала черты: прямоугольный в плане корпус окружен колоннами коринфского ордера; перекрытие центральной части приподнято.

В поздний период творчества мастер возводит Голицынскую больницу (1796— 1801). Она была задумана как мемориал в честь старинного русского рода Голицыных. Больница занимала участок между Москвой-рекой и Калужской дорогой. Перед главным корпусом — большой парадный двор. Главный корпус предназначался для приема больных и для общих помещений больницы. Основная часть палат размещена во флигелях. В центре главного корпуса была церковь-мавзолей рода Голицыных. Выпускник петербургской Академии художеств, стажировавшийся во Франции и Италии, И.Е.Старое (1745—1808) достойно продолжает формировать зрелый стиль русского архитектурного классицизма. Крупнейшая работа молодого зодчего — Троицкий собор Александре-Невской лавры (1778— 1790). Собор воздвигнут на месте старого храма Петровского времени и задуман как усыпальница святого Александра Невского. В своем проекте Старое постарался сохранить схему прежней постройки, дополнив ее классицистскими элементами. Зодчий реконструировал подъезд к Лавре, спланировав круглую площадь в конце Невского проспекта. Судьба архитектора складывалась удачно. Он много работал по заказам, создавая пригородные ансамбли. Замечательным творением мастера стал Таврический дворец в Санкт-Петербурге (1783— 1789).

Самой яркой, запоминающейся чертой этого сооружения является сочетание строгой наружной формы и пышности, почти театральности, богатых интерьеров. О дворце хорошо сказал Г.Р.Державин: «Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии». Огромный вклад в утверждение строгого русского классицизма конца XVIII в. внесли также иностранные мастера. Уроженец Италии Дж.Кваренги (1744—1817) большую и наиболее творческую часть жизни провел в России. Основные свои проекты талантливый мастер воплотил в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Строил он также в Москве, в провинциальных городах, на Украине. Удивительная активность мастера принесла свои плоды. Зодчий создал такие шедевры, как здание Академии наук на набережной Невы (1783—1789), Эрмитажный театр (1783 — 1787), Английский дворец в Петергофе (1781 — 1794; уничтожен фашистами),

Александровский дворец в Царском Селе (1792— 1796), Ассигнационный банк (1783—1790), дворец Юсуповых на Фонтанке, торговые ряды на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки, Екатерининский институт (1804 — 1807), Конногвардейский манеж (1804—1807), Смольный институт (1806 — 1808) и др. Здание Смольного института сооружено рядом с прекрасной барочной постройкой В.В.Растрелли. Проект Дж.Кваренги отличается лаконичностью планировки. Вместе с тем главный фасад Смольного монументален. Его центральная часть подчеркнута красивым портиком из восьми колонн. Сочетание рациональности и торжественности характерно и для интерьера, где богато украшенный парадный зал соседствует с более простыми по отделке комнатами. Шотландец Ч.Камерон (1730-е гг.— 1812) работал в России с 1779 г. и прославился как великолепный интерпретатор Античности в дворцово-парковых ансамблях камерного типа. Чувство гармоничного единства природы и архитектуры мастер продемонстрировал в комплексе Царского Села (Камеронова галерея, 1783—1786). Шедевром Камерона является дворец в Павловске (1780 — 1801), созданный для «малого двора» наследника российского престола Павла 1. Сооружение зодчего лишено вычурности: оно прекрасно вписано в окружающий ландшафт и гармонирует с естественным природным великолепием русского Севера. Дворец, выросший на высоком холме, смотрит на неспешно текущую р. Славянку.

Он создавался вместе с парком и составляет с ним единое целое. Здание вполне соответствует требованиям строгого классицизма к облику загородной виллы: квадратное в плане с круглым залом в центре и галереями, охватывающими пространство двора. Среди русских архитекторов этого времени особо выделяется Н.А.Львов (1751 — 1803), который был также поэтом, фольклористом, этнографом, историком (об этом — далее). В числе архитектурных дел Львова — строительство Невских ворот Петропавловской крепости (1784— 1787), здания Главного почтамта в Санкт-Петербурге (1782—1789), дома Г.Р.Державина, знаменитой церкви «Кулич и пасха» (1785, название условное), Приоратского дворца в Гатчине (1798—1799), усадебных ансамблей «Никольское» близ Торжка и «Вороново» под Москвой. Итак, русская архитектура XVIII в. невероятно быстро сумела освоить опыт предшественников (как зарубежных, так и древнерусских), открыв пути к воплощению самых дерзновенных и масштабных замыслов целой плеяде гениальных зодчих. Их творения и сегодня поражают масштабностью, безупречным вкусом и той любовью к России, которая питала творчество не только исконно русских, но и иноязычных ее сынов.

Рапацкая Л.А. История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века) : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 384 с

Другие новости и статьи

« Стратегия Антанты и Центральных держав на 1916 год

Российские «академики» живописи и ваяния »

Запись создана: Четверг, 23 Июль 2020 в 0:03 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика