Не ту страну Греф назвал дауншифтером
Ровно год назад мы говорили о много нашумевшем фильме "Левиафан", авторы которого освоили бюджет фильма и приложили массу усилий для того, чтобы негативно-пессимистической кинокартиной вогнать зрителей в культуру "деграданса" с характерными признаками отсутствия идей личного и общественного развития [1]. В ходе рассуждений было осознано, что санкции против России таким образом дополняются духовными, вкрапывающими в сознание людей деморализующие картины-образы своей страны.
Минувший 2015 год был насыщенным и сложным. Известно, как менялся геополитический, экономический и правовой фон в мире, но при этом на волне празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. отмечался подъем российского патриотизма и государственнических настроений.
2016 год начался с финансовых потрясений. Логично говорить о том, что на фоне переживаемых страной и обществом роста цен, понижения курса рубля по отношению к иностранным валютам и неизбежный секвестр бюджета государственные люди должны генерировать идеи и направлть усилия на разрешение первоочередных насущных проблем. Каждый должен вносить свою частицу позитивно-положительного на своем месте, в силу своих обязанностей и смысла государственной службы в целом. Совсем нелогично констатировать бессилие, проигрыш, а тем более распространять это в СМИ в виде уничижительных слов о своей стране.
Однако примеры алогичного не заставляют себя ждать. Так, 15 января президент Сбербанка РФ Герман Греф, выступая в РАНХиГС на на площадке "Будущее невозможного" Гайдаровского форума назвал Россию страной-дауншифтером, которая проиграла конкуренцию другим государствам. Звучит неласково и непатриотично. Известно, что английское слово «дауншифтер» потеряло в России свое первоначальное значение. Для Запада это осознанный отказ от успешной карьеры, потеря в деньгах в целях душевного спокойствия и нарочито простой жизни. Имеются и другие варианты трактовок. Так, по словам вице-спикера Госдумы Николая Левичева, слово «дауншифтер» в английском сленге используется в значении «неудачник». Невольно вспоминается фраза: «Как Вы яхту назовёте, так она и поплывёт» из мультфильма “Приключения капитана Врунгеля”, где описывается случай, когда от корпуса яхты, снаряженной для кругосветной регаты и названной по этому случаю «Победа» (хорошо понятна попытка команды Врунгеля в качестве ономатета придать сущность именем собственным и одержать таким образом победу в регате), отваливаются первые две буквы названия и яхта таким образом вынуждена отправиться в путешествие с именем «Беда», в результате чего экипажу судна приходится преодолевать многочисленные трудности в процессе путешествия.
Хорошо известно, что важнейшая сила, действующая на сознание людей — это слова. Величайшая книга мудрости всех времен и народов — Библия. Первая строка Евангелия от Иоанна (Новый Завет) начинается с важной мысли: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Всю величайшую мудрость, равно как и программируемую глупость мы получаем через слова. И крен в сторону глупости замечается многими, вследствие чего появляется огромное количество ошибок, заблуждений и трагедий.
Еще представляется, что исходя из смысла слова, для масштаба нашей огромной страны возможно здесь скрыт очередной посыл обществу "затянуть пояса"? Как расшифровать неблагозвучное для русского ума понятие, использованное Грефом для характеристики России ломают головы журналисты многих изданий в стране.
Обсуждаемая возмутительная орация главы крупнейшей финансово-банковской структуры РФ (главным ее акционером является государство) содержала постулат о наступлении конца нефтяного века и о наличии всего единственного шанса страны - триада "наука - образование - бизнес" при коренной смене качества всех государственных институтов. Людям в шансе места не нашлось, хотя любой грамотный управленец с ходу скажет, что 90% успеха - это люди.
На какие средства возможно в корне изменить качество всех институтов в стране (после долгих лет многочисленных изнурительных реформ) и механизм исполнения этой идеи Германом Оскаровичем предложен не был. Констатация проигрыша прозорливо дополняется фразой: «будущее настало раньше, чем мы его ожидали. Мы сегодня уже находимся в этом будущем. Welcome to the future!». Так в нашу жизнь, как еще заметил С.Г. Кара-Мурза (в книге "Манипуляция сознанием") превносятся слова-амебы в привлекательной иностранной оболочке. Важный признак слов-амеб - их кажущаяся научность. Следующий посыл можно предположить, будет такой, как известный всем молодым поколениям последних десятилетий - "Game over".
Так в реальную жизнь на волне научных конференций и публичных диалогов от авторитетных ораторов в атмосферу вливается бесконечная "турбулентность", непременно требующая "перезагрузку" в виде "реформ всего". И после десятилетий этих перестроек оказывается "мы проиграли" и надо в "корне" менять ни много ни мало "все институты, действующие в государстве". Кстати вспомнить, еще апреле 2015 года Греф заявлял, что первая реформа, в которой нуждается Россия, — это реформа «абсолютно неэффективной системы управления». «Россия сейчас не готова ни к каким реформам… Как только мы эту реформу сделаем, вот тогда можно будет проводить все остальные». Менять надо всю страну, выходит это не реформы, а целая революция в проигравшей, неэффективно управляемой стране. Весьма прогрессивная идея в нелегкое для страны время!
Ситуация еще больше усугубляется тем, что Греф призывает "радикально поменять модель образования". Здесь он дает конкретный совет: от детского сада до вуза, отказаться от "старой советской системы образования - напихивания детей колоссальным объемом информации" и включиться в технологическую революцию. Исторический опыт о том, что в СССР все было сделано за счет внутреннего человеческого ресурса, а страну вывела на передовые позиции система образования во внимание не принимается. По такому совету можно сделать вывод, что достаточно детям раздать кратенькую инструкцию по использованию революционных технологий и они будут готовы шагнуть смело в мир будущего, а колоссальные объемы информации останутся в компьютерах. А кому что нужно познать - "гугл в помощь"?
Пофантазируем и вспомним гения технологий. Стив Джобс всегда мечтал о том, чтобы его гаджетам не требовалась инструкция по применению и любой человек от ребенка до бабушки мог интуитивно понимать на какие кнопки нажимать, чтобы послушать музыку, посмотреть видео или купить по банковской карточке игрушку для развлечения. Соединив идею "ненапихивания" детей информацией с возможностями технологичных гаджетов получается выгодный симбиоз. Welcome to the future! Так можно выдать человеку гаджет с краткими инструкциями по жизни в стиле комиксов и он будет всю жизнь в своей виртуальной реальности с подсказками на экране. Школы и университеты не нужны - все знания есть в планшете. А огромные сэкономленные деньги на систему образования можно потратить на финансирование "реформ" всех институтов государства!
Но пожалуй можно согласиться с одной из мыслей Грефа о том, что электронное обучение не решает проблемы образования. Интернет, гаджеты, планшеты, электронные учебники так и не смогли поспособствовать качественному скачку в образовательной системе. С ними должна быть определенная система работы. В безсистемной среде доступная информация достается учащимся, они плодят тонны плагиатных рефератов, а интернет в большей части развлекает школьников и студентов, отвлекает их от учебы. Сознательных и собранных, использующих информационные технологии достаточно эффективно для учебы и повседневной жизни наберется не так много. Конечно, контроль плагиата со стороны преподавателей организован, но в целом он также проблемы эффективности образовательного процесса не решает.
Сложно не согласятся с мыслью о том, чтобы решать проблемы нужна соответствующая моральная атмосфера и творческая обстановка. При этом очень важно, чтобы людям не мешали выполнять задачи, и не приносили таким образом вреда выполнению общему замыслу. Наносить вред можно материально или морально, наносить вред можно простыми словами. И сейчас не самое удачное время через иностранные слова вкладывать уничижительное культорологическое содержание в жизнь своей страны и громогласные приговоры всему обществу. Все люди работают в разных коллективах, имеющих свои особенности. Однако ведь не принято выливать негатив на свою компанию или организацию, попросту потому, что потом можно долго искать работу. А уж принимать такую практику в коллективе целой страны абсолютно неприемлемо!
Конечно, реакция на слова чиновника не заставила себя ждать. После заявлений Грефа вице-спикер Госдумы Николай Левичев призвал его добровольно уйти в отставку. Председатель Совета директоров Института анализа политической инфраструктуры Евгений Витальевич Туник считает, что в нынешней ситуации кризиса нужно быть более осторожными в своих высказываниях, заявления такого рода могут носить взрывоопасный характер. Подобная выходка дает основания не только для отставки Грефа, но и всего правительства. Евгений Витальевич утверждает, что сегодня там работают совершенно неквалифицированные работники, которые получают зарплаты, в десятки раз превышающие средние зарплаты граждан. Именно эти господа несут ответственность за текущее экономическое положение дел. Не припомню, чтобы работа Грефа на посту министра экономического развития Российской Федерации хоть немного изменила к лучшему положение дел в стране», — добавил Евгений Витальевич Туник.
На уровне Кремля дана более сдержанная оценка. Пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков, комментируя слова главы Сбербанка, заявил, что «Греф не является членом Кабинета министров и имеет полное право на свою точку зрения». Д. Песков также отметил, что в Кремле не присоединяются к тому или иному мнению по поводу высказывания Грефа, и напомнил слова президента РФ В.Путина о том, что экспертная дискуссия – это всегда позитивный процесс, поскольку в ее рамках идет цивилизованный обмен мнениями и ищется истина.
Остается только добавить, что для придания этой самой позитивности в дискуссиях необходимо придерживаться определенных правил и осторожности в вынесении приговоров великой стране с многовековой историей, иначе "изменение концепции общественного подхода" пойдет опять по ошибочному пути и мы за 10-20 лет еще растратим национальных богатств на много триллионов рублей опять опять придем к тому, что надо будет в корне менять "все государственные институты", так и не поняв, какими же они должны быть после всех реформ.
Для справки. Герман Греф возглавлял Министерство экономического развития и торговли России с 18 мая 2000 года по 24 сентября 2007 года. С октября 2007 года Греф является председателем правления Сбербанка. Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени.
1. Р.А. Дорофеев, В.В. Головинский. России не нужен «Левиафан» [Электронный ресурс] /Информационно-тематический портал "Обозник. История тыла российской армии" Oboznik.ru 22 января 2012 в 01:34.-url: http://www.oboznik.ru/?p=39106
Р.А. Дорофеев, В.В. Головинский, специально для Oboznik.ru
Другие новости и статьи
Патриотическое воспитание студентов на примере героизма советских спортсменов в битвах за Родину »
Запись создана: Среда, 27 Январь 2016 в 10:08 и находится в рубриках Новости.
метки: В.В. Головинский, Р.А. Дорофеев, новости, патриот, патриотизм, Россия, бюджет, родина, экономика, страна
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика