13 Сентябрь 2021

Русская реалистическая живопись: от правды быта и истории к вечным проблемам бытия

oboznik.ru - Русская реалистическая живопись: от правды быта и истории  к вечным проблемам бытия
#история#живопись#русскаяживопись

Я думаю, самая коренная потребность русского народа есть потребность страдания.
Ф. М. Достоевский

Жанр — не прихоть, не каприз, не выдумка одного или нескольких художников, а выражение современной потребности, всеобщей, неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жизни. В. В. Стасов

Живопись пореформенного периода, как и литература, достигает вершин реалистического отображения жизни, и в образном строе этих искусств много общего: все те же горячие споры о будущем России, народническая идеализация крестьянства, жесткая критическая оценка социальной действительности и порочных нравов. Вместе с тем было бы ошибкой считать, что великие мастера живописи, как и великие писатели, творили только «на злобу дня».

В их полотнах предстает сложная картина традиционных для России духовных исканий, «русская дума» о прошлом и настоящем, «правда жизни», которая не устарела и сегодня. Общественная функция живописи в пореформенную эпоху изменилась коренным образом. Стремление идти в ногу со временем, вера в просветительскую миссию искусства способствовали формированию плеяды художников, ощущающих ответственность перед обществом, нашедших свое призвание в отображении бедности, угнетенности, бесправия. Среди них первое слово в защиту нищего крестьянства сказал В.Г.Перов (1833/1834— 1882). В 1860-х гг. он пишет полотна, полные гнева, боли и обличительного пафоса.

В картине «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861) беспросветность народной жизни показана зрителю с позиции строгого судьи. В образах пьяных священнослужителей и беспорядочной толпы художник показал попрание самых святых русских традиций, падение нравов, умственную и физическую деградацию крестьянства. Представления о народной жизни, характерные для разночинной интеллигенции, сохраняются и в последующих работах художника. Правда, тон его живописи становится мягче, лиричнее.

Полотно Перова «Проводы покойника» (1865) хочется сравнить с будничным повествованием о смирении простого народа перед горем, невзгодами, несправедливостью. Как пишет исследователь М.В.Алпатов, «Проводы покойника» Перова настолько общеизвестны, «что от современного зрителя легко ускользает, что значила способность художника из множества деревенских впечатлений выбрать силуэт согбенной спины крестьянки, очертание понурой лошадки, хмурое небо, пригорок, на который взбираются сани, и создать из этого картину, хватающую за сердце, как заунывная песня» 1 . Цикл «заунывных песен» В.Г.Перова замыкает не менее знаменитая картина «Последний кабак у заставы» (1868). По сути эта работа изображает городской пейзаж. Главное событие в ней — пьяный загул крестьян, пропивающих последние деньги, заработанные в городе, — остается за рамками полотна. Однако смысл этого сюжета совсем не пейзажный. Полотно беспокоит зрителя напоминанием о вопиющей бедности и беспросветной людской темноте, ищущей забвения в вине. В 1870-е гг. В. Г. Перов отходит от скорби и пессимизма «шестидесятников» («Птицеловы», «Охотники на привале», «Рыболов»). И лишь в портрете Ф.М.Достоевского (1872) тема крушения народнических иллюзий, выраженная с огромной реалистической силой, вновь напоминает о себе. В 1863 г. в Петербургской Академии художеств случилось чрезвычайное событие: группа выпускников Академии во главе с И.Н.Крамским отказалась писать отчетную работу на одну и ту же — по правилам этого учебного заведения — тему, далекую от российской действительности. Молодым бунтарям пришлось покинуть Академию и организовать творческую группу — «Артель художников». С нее началась история знаменитого «Товарищества передвижных художественных выставок». Сама идея передвижничества продиктована несколькими соображениями.

Во-первых, это был своеобразный акт «хождения в народ»: выставки живописи устраивались по всей России, в том числе в маленьких провинциальных городках. Во-вторых, расширился рынок продажи полотен: бывшим «академикам», оставшимся без средств к существованию, нужны были деньги. И наконец, братство передвижников позволяло аккумулировать и воплощать на практике все самые неординарные, созвучные времени идеи. В движении передвижничества в разные годы принимали участие И.Н.Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н.Н.Ге, В.Г.Перов, И.Е.Репин, В.И.Суриков, А.К.Саврасов, В.М.Максимов, К.А.Савицкий, И.И.Шишкин, А. И.Куинджи, И.И.Левитан и др. Главой «Товарищества передвижных выставок» стал И.Н.Крамской (1837 — 1887), признанный авторитет, усилиями которого, кстати, сформировалась коллекция мецената П. М.Третьякова1 , доверявшего вкусу живописца и советовавшегося с ним по поводу каждой приобретенной картины. Внутренний облик И.Н.Крамского лучше всего передает его «Автопортрет» (1874), на котором представлен молодой еще мастер с упрямым взглядом исподлобья, говорящем о твердости жизненных позиций. Лучшая работа Крамского «Христос в пустыне» (1872) написана на евангельский сюжет 2 не так часто встречающийся у передвижников. Правда, сам художник, исповедующий по моде времени атеизм, говорил, что Христос на полотне — это не Бог, а выражение мыслей. Действительно, образ картины воплощает мучительную думу героя, стоящего перед нравственным выбором, цена которому — жизнь.

Имя другого передвижника — Н.Н.Ге (1831 — 1894) — стало известным с созданием им полотна «Тайная вечеря» (1863), также написанным на евангельский сюжет, который не раз находил отражение в мировой живописи 3 . Русский мастер вопреки всем традициям трактовал евангельскую психологическую сцену в жанрово-бытовой манере, характерной для передвижников, но вызвавшей неоднозначную реакцию современников. Образ Христа питал воображение мастера в течение всей последующей жизни. К своей лучшей работе на евангельский сюжет — картине «Что есть Истина? Христос и Пилат» (1890) — Ге шел более четверти века. За это время было написано немало портретов, а также полотно «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871), имевшее большой успех у публики и хвалебные отзывы критики. Но, видимо, ни исторические темы, ни образы современников не могли в полной мере удовлетворить стремление мастера к постижению «таинственного смысла» бытия. Работа над евангельским сюжетом — диалогом Иисуса Христа и Понтия Пилата — позволила Ге вплотную подойти к проблеме воплощения с помощью «правды факта» духовного начала жизни. На полотне изображена фигура изможденного Христа. Рядом, спиной к зрителям, — мощная фигура Пилата, в уверенном жесте задающего вопрос: «Что есть Истина?» Поиски надмирной Истины Ге продолжал всю жизнь.

За год до смерти он завершил полотно «Голгофа», о котором написал в письме к Л.Н.Толстому: «Радуюсь несказанно, что этот самый дорогой момент жизни Христа я увидел, а не придумал его». Начиная с 1860-х гг. в русскую живопись пришли многие талантливые жанристы, которым хотелось побеседовать со зрителем и о больных социальных проблемах, и о падении нравов, и о разнообразных бытовых ситуациях, как трагических, так и комических. Среди наиболее известных работ — «Неравный брак» В. В. Пукирева, «Славильщики-городовые» Л.И.Соломаткина, «Всюду жизнь» Н.А.Ярошенко, «На бульваре» В.Е.Маковского. Заглядывая в разные уголки российской действительности, художники открыли обычаи и праздники, в которых народ участвовал, что называется, всем миром. Так родились, по меткому определению критика В. В. Стасова, хоровые картины — многофигурные композиции, изображающие большие массовые сцены из жизни народа. Прекрасным мастером «хоровых картин» был В.М.Максимов (1844 - 1911), создатель известного полотна «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» (1875).

Художник представил бедную, но чисто прибранную крестьянскую избу, словно сцену, где разворачивается традиционный свадебный обряд, прерванный неожиданным появлением горбоносого, заросшего бородой старика, которого с почтением встречают хозяева. Впрочем, главное в картине — не колдун и даже не реакция напуганных гостей. Максимов прекрасно передал общий строй крестьянской жизни в единстве мудрых обычаев и предрассудков, раскрыл внутреннее состояние характерных народных типов. Особенно запоминается невеста — миловидная, но бледная и с явной тоской в глазах. Кажется, что именно ее тяжкую женскую долю оплакал Н.А.Некрасов в своих стихах: Велел родимый батюшка, Благословила матушка, Поставили родители К дубовому столу… Впервой я поклонилася — Вздрогнули ноги резвые; Второй я поклонилася — Поблекло бело личико; Я в третий поклонилася, И волюшка скатилася С девичьей головы… К шедеврам «хоровых картин» по праву принадлежит работа К.А. Савицкого (1844 - 1905) «Встреча иконы» (1878).

На полотне запечатлены противоречия духовной жизни «молящейся Руси», которые критически настроенный художник уловил со свойственной ему проницательностью. Он разделил своих героев на две группы. К первой из них относятся полупьяный поп и послушники; один из послушников, сторонясь любопытных глаз, с упоением нюхает табак, другой ждет момента, когда можно пустить по кругу чашку для сбора пожертвований. Церковнослужителям, заученно и без тени благоговения выполняющим свою работу, противостоят крестьяне — искренние в своей молитве, с надеждой уповающие к древнему образу святой Владычицы Богородицы. Выделенная среди коленопреклоненной толпы фигура учителя-разночинца напоминает о той громадной пропасти, что разделяла в те годы исконную народную веру и атеистические убеждения народников-радикалов.

Особая сфера живописи пореформенной эпохи — русский классический пейзаж, отразивший чувство сыновней любви к России. Пейзажами-настроениями стали называть произведения выдающихся мастеров, умеющих чувственно воспринимать природу. Развитие пейзажа как искусства, воплощающего состояние человеческой души, начинается с творчества А.К.Саврасова (1830— 1897). В 1871 г. на первой выставке передвижников было продемонстрировано его полотно «Грачи прилетели», которая стала считаться своеобразным каноном пейзажной живописи. Художник сумел с большой эмоциональной силой рассказать о переходной весенней поре, когда природа только начинает пробуждаться от зимней спячки и все вокруг наполняется благодатным запахом весны, создавая предчувствие любви, радостное умиротворение, надежду на счастье. После знаменитого пейзажа «Грачи прилетели», десятками растиражированного автором по многочисленным просьбам любителей живописи, А.К.Саврасов писал и другие полотна. Однако в нашем сознании художник остался творцом одного шедевра, ставшего символом русской весны. Русский пейзаж с его выразительной, открытой эмоциональностью всегда вызывает ассоциации с музыкой.

И если поэтичный нежный пейзаж Саврасова «звучит» как лирическая мелодия Чайковского, то работы И.И.Шишкина (1832—1898) вызывают в памяти былинные образы Бородина, монументальные и могучие. Шишкин сохранил в своих картинах элементы традиционного строгого классического пейзажа, отдавая предпочтение большим по размеру, панорамно развернутым видам. Певцом одной темы — настроением благодати, разлитой но родной земле, — предстает художник в лучших своих работах: «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869), «Рожь» (1878), «Среди долины ровный» (создана по мотивам популярной народной песни; 1883), «Лесные дали» (1884), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубовая роща» (1887), «Дубы» (1887), «Утро в сосновом бору» (1889) и др. Первозданная мощь и сила русской природы придают его полотнам яркую индивидуальность. Отличительной особенностью таланта А.И.Куинджи (1841 — 1910) было поразительное умение создать на реальной основе образы природы, отмеченные необычными эффектами света. В 1876 г. им была написана картина «Украинская ночь», ставшая настоящей сенсацией. В ней художник запечатлел пейзаж, сопоставимый с искусной театральной декорацией. Одно из самых значительных мест в истории русской живописи принадлежит В.Д.Поленову (1844— 1927). В 1878 г. художник впервые участвовал в выставке передвижников и имел громкий успех: публике был представлен знаменитый пейзаж «Московский дворик» (1878). На полотне — московская «сельская усадьба», маленький патриархальный уголок русской земли, запечатленный с трепетной любовью. Последующие картины художника — «Бабушкин сад» (1878) и «Заросший пруд» (1879) — закрепили за Поленовым славу одного из лучших отечественных пейзажистов, но главные и наиболее глубокие его творения были впереди. Речь идет прежде всего о большом полотне «Христос и грешница» (1886-1887). Обращаясь к строкам Священного Писания, В.Д.Поленов избрал свой, глубоко выстраданный путь воплощения вечного сюжета. Христос у художника — простой, добрый человек, в его образе нет какой-либо символики, грешница — не лишенная красоты, бедно одетая и страшно напуганная женщина.

Однако в образах этого полотна есть главное — присутствие правды истории, ощущение реальности происходящего, своеобразное свидетельство «очевидца», воплощенное с большой душевной теплотой. Но далеко не всем были понятны «правда факта» и «тихая красота», воспроизведенные мастером. Картина была запрещена цензурой к публичному показу, поскольку Христос на ней выглядел совсем «не святым». Император Александр III оказался более прозорлив: он приобрел полотно для своего музея, тем самым поддержав Поленова в трудной жизненной ситуации. Выдающиеся достижения русского реалистического искусства связаны с творчеством И.Е.Репина (1844— 1930).

Первым крупным произведением, сразу выдвинувшим Репина в ряд самых известных художников России, стала картина «Бурлаки на Волге» (1870—1873). Образ бурлаков не впервые привлек внимание «шестидесятников». Вспомним хотя бы строки «рыдающей музы» Н.А.Некрасова: Выдь на Волгу. Чей стон раздастся Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется, То бурлаки идут бечевой. Но образ репинских бурлаков совсем иной. На полотне нет «стонущего народа», взывающего к помощи. Художник с высокой степенью реализма показал тяжелую мужскую работу, выполняемую дружной артелью, выделив при этом разнообразные типы простых тружеников — от жизнеспособных и стойких до изнемогших, вот-вот готовых свалиться в прибрежный песок. На протяжении своей большой творческой жизни Репин обращался к разным темам, сюжетам, жанрам живописи. Но более всего художника ценили как мастера реалистического портрета.

Свой знаменитый портрет «Протодьякон» (1877) Репин писал с натуры. Крупный, с густой бородой, персонаж изображен сочно и темпераментно. В образе нет ни капли христианского смирения: именно такие священнослужители, мощные и сильные, встречаются в русской истории то в рядах раскольников, то на полях сражений. Реалистичности И. Е. Репин достигает и в портрете М. П. Мусоргского (1881). Портрет писался за несколько дней до смерти композитора. Художнику удалось передать внутреннее состояние гениального человека, предчувствующего скорую кончину, готового спокойно и достойно завершить земной путь. В 1880-е гг. Репина привлекала тема судьбы народников-«шестидесятни- ков», посвятивших себя революционной борьбе. Этой теме посвящены три работы — «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали». Наиболее глубоким по замыслу является полотно «Не ждали» (1884— 1888), где показано возвращение народника из ссылки в родной дом. В картине заключен немой вопрос: нужны ли обществу деяния героя, результат которых сломал жизнь стольким людям? Сам Репин, как и большинство его современ- ников-«шестидесятников», не был готов ответить на него. Он лишь призывал общество быть милосердным к тем сынам России, которые пожертвовали молодостью, благополучием семьи и здоровьем во имя пусть утопической, но высокой идеи. Среди исторических полотен И.Е.Репина самой известной является, конечно же, картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891).

Образы полотна, колоритные и яркие, излучают силу духа, здоровье, юмор. Смысл послания очевиден без всяких слов: бравые вояки издеваются над грозным восточным деспотом в полной уверенности, что сумеют его одолеть. Среди возвышенных философско-религиозных или, наоборот, подчеркнуто «заземленных» жанровых сюжетов живописи пореформенной эпохи искусство В.В.Верещагина (1842—1904) кажется исключением. Он был мастером батального жанра и знал войну не понаслышке. Много путешествуя по свету, художник в 60-е гг. XIX в. принимал участие в военных действиях русской армии в Туркестане, сделав немало рисунков и этюдов с натуры. Вершиной его творчества стала картина «Апофеоз войны» (1871 — 1872), обличающая несовместимые с человечностью фанатизм и варварство. В картине фактически нет сюжета: художник изобразил в пустыне на фоне полуразрушенного города груду черепов, над которой кружит воронье.

Смысл этого скупого, но яркого по воздействию на зрителя символа он расшифровал словами, написанными на раме полотна: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Выразителем зрелого исторического мышления в изобразительном искусстве стал гениальный русский живописец В.И.Суриков (1848— 1916). Три великие картины мастера передают переломные моменты допетровской, петровской и послепетровской эпох. Первая из них — «Утро стрелецкой казни» (1881) — многофигурная «хоровая» композиция, колоритная и динамичная. На полотне выведены две исторически противоположные друг другу общественные силы — стрельцы, осужденные на казнь, окруженные охваченной ужасом толпой, и подчиненные царю Петру регулярные войска, стройными рядами выстроившиеся вдоль кремлевской стены. Картина производит впечатление страшной трагедии, которая оставила неизгладимый след в русской истории.

Полотно «Ментиков в Березове» (1883) — групповой портрет сподвижника Петра I с дочерьми. Некогда всесильный «полудержавный властелин» (А.С.Пушкин) показан в ссылке, в промерзлой избе — наедине со своими скорбными думами. Художник открыл в Меншикове человека в нераздельности добрых и дурных качеств, а в униженной гордыне героя показал следы незатоитанного величия, что привносит в картину довольно неожиданный мотив апофеоза сильной личности. Как писал М. В.Алпатов, «существует много картин, о которых можно сказать, что в них все хорошо выполнено, умело слажено, разумно устроено. Но лишь перед истинными шедеврами возникает ощущение, что иначе, чем это сделано мастером, и быть не могло. К числу таких произведений принадлежит "Меншиков в Березове"»1 . В картине «Боярыня Морозова» (1887) сосредоточен весь опыт высокого русского реализма классической эпохи. Тема героя и толпы решена Суриковым с монументальным размахом. Фанатизм боярыни Морозовой, яростной раскольницы, остается без ответа — народ не внемлет ее призывам к ненависти и насилию. Лишь один юродивый повторяет двуперстие боярыни, вознесенное над народом. Но его жест — это скорее знак прощения и благословения. Обратим внимание: в пышном многоцветье одежд россиян, пришедших посмотреть на Морозову, черная одежда раскольницы воспринимается как знак уходящего в прошлое древнерусского мира. Красота суриковского полотна уподобляет ею декоративному панно, и в этом исследователи-искусствоведы находят предвосхищение будущего развития русского изобразительного искусства.

Подобно многим своим современникам, к 1990-м гг. В.И.Суриков освобождается от трагического восприятия русской истории и народных судеб. Полотно «Взятие снежного городка» (1891), сочными лубочными красками изображающее народное гуляние на Масленой неделе, наполнено радостным впечатлением от традиций здоровой и полнокровной народной жизни. Одна из последних работ мастера — «Переход Суворова через Альпы» (1899). На полотне момент крупной военной операции, унесшей не один десяток солдатских жизней, трактован, вопреки правде истории, почти как сказочная зимняя потеха. Съезжающие в пропасть смеющиеся солдаты (на лицах которых как бы написано: «Эх, где наша не пропадала!»), красиво гарцующий на коне у самой бездны полководец: это своего рода «маска», за которой скрывается реальный драматизм ситуации. Еще более «театральной» кажется последняя работа Сурикова «Степан Разин» (начата в 1903), где историческая достоверность окончательно уступила место декоративной и колористической выразительности.

Рапацкая Л.А. История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века) : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 384 с

 

Другие новости и статьи

« Елена Глинская – великая княгиня Московская

Предвосхитивший время: офицер «Авроры» И.И. Голенищев‑Кутузов »

Запись создана: Понедельник, 13 Сентябрь 2021 в 0:16 и находится в рубриках Николаевская армия, После Крымской войны, После Русско-японской войны.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика