9 Август 2019

В поисках «русского стиля»: архитектура и скульптура второй половины XIX в.

oboznik.ru - В поисках «русского стиля»: архитектура  и скульптура второй половины XIX в.
#культура#архитектура#скульптура

Своеначальный, жадный ум, —
Как пламень, русский ум опасен:
Так он неудержим, так ясен,
Так весел он — и так угрюм…
Он здраво мыслит о земле,
В мистической купаясь мгле.
В. И. Иванов

Я верю, что нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма, — это уже поистине и дело народное, и дело высочайшего искусства… В. М. Васнецов

Зодчество пореформенной эпохи на первый взгляд кажется весьма далеким от острых социальных проблем современности, зеркалом которых были другие искусства.

Кажется, что идеалы народничества вовсе не волновали архитекторов. Но это действительно первое и не окончательное впечатление. Достаточно вспомнить историю архитектуры предшествующих десятилетий. Начиная с петровских реформ XVIII в. именно зодчество внесло главный вклад в освоение европейского опыта классицизма, указав путь к гармоничному сочетанию «своего» и «чужого». Именно зодчество — русский ампир — воплотило в начале XIX в. самые грандиозные идеалы патриотизма и государственности. И все же классицизм, подаривший России дворцовый Санкт-Петербург, способствовавший обновлению Москвы и многих других древнерусских городов, к середине XIX в. себя исчерпал. Идеалы народности и национальной характерности, пестуемые русской общественной мыслью, пришли в противоречие с классицистскими установками на монументальную строгость и стройность без намека на самобытность.

Поиски нового — «своего» — пути в русской архитектуре пореформенной эпохи шли непросто. Многие исследователи считают вторую половину XIX в. временем архитектурной эклектики — пестрого смешения разных исторических стилей. Действительно, в моде было копирование, имитация внешних примет архитектурного прошлого, а при составлении проекта во внимание принимались прежде всего вкусы и потребности богатого заказчика. Так что в строениях пореформенных лет можно неожиданно встретить и дворец в стиле итальянского палаццо эпохи Возрождения, и здание, украшенное безделушками в стиле рококо, и помпезные частные дома, фасад которых повторяет внешние приметы классицизма.

И все же думается, что «повторение пройденного» не было сутью развития русской архитектуры пореформенной эпохи. Постепенно освобождаясь от магии европейского классицизма, русские мастера упорно искали свои, «почвенные» начала зодчества. Первым шагом на пути обновления архитектуры стало рождение «русского стиля». «Русский стиль» — своеобразный отклик народничеству. Он сформировался на почве повсеместной увлеченности мастеров фольклором и народными промыслами.

В связи с этим необходимо вспомнить о деятельности Абрамцевского кружка, возникшего при инициативе С.И.Мамонтова (1841 — 1918) — богатого российского промышленника и известного мецената. В живописном подмосковном имении Абрамцево он открыл художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества в резьбе по дереву и майолике’. Само же имение в течение двадцати лет (1870—1890) было пристанищем многих великих русских художников. Здесь бывали В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.А.Серов. И не только бывали, но подолгу жили и работали, экспериментируя с образцами народного искусства. Сегодня каждому, кто приезжает в Абрамцево, обязательно покажут небольшую церковь в «русском стиле» (1881 — 1882), возведенную по проектам В. М.Васнецова и В.Д.Поленова, продемонстрируют затейливый «Теремок» (1873), имитирующий деревянную крестьянскую избу с резным крыльцом, возведенную зодчим И.П.Ропетом (И.П.Петровым).

Мода на красочную древнерусскую декоративность, почерпнутую из московской старины, довольно быстро распространилась в среде архитекторов и получила поддержку официальных кругов, озабоченных застоем в развитии национальных градостроительных идей. Характерной чертой «русского стиля» стала имитация в каменном зодчестве элементов древнерусской, в том числе деревянной, архитектуры и различных видов народного творчества (одежды, домашней утвари, глиняных поделок, узорчатой вышивки и пр.). По выражению одного из современников, новые здания стали украшать «мраморными полотенцами и кирпичными вышивками». Вспомнили архитекторы и о шатровых московских храмах XVI в., некогда запрещенных к строительству и незаслуженно забытых.

Шатры и узорочье как исконно русские атрибуты зодчества придали зданиям пореформенных десятилетий яркий, пестрый, часто чрезмерно украшенный вид, гармонирующий со старой столицей, но чуждый европейской красоте Санкт-Петербурга. В 1882 г. было завершено сооружение храма Воскресения Христова (в народе его назвали «Спасом на Крови»), воздвигнутого по проекту А.А. Парланда и архимандрита Игнатия в центре Санкт-Петербурга на том самом месте, где пролил кровь император Александр II1 . Храм поражает не только своими размерами, но и обилием мозаичных украшений, которыми покрыты все его стены от пола до потолка. Думается, что этот архитектурный образ запечатлел традиционную для XIX в. идею единения «православия, самодержавия, народности» .

Чертами «русского стиля» отмечены и такие крупные постройки 80—90-х гг. XIX в. в Москве, как Исторический музей (авторы проекта — А.А.Семенов и В.О.Шервуд), Городская дума (архитектор Д.Н.Чичагов), Верхние торговые ряды (архитектор А.Н.Померанцев). Обратим внимание: каждое из этих зданий имеет четкий, ясный план, отвечающий его функциональной принадлежности. Однако внешняя оболочка совершенно намеренно маскирует эти современные черты в угоду архаичным декоративным украшениям, обильно покрывающим стены. Некоторые искусствоведы в подобной «боязни пустоты» видят упадок монументального мышления русских зодчих и утрату «большого стиля». Однако, как мы убедимся позднее, из «хорошо забытого старого» все же родится новый национальный «большой» архитектурный стиль. В пореформенную эпоху, когда архитекторы искали новые формы выразительности, распался традиционный для искусства классицизма союз зодчества и ваяния. О крупных ансамблях, сочетающих градостроительные решения со скульптурными украшениями, пришлось забыть, поскольку не находилось желающих финансировать дорогостоящие работы. Создавались лишь отдельные городские монументы, в числе которых следует отметить работы знаменитого скульптора М.О.Микешина (1835— 1896), автора памятников «Тысячелетие России* в Новгороде (1862) и Богдану Хмельницкому в Киеве (1869 — 1888). Самым известным городским монументом пореформенной эпохи по праву считается бронзовый памятник А. С. Пушкину в Москве (1880) работы скульптора А.М.Опекушина (1838—1923).

В этом творении удачно совместились историческая конкретность образа с поэтичным, лирическим его звучанием. Избежав ложной патетики в возвеличивании любимого русского поэта, скульптор наделил своего героя чертами мыслителя-романтика, погруженного в себя, но готового к дружескому несуетному общению. А.М.Опекушин создал целую галерею памятников, увековечивших образы замечательных людей России. Именно он выполнил фигуры Суворова, Державина, Потемкина, Чичагова и др. для статуи Екатерины II в Санкт- Петербурге (автор статуи — М.О.Микешин). По проекту Опекушина сооружен памятник М. Ю.Лермонтову в Пятигорске (1889). Утраченное воссоединение архитектуры и скульптуры, характерное для нового, «большого», стиля произошло в памятнике, история которого насчи-

тывает почти два столетия. Речь идет о храме Христа Спасителя — символе русских православных духовных традиций и символе великой России. О нем мы поговорим более подробно. Еще в декабре 1812 г. председатель Общества поощрения художеств П.А. Ки- кин в письме к известному государственному деятелю, писателю А.С.Шишкову высказал предложение соорудить в Москве храм Христа Спасителя, дабы увековечить память павших за спасение Отечества в 1812 г. В нем, в частности, говорилось: Я мыслю, что памятник сей соответствовать должен во всем цели своей и времени… Война сия, по-видимому, долженствовавшая решить судьбу России, потрясти основания гражданских и политических связей ея и даже самой веры, не есть обыкновенная; почему и памятник должен быть таковой же…

И так сердце мое и ум согласно требуют воздвигнуть храм Спасителю в Москве, под именем Спасского собора, который один может во всех отношениях удовлетворить ожиданию каждого. Я говорю в Москве, ибо там. в сердце России, надменный враг чаял нанести смертельный удар народу русскому; там дерзнул он на святотатство, там Провидение положило предел пагубным замыслам на род человеческий; там началась гибель несметных сил вражеских. Воздав Божие Богови, теснее сопряжемся с верою и потомством; навсегда иметь будем перед глазами памятник признательности нашей к Нему, а не кичения, приписывая все к себе… В оном храме непременно должно соорудить придел в память умерших на поле чести, коих имена вырезать на досках медных: нижних чинов число с означением токмо полков; дворянства — всего поименно; ибо утешительно матери читать имя сына своего или сыну отца, положившего голову в священную минуту зашиты оскорбленного и гибнувшего Отечества.

Надпись на фронтоне, по моим мыслям, лучше быть не может и сообразнее цели сего памятника <…>: «не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу. Через восемь дней после отсылки письма царь Александр I издал манифест, объявляющий о сооружении храма и о конкурсе на лучший проект. В нем приняли участие самые именитые мастера того времени — А. Н.Воронихин и В.П.Стасов, А.И.Мельников и О.И.Бове, А.Д.Захаров и Д.И.Жилярди. Все они тяготели либо к грандиозным классицистским решениям в духе петербургского Казанского сбора, либо к традициям античной итальянской архитектуры. Например, сохранился проект выдающегося зодчего Дж.Кваренги, увидевшего московский храм-памятник в образе римского Пантеона. Победителем конкурса стал А.Л.Витберг (до принятия православия — Карл Магнус, 1787—1855), обрусевший швед, выпускник петербургской Академии художеств по классу живописи. Приход этого одаренного человека в архитектуру был довольно неожиданным, но он был искренне увлечен идеей создания «народного храма» и после полугода самостоятельных занятий зодчеством нашел в себе силы для работы над грандиозным проектом, которая увенчалась успехом. Витберг предложил возвести церковь на Воробьевых юрах, которые Александр I называл «короною Москвы». Церемония закладки храма состоялась в октябре 1817 г. Однако Витберг оказался плохим организатором. Строительство растянулось на долгие годы, а затем и вовсе было прекращено по решению царя Николая I, которого не удовлетворили ни проект, ни место сооружения, признанное специалистами опасным из-за плохого грунта. Но идея памятника не пропала.

По просьбе московского генерал-губернатора Д. В. Голицына был объявлен новый, второй по счету, конкурс, в котором вновь приняли участие известные архитекторы — О. И. Бове, В. П.Стасов, А. И. Мельников. А. П. Брюллов. Победителем стал К.А.Тон (1794—1881) — его проект сделал молодого и никому ранее не известного архитектора российской знаменитостью. К.А.Тон не пошел по стопам своих предшественников и уже не пытался повторить величавые классицистские строения начала XIX в. Зодчий, сообразуясь с духом времени, увидел храм Христа Спасителя сквозь призму традиций древнерусской архитектуры. С его проекта началось обновление центра Москвы в «русском стиле», о котором говорилось выше. И не только Москвы. Овеянная авторитетом храма Христа Спасителя, мода на строительство церквей, сохраняющих вкус древнего византийского зодчества, распространяется во многих российских городах. Достаточно сказать, что по проектам К. А. Тона были сооружены соборы в Томске, Красноярске, Ельце, Тихвине и других городах. Любимец императора Николая I, К.А.Тон получал самые ответственные заказы и блестяще с ними справлялся. Ему принадлежат проекты Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты в Московском Кремле, первых железнодорожных вокзалов в Москве и Санкт-Петербурге, пристань со сфинксами на Неве у Академии художеств и др. Закладка нового храма Христа Спасителя на берегу Москвы-реки состоялась 10 сентября 1839 г.

Храм как бы смотрел на древний Кремль, что придавало центру города законченный, гармоничный вид. Торжество, ставшее всенародным праздником, приурочили к двадцатипятилетию окончания войны с Наполеоном и открытию на Бородинском поле памятника великой битвы. Работая над проектом храма Христа Спасителя, К.А.Тон ориентировался на древнерусскую церковь, форма которой восходит к византийскому пятику- польному четырехстолпному собору, имеющему в плане равноконечный крест. Вознесшись своей стройной громадой над Москвой, храм стал не только великим духовным символом, но и огромным музеем, собравшим бесценные памятники скульптуры и живописи, составившие грандиозный ансамбль искусств, не имеющий аналогий в мировой художественной культуре. Всю работу по выбору сюжетов скульптурных и живописных украшений проделали высшие иерархии Русской православной церкви, московские митрополиты. Они стремились к тому, чтобы религиозная символика сочеталась с историей России.

Как пишет современный исследователь, «храм Христа Спасителя представляет один из самых грандиозных в истории не только отечественного, но и мирового искусства пример синтеза разных видов изобразительного искусства. Скульптура на фасадах и живопись в интерьерах вошли в архитектуру на основе принципов, неизвестных не только древнерусскому искусству, в духе которого сооружался храм Христа Спасителя, но своему непосредственному предшественнику — зодчеству классицизма, где скульптурный декор широко применялся в гражданском и культовом строительстве. В масштабах искусства прошлого и текущего столетия храм Христа Спасителя представляет явление исключительное как по объему использования скульптуры, так и по содержательности и тщательности на фасадах и дверях» .

Примером может служить западный фасад храма. Центральная скульптура изображала Иисуса Христа, благословляющего каждого, кто входит в собор. По сторонам в медальонах располагались святые покровители русских императоров — Александр Невский, Николай Мирликийский. Далее следовало символическое изображение небесных сил, помогающих русским войскам на полях сражений. Всего же для фасада храма Христа Спасителя было выполнено шестьдесят горельефов: из них внизу — восемь многофигурных композиций, сорок фигур по сторонам входов и окон, двенадцать икон в закомарах в верхней части. Создал большую часть этих скульптурных шедевров выпускник петербургской Академии художеств А. В.Лугановский (1810— 1855), органично соединивший в своих творениях черты предшествовавших «больших стилей» (барокко и классицизма) с мотивами древнерусских соборов.

Огромную ценность представляла религиозная живопись храма, над которой трудились многие выдающиеся русские мастера — А.И.Резанов, Л.В.Даль, В.П.Верещагин, Ф.А.Бруни, Г.И.Семирадский, К.Е.Маковский, И.Л.Прянишников, И.Н.Крамской, В.И.Суриков и др. Предметы церковного обихода заказывались и выполнялись по рисункам художников на лучших фабриках России. Возводили храм Христа Спасителя не только на средства государственной казны, но и на народные пожертвования. Торжественное освящение храма Христа Спасителя состоялось в 1883 г. Просуществовал он без малого полвека и был взорван в 1931 г. Свидетель варварского уничтожения святыни С.Т.Аксаков писал: По гениальной мысли Тона, Ты был в величии простой, Твоя гигантская корона Горела солнцем над Москвой. С тобой умолкли отголоски Великого Бородина, Исчезли мраморные доски И с ними храбрых имена. <…> Мне жаль художников и зодчих, Большой сорокалетний труд; И примириться мысль не хочет, Что храм Спасителя снесут.

Рапацкая Л.А. История художественной культуры России (от древних времен до конца XX века) : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 384 с

Другие новости и статьи

« Информационное поле «Холодной войны»

Национальное и общечеловеческое в музыке Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского »

Запись создана: Пятница, 9 Август 2019 в 1:00 и находится в рубриках Начало XIX века, Николаевская армия, После Крымской войны.

метки: , ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика