Опыт духовного наставничества в русской классической литературе



Опыт духовного наставничества в русской классической литературе

oboznik.ru - Опыт духовного наставничества в русской классической  литературе
#литература#духовность#общество

И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
Н.А. Некрасов

Любовь… сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
И. С. Тургенев

Стонет и тяжко вздыхает
Бедный забитый народ;
Руки он к нам простирает,
Нас он на помошь зовет.
Час обновленья настанет,
Воли добьется народ,
Добрым нас словом помянет,
К нам на могилу придет.
М. Л. Михайлов

Приведенные строки гимна народовольцев, принадлежащие поэту М.Л. Михайлову, являются одним из ярких символов эпохи, начало которой было положено реформой 1861 г. Реформа началась с судьбоносного для России акта: крестьянин наконец-то перестал считаться «крещенной собственностью» (А.И.Герцен) и обрел волю, за которую боролся веками .

Александр II открыл для страны путь к «гражданской равноправности», однако реакция на инициативу «сверху» была, как известно, совсем не однозначной. «Половинчатость» решений о земле — главном богатстве великой крестьянской империи — не устраивала ни земледельцев, ни помещиков, ни тем более разночинную интеллигенцию, настроенную на радикальные общественные перемены.

Пореформенный период (60 —70-е гг. XIX в.) ознаменовался бурным всплеском социальной активности, на гребне которой родилось движение, вошедшее в историю под названием народничество . Народники (их еще часто называют «шестидесятниками»), одержимые идеей личной жертвенности, были готовы к любым жизненным испытаниям во имя «народного блага». Само слово «народ» ассоциировалось прежде всего с крестьянством и бедностью, с забитым «плачущим мужиком». Благо народа понималось по-разному, но «породниться с народом», «учиться у народа», «жить народной жизнью» мечтали многие просвещенные умы России. Народничество оказало мощное влияние на развитие художественной культуры, опрокинув многие стереотипные представления о понятии «прекрасного» в искусстве и укрепив позиции реализма. Открытие личности крестьянина, взятого из гущи русской жизни, состоялось во всех видах художественного творчества. Как писал композитор М.П.Мусоргский, «…народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью — мерещится он мне, он, один цельный, большой, неподкрашенный и без сусального.

И какое страшное (воистину) богатство народной речи для музыкального типа, пока не всю Россию исколоворотили чугунки! Какая неистощимая (пока, опять-таки) руда для хватки всего настоящего жизнь русского народа!»1 . Искусство становится не только зеркалом, но и беспристрастным судьей эпохи в ее разноголосице взглядов, мнений, позиций. Оно отразило напряженные нравственные искания русской интеллигенции, которые простирались от вековечных российских проблем до идей, навеянных ветрами перемен. Одни мастера изучали отечественную историю, стремясь понять написанные законы народной жизни, другие, идеализируя простого мужика, верили в самосовершенствование личности на основе народной этики, иные же хотели прежде всего показать неприглядные стороны современности, страдания обездоленных людей, замученных нуждой и беззаконием. Весомое, яркое слово правды о народной жизни, о России и ее нравственном состоянии сказала великая русская литература. В ней отразился весь спектр проблем исторического, философского, религиозного характера, осмысленных с научной точностью и реалистической аналитичностью.

Ни одна страна мира не имела в то время столь правдивой и высокодуховной словесности, содержательно охватившей современную действительность от бытовых и семейных отношений до глобальных вопросов человеческого бытия. По российским традициям литературная классика пореформенной эпохи имела учительский, нравственно-образовательный характер, о чем свидетельствует творческое наследие выдающихся писателей, вошедшее в золотой фонд мировой культуры.

Подобный опыт духовного наставничества также не имеет аналогий в мировой культурной практике. «Печальником горя народного» вошел в русскую поэзию Н.А. Некрасов (1821 — 1877/1878). Всем сердцем приняв идеи народников, Некрасов признавал собственную «вину» за обнищание и нравственные болезни русского крестьянства. И видел свою миссию в том, чтобы просветить простой народ, показать ему путь в светлое и справедливое «завтра». Во многих его сочинениях (от «Школьника» до поэмы «Кому на Руси жить хорошо») звучит тема дороги к счастью, которую должен проложить сам народ. С творчеством Н.А.Некрасова в русскую художественную культуру вошел выразительный символ России-матери — одновременно убогой и обильной,

могучей и бессильной. Поэт привнес в этот образ чувство сыновней любви к родным просторам и боль за страдания русского человека, талантливого, благородного, наделенного высоким духовным даром — христианским смирением. Живое ощущение целительной силы народной веры, позволяющей из века в век выносить «все, что Господь ни пошлет», придает сочинениям Некрасова особую одухотворенность и самобытность. Поэзия Н.А.Некрасова раскрыла современникам красоту души простого русского человека, его нравственную чистоту. Особенно чуток был поэт к страданиям и боли, к любым другим человеческим несчастьям.

Он откликался на народные нужды, рисуя картины беспощадного барского и чиновничьего произвола. Плачем и скорбью напоены строки многих его сочинений, правдиво изображающих реалии российской жизни: «Размышления у парадного подъезда», «Орина, мать солдатская», «Пир на весь мир» и др. Но вместе с тем есть у него произведения, в которых воспевается умная, сильная, волевая, умеющая преодолевать любые трудности русская натура («Русские женщины», «Мороз, Красный нос», «Коробейники», «Крестьянские дети»). Венчает творчество Н.А.Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1866— 1876), овеянная мечтами о народном счастье. В ней предстают многогранные картины крестьянской жизни и разные людские судьбы. В образе одного из героев — Гриши Добросклонова — Некрасов показал идеализированные черты русского народника — радетеля за лучшую крестьянскую долю. Пореформенный период часто называют эпохой романа. Действительно, роману посвятили свою музу многие гениальные русские творцы. Вспомним их имена. Один из самых ярких писателей-романистов — И.С.Тургенев (1818— 1883).

Мастер психологического анализа, полиглот и эрудит, он создал глубоко реалистичные образы представителей дворянской элиты с ее традиционными духовными ценностями и «новых людей» эпохи, народников-нигилистов, посвятивших свою жизнь ломке привычных устоев общественной и семейной жизни. Первые рассказы И.С.Тургенева, объединенные в цикл «Записки охотника» (1847— 1852), были написаны под влиянием В. Г.Белинского и тех принципов, которые критик сформулировал для «натуральной школы». В «Записках…», где в нераздельном целом предстают образы поэтичной среднерусской природы и крестьян-тружеников, наделенных талантом и высокими нравственными достоинствами, громко звучит протест против крепостничества, попирающего естественные законы бытия. Однако модным в то время бытописателем крестьянской жизни Тургенев все же не стал. Он видел социальные проблемы России гораздо шире и глубже многих своих современников, а кровавые события французской революции 1848 г. заставили его пересмотреть свои взгляды на теории российских демократов, зовущих народ к топору.

Осознание губительности революционного пути развития для России повлияло на все дальнейшее творчество писателя, блистательно воплотившего на страницах своих романов атмосферу идейных общественных борений. И.С.Тургенев считал русское дворянство носителем и хранителем традиционных национальных ценностей — честности, порядочности, благородства, сострадания к людским несчастьям, гуманизма, преданности интересам страны.

Вместе с тем он с грустью констатировал: время романтических иллюзий дворянской интеллигенции истекло, и она уже не в силах противостоять жесткому напору экстремистски настроенных «новых людей». Отрицая взгляды революционеров-разночинцев, Тургенев как реалист не мог пройти мимо этой плеяды «шестидесятников», отдав должное их смелости, подвижничеству, самоотверженному служению избранному делу.

Следуя исторической истине, писатель запечатлел всю «надтреснутость» жизни российского общества, где полярно разошлись представители уходящей дворянской интеллигенции, пребывающие в духовном смятении, и смело идущие к намеченной цели новые герои эпохи, и создал психологически точные портреты своих современников (романы «Рудин», 1856; «Дворянское гнездо», 1859; «Накануне», 1860; «Отцы и дети», 1862; «Дым», 1867; «Новь», 1877; повести «Ася», 1858; «Вешние воды», 1872; и др.). Сюжеты романов И. А.Гончарова (1812—1891) также отражают судьбу русского дворянства. Но в отличие от Тургенева Гончаров не печалился об уходящей в прошлое российской дворянской культуре. Писатель верил, что будущее России зависит от образованных предпринимателей, способных разбудить народ для активной, созидательной деятельности («Обыкновенная история», 1847; «Обломов», 1859; «Обрыв», 1869). Умение выводить бытовые или семейные ситуации за рамки частного случая в сферу крупных общественно-политических и нравственных проблем — одна из определяющих черт пореформенной литературы, причем не только в жанре романа. Таковы пьесы А.Н.Островского (1823—1886), в которых драматург, показывая повседневную жизнь России, клеймит власть денег, хищничество, самодурство, жестокость.

В пьесах представлены самобытные, колоритные национальные характеры, многообразные людские типы и судьбы («Свои люди — сочтемся!», 1849; «Бедность не порок», 1853; «Гроза», 1859; «Доходное место», 1856; «Женитьба Бальзаминова», 1858; «Бешеные деньги», 1869; «Бесприданница», 1878; и др.). Сатирик по роду дарования, М.Е.Салтыков-Щедрин (наст, фамилия — Салтыков; 1826—1889) видел свою задачу в обличении государственно-бюрократического устройства России, процветающего воровства и взяточничества, которые, как опасные болезни, охватили все слои населения. Реалистически описанные Салтыковым-Щедриным пороки и предрассудки представителей разных сословий являются воистину бессмертными («Губернские очерки», 1856 — 1857; «Помпадуры и помпадурши», 1863—1874; «История одного города», 1869— 1870; «Господа Головлевы», 1875—1880). «У нас вся народность основана на христианстве. Слова: крестьянин, слова: Русь православная — суть коренные наши основы. У нас русский, отрицающий народность (а таких много), есть непременно атеист или равнодушный. Обратно: всякий неверующий и равнодушный решительно не может понять и никогда не поймет ни русского народа, ни русской народности. Самый важный теперь вопрос: как заставить с этим согласиться нашу интеллигенцию? Попробуйте заговорить: или съедят, или сочтут за изменника. Но кому изменника? Им — то есть чему-то носящемуся в воздухе и которому даже имя придумать трудно, потому что они сами не в состоянии придумать и назвать себя. Или народу изменника? Нет, уж лучше я буду с народом; ибо от него можно ждать чего-нибудь, а не от интеллигенции русской, народ отрицающей и которая даже не интеллигентна. Но возрождается и идет новая интеллигенция, та хочет быть с народом.

А первый признак неразрывного общения с народом есть уважение и любовь к тому, что народ всею целостью своей любит и уважает более и выше всего, что есть в мире, — то есть Бога и свою веру» 1 , — с этого пространного отрывка из письма Ф.М.Достоевского (1821 — 1881) мы начнем краткий обзор его творчества, насыщенного глубокими раздумьями о судьбе России и попытками найти ответы на жгучие вопросы современности в вечных духовных истинах христианства. В ранней прозе 40-х гг. XIX в. Ф. М.Достоевский обращается к гоголевскому миру «маленьких людей», но в отличие от многих своих современников не торопится идеализировать бедность. Писатель рисует своих героев в соответствии с правдой жизни, объединяя в их характерах добро и зло («Бедные люди», 1846; «Ползунков», 1847; «Честный вор», 1848; «Неточка Незванова», 1849).

Годы каторги, куда писатель попал за свою причастность к кружку петрашевцев, не прошли даром и изменили его мировоззрение. Достоевский понял, что главное зло источает не общество, но сам человек, поправший Божии заповеди. Писатель не раз подчеркивал, что его сочинения — общественные, философские, а его герои — «рупоры определенных идей», выработанных самим человеком, отражающих его внутреннее «я». Это позволило создать образы с насыщенными психологическими характеристиками, не забывая о типизации. Правда, типизация у Достоевского была особой. Он был склонен искать типическое, погружая своих героев в катастрофические, сенсационные, неординарные ситуации. Заглянуть в скрытые глубины человеческой души в момент высшего напряжения, потрясения, смятения, беды — вот главная задача, которую решал в своих творениях признанный классик русской литературы. Серия великих открытий писателя в реалистической прозе начинается романом «Преступление и наказание» (1866).

Главный герой этого произведения — Родион Раскольников — с первых строк показан человеком, несущим в себе груз наказания за еще не совершенное убийство. Он готов осчастливить весь мир, но пылает ненавистью к конкретному живому существу — старухе-процентщице, которую считает виновницей всех своих бед. Освободившись от христианских нравственных законов, герой присваивает себе право судить и карать, тем самым повторяя «логику» современных Достоевскому революционных теорий. В романе не получилось «Наполеона» из убийцы: он оказался не способен «идти по трупам», и доктрина «сильной личности» разбилась. Антипод Раскольникова, идеальный в нравственном отношении верующий человек, выведен в романе «Идиот» (1868). Главный герой романа — князь Мышкин — возрастом и даже внешне вызывает в памяти ассоциации с Иисусом Христом. У князя узкое одухотворенное лицо, бородка, глубокие умные глаза. Он показан как личность, идущая к духовному совершенству, противостоя разгулу низменных людских страстей — безудержности, экзальтации, ненависти.

В высказываниях Мышкина порой слышится мнение Достоевского, не раз дававшего отпор демагогическим рассуждениям социалистов-западников об отсталости России: «Надо, чтобы воссиял в отпор Западу наш Христос, которого мы сохранили и которого они не знали!» Отношение Ф.М.Достоевского к революционным теориям, хлынувшим в Россию из Европы, было крайне негативным. Он был настоящим «почвенником», полагая, что у русского народа накоплен свой многовековой духовный опыт, который гораздо более ценен для будущих поколений, нежели новорожденные чужие идеи кровавого переустройства мира. Свой роман-приговор революционным течениям в России Достоевский назвал без обиняков — «Бесы» (1871 — 1872). В основу произведения положено нашумевшее в свое время «нечаевское дело» об убийстве социалистами товарища по партии, заподозренного в измене. Роман сочетает признаки памфлета и трагедии, что позволило писателю показать всю низость «нечаевщины», всю общественную опасность, исходящую от левых движений, навязывающих русскому народу культ вульгарной революционности, мести и насилия. Последний из великих романов Ф.М.Достоевского — «Братья Карамазовы» (1879—1880), в котором писатель собрал все русские «типы», найденные им ранее, и воплотил свои итоговые размышления о смысле жизни, добре и зле. В основу романа положена трагическая коллизия, рожденная убийством. Кровопролитие показано писателем как естественное следствие ревности, недоверия и ненависти, что давно поселились в семье героев. Персонажи романа отнюдь не замкнуты на себя.

Они, служа «рупором идей», несут в себе груз чисто российских проблем. Это и увлеченность глобальными вопросами мирового порядка, и философствование на религиозные темы («Все ли человеку дозволено?»), и мучительный самоанализ. Мир романа полон зла, сумятицы, физических и душевных страданий и одновременно — чистой мечты о любви и счастье. В финале каждый герой получает «по вере его», пройдя путь к духовному очищению через страдания. Тем самым писатель утверждает значимость вечных христианских истин, красота которых призвана спасти мир. Гениальный писатель-реалист, основоположник российского нигилизма, создатель своеобразной философии и педагогики, Л.Н.Толстой (1828— 1910) посвятил свое творчество критике общественно-исторического опыта, философских, религиозных, этических учений. Источником истины Толстой считал народный опыт, мнение народа, живущего естественной крестьянской жизнью.

Тема поисков нравственного идеала, соотносимого с патриархальной крестьянской этикой и культурой, проходит через все его сочинения. Наследие Толстого велико и многогранно. Его блистательный путь в литературу начинался с трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852—1857), «Севастопольских рассказов» (1853—1856), повестей «Утро помещика» (1856) и «Казаки» (1853—1863), подготовивших писателя к работе над грандиозным романом-эпопеей «Война и мир» (1863—1869). Мир, потрясенный войной, — такова главная философская тема романа, показанная глубоко и убедительно. До Толстого о войне писали многие, однако никому не удалось воспроизвести в художественной форме не только внешнюю картину кровопролитных сражений, но и внутреннее состояние воюющего человека — патриота, жаждущего защитить родину. В романе не только две нации и две армии, но и две противоположные позиции, столкновение которых олицетворяет извечный конфликт добра и зла.

Роман уникален но своей многожанровости: в нем есть признаки и философского трактата, и военной хроники, и семейного бытописания. Это связано с умением писателя-реалиста охватить и запечатлеть все возможные аспекты жизни в России как в период «войны», так и во времена «мира». Особенно поражает дар Толстого с психологической точностью передать характеры своих многочисленных персонажей, «проникнуть» в течение их мыслей. Писатель смог убедительно показать переплетение судеб народа и личности, при этом реальные исторические герои и герои, вымышленные автором, предстают в художественном мире сочинения как единое целое. Следующий свой роман «Анна Каренина» (1873—1877) Толстой посвятил трагедии женщины, попавшей в сети «преступной» любовной страсти. Писатель анализирует процесс разрушения патриархального семейного уклада в современном ему обществе, устои которого основаны на двойной морали и лжи; он всей силой своего таланта защищает право человека на свободное чувство.

Стоит, правда, заметить, что эпиграф сочинения — «Мне отмщение, и аз воздам» — противоречит его общему итогу, говорящему не столько о неотвратимости наказания падшей великосветской дамы, сколько о трагедии большой любви, искушение которой превращает жизнь героев в земной ад. Как известно, с конца 70-х гг. XIX в. Л.Н.Толстой, переживший глубокий психологический кризис, был захвачен идеей нравственного преображения человечества. Он стал непримиримым критиком цивилизации и культуры, созданной «образованными классами» (драма «Власть тьмы», 1886; повесть «Крей- церова соната», 1887— 1889; роман «Воскресение», 1889— 1899; и др.). В творчестве писателя все громче звучат темы греха, покаяния, духовного совершенствования человека (повести «Смерть Ивана Ильича», 1884— 1886; «Отец Сергий», 1890— 1898; «Хаджи-Мурат», 1896— 1904; и др.).

Из-под его пера начинают выходить сочинения религиозно-морализаторского толка, где писатель, отринув духовный опыт предшествующих поколений, пытается по-своему трактовать основы христианства, тексты Библии и, наконец, преобразует евангельские заповеди любви в учение о непротивлении злу насилием (что стало основой нравственно-религиозного движения толстовства)1 . В целом наследие Толстого — это бесценная сокровищница мыслей и чувств национального гения, мечущегося в поисках духовной истины и охваченного тревогой за будущее русского народа. Богатство литературной жизни в 80 —90-е гг. XIX в. поражает воображение. Традиции отечественной словесности успешно продолжают развивать такие выдающиеся писатели-реалисты младшего поколения, как Г.И.Успенский, В.М.Гаршин, К.М.Станюкович, Д.Н.Мамин-Сибиряк, В.Г.Короленко, Н.Г.Гарин-Михайловский, Л.Н.Андреев, М.Горький, А.С.Серафимович, В. В. Вересаев и др. В это же время расцветает творчество А. П. Чехова (1860 — 1904). Явление Чехова — новый этап в развитии русского реализма. По складу своей натуры писатель весьма скептически оценивал окружающий мир и воплощал многогранные стороны действительности, по выражению одного из критиков, «с холодной безжалостностью анатома». Излюбленный жанр Чехова — рассказ, небольшая зарисовка, с которых начинался творческий путь писателя.

Сотрудничая в развлекательных журналах, А.П.Чехов в молодости написал немало миниатюр, подкупающих простотой, занимательным сюжетом и прекрасным чувством юмора в сочетании с тонким лиризмом. Среди маленьких чеховских шедевров — рассказы «Хирургия», «Злой мальчик», «Налим», «Лошадиная фамилия» и др. Во второй половине 80-х гг. XIX в. в творчестве писателя зазвучала тема идейных исканий российской интеллигенции: «Скучная история (Из записок старого человека)», «Степь (История одной поездки)», «Палата № 6»; «Дом с мезонином (Рассказ художника)» и др. Эти сочинения раскрыли уникальную способность Чехова к психологическому анализу поступков, мыслей, нравственных ориентиров человека. В зрелом творчестве, в 90-е гг. XIX в., писатель все чаще обращает внимание на порочные свойства души своих современников. Многие его сочинения развивают тему черствости, равнодушия, духовного отупения, «сонной одури», охватившей людей самых разных сословий. Человек, замкнувшийся в футляре, — это чеховский образ, послуживший «приговором» обывательской серости, эгоизму, бесполезному существованию личности, лишенной высокой цели (маленькая трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «Ионыч» и др.). В последнее десятилетие своей короткой жизни А.П.Чехов открыл новые пути в отечественной и мировой драматургии. Исторический перелом развития театра на рубеже XIX — XX вв. связан с его пьесами «Чайка» (1896), «Три сестры» (1900— 1901), «Вишневый сад» (1903— 1904), поставленными в новом Московском художественном театре талантливыми режиссерами К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко .

Комедия «Вишневый сад» достойно завершила эволюцию Чехова-драматурга от создателя юмористических сценических миниатюр до автора крупных философских по сути сочинений. Замысел пьесы был пророческим: через прекрасный образ вишневого сада, обреченного на гибель, в ней предсказан крах старой России. Наследниками великих реалистических традиций русской литературной классики стали И.А.Бунин, А.И.Куприн, И.С.Шмелев. И.А.Бунин (1870— 1953), прозаик и поэт, сложился как художник в 90-е гг. XIX в., но его творчество всеми корнями и идейно-эстетическими принципами связано с литературой предшествующих десятилетий. Родом из обедневших дворян, Бунин провел детские и юношеские годы в Елецком уезде Орловской губернии. Покинув родные пенаты в девятнадцать лет, он начинает жизнь, полную трагических испытаний и бурных перемен. Человек эмоциональный и страстный, он порой совершал безрассудные поступки, но всегда сохранял мудрый взгляд на сущность бытия и не предавался греху уныния. Известность пришла к писателю с публикацией рассказов о нищей, разоренной крестьянской России.

Среди них — рассказ «Антоновские яблоки» (1900), звучащий лирической эпитафией патриархальному прошлому России. Самыми значительными сочинениями Бунина предвоенного периода являются повести «Деревня» (1910) и «Суходол» (1911). В них уже отчетливо прослеживается неповторимый литературный стиль писателя, в котором сопоставление контрастных, порой трудносочетаемых образов дает простор для неисчерпаемого потока ассоциаций. При этом бунинская проза отличается предельно детализированным описанием внешнего мира с его звуками и вкусами, очертаниями предметов, запахами цветов и трав… Часто в бунинских образах сходятся характеристики, которые и вовсе не поддаются чувственному восприятию: пруд блестит «жарко и скучно», колокольный звон — «тысячепудовый», цветы пахнут «с женской роскошью».

В годы войны выходят два сборника бунинских рассказов — «Чаша весов» (1915) и «Господин из Сан-Франциско» (1915), в которых окончательно утверждается идея катастрофичности жизни, суетности и бесполезности поисков счастья. В 1920 г. Бунин навсегда эмигрирует из революционной России. Свое резкое неприятие безбожной власти большевиков он выразил в дневниковой книге «Окаянные дни» (1918). В 1920— 1940-х гг. у И. А. Бунина выходят сборники рассказов «Митина любовь» (1925), «Солнечный удар» (1927), «Тень птицы» (1931), роман «Жизнь Арсеньева» (1927—1933) и книга новелл «Темные аллеи» (1943), где царит образ любви. Любовь становится для писателя символом трагедии бытия, выражением несбывшихся человеческих надежд и одновременно высшей ценностью жизни. Исход любви, по Бунину, всегда трагичен. Лучшим своим сочинением, по воспоминаниям современников, писатель считал рассказ «Чистый понедельник» (1944). Героиня рассказа — загадочная русская женщина — уходит в монастырь, отринув все, что связывало ее с соблазнами мира, в том числе большую любовь. По сути, бегство героини от любви — это отречение самого писателя от грешной земной жизни и от тех страшных исторических событий, которые привели Россию к революционному краху. Для другого представителя русского реализма — А. И. Куприна (1870— 1938) — любовь является высшей ценностью мира, единственным средством нравственного возвышения и преображения человека. Биография А. И. Куприна необычна. Детство и юность он провел в сиротском пансионе и кадетском корпусе’, затем много странствовал по России: был и грузчиком, и фельетонистом, и церковным певчим. Изучив жизнь российского общества изнутри, Куприн приобрел бесценный опыт писателя-психолога, отстаивающего право человека на духовную свободу. Дар великолепного рассказчика, сочный язык, умение вызвать сочувствие к своим персонажам принесли Куприну заслуженную славу. Ранние его сочинения венчает повесть «Молох» (1896) — гневный протест против чудовищного насилия над человеком в мире буржуазного чистогана. Одна из важных тем творчества писателя — конфликт между высокими, чистыми чувствами и уродливыми буржуазно-мещанскими «нормами» жизни. Эта тема открыта в знаменитой повести «Олеся» (1898), героиня которой отличается естественной красотой и духовным богатством, сформированным вне современной цивилизации. Писатель прекрасно осознавал абстрактность своего идеала, поэтому «естественная» героиня повести гибнет, столкнувшись с извращенной человеческой жестокостью.

Значительное сочинение Куприна 1900-х гг. — повесть «Поединок» (1905), вызвавшая бурный и восторженный резонанс в среде оппозиционно настроенных к властям читателей. «Крамольность» повести состоит в том, что автор дерзнул посягнуть на «святая святых» российской государственности — офицерскую касту, показав ее моральное разложение. Стиль «Поединка» отличается глубоким психологизмом; при этом реалистическое бытописание повести сочетается с прямым, эмоционально ярким «вторжением» авторской мысли, подчеркивающей главное — право человека на активное сопротивление безнравственной социальной среде, право на протест против лжи и насилия. В 1911 г. А. И. Куприн написал одно из лучших своих произведений — рассказ «Гранатовый браслет», в содержании которого противопоставлены пошлость мира и жертвенная бескорыстная любовь. С 1920 г. А. И. Куприн жил в Париже и вернулся в Россию лишь в 1937 г., уже смертельно больной. Самое значительное сочинение эмигрантского периода — роман «Юнкера» (1928 — 1932), имеющий характер мемуаров. «Носитель русской духовности» — так по праву назвали писателя И.С.Шмелева (1873— 1950). Глубоко верующий человек, он исповедовал исконные православные ценности добра, понимания, сострадания к ближним. Известность пришла к Шмелеву с публикацией повестей «Гражданин Уклейкин» (1908) и «Человек из ресторана» (1911). В годы революции Шмелев лишился всего, чем дорожил. В Крыму был расстрелян большевиками его единственный сын. Эмиграция стала естественным выходом из тупиковой жизненной ситуации. С 1922 г. Шмелев жил во Франции, где написал книгу «Солнце мертвых» (1923), с предельной честностью оценив большевистскую власть. В знаменитом романе «Лето Господне» (1933) писатель возвращает нам образы утраченною в революцию доброго и светлого российского мира.

Рапацкая Л.А. История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века) : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 384 с

см. также: Историческая психология русского народа

Русская духовность – это духовное измерение русского человека и русского народа

Духовность в нравственных основаниях российского патриотизма

В.И.Ленин и И.В.Сталин — символы советской эпохи и всего XX века

Русский народ – носитель «цивилизационного социализма»

Борьба за историческое достоинство Ленина и Сталина – это борьба за историческое достоинство русского народа

Антикапиталистическая и социалистическая направленность исторического социокультурного поиска русского народа

О вере

О русском народе

Русский человек, русский характер, русский народ

ХХ век – это Русский Век



Другие новости и статьи

« Борения «старины и новизны» в зеркале словесности

«Над кем смеетесь?» Водоразделы мысли в искусстве «гоголевской эпохи» »

Запись создана: Четверг, 25 Апрель 2019 в 0:29 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы