Публичные ценности государственного управления: социологический аспект



Публичные ценности государственного управления: социологический аспект

oboznik.ru - Публичные ценности государственного управления: социологический аспект
#ценности#управление#госуправление

Публичные ценности являются важной категорией государственного управления. Разделяемые властью и обществом ценности способны направлять внутреннюю и внешнюю политику по правильному пути, в случае если ценности, которым привержены власть и общество сходны. А что если власть и общество имеют совершенно разные системы ценностей? С целью получения ответа на этот вопрос нами было проведено пилотажное исследование в формате экспертного опроса служащих и специалистов образовательных учреждений, подведомственных Комитету по культуре Санкт – Петербург.

Для выяснения, какие публичные ценности доминируют в российском обществе, была подготовлена анкета и проведен опрос среди участников научно - практического семинара «Государственная национальная политика в Российской Федерации». В опросе принимали участие 41 человек. Анкета содержит перечень публичных ценно стей, среди которых участникам опроса предлагается выбрать те ценности, которые разделяют сами участники опроса; ценности, которые, по их мнению, должны в первую очередь быть в основе государственного управления; ценности, которые, по их мнению, разделяет власть в настоящее время; ценности, которые, по их мнению, доминируют в российском обществе. Далее участникам предлагается проранжировать ценности в порядке их значимости для респондента.

В список включены 12 публичных ценностей: «сильное государство», «д емократия», «справедливость», «свобода», «стабильность», «верховенство закона», «толерантность», «традиционность», «национализм», «патриотизм», «солидарность», «открытость». При разработке инструментария и ценностей, входящих в настоящий список, автор опи рался на исследования современных ученых по данной проблематике, а именно на работы Селезневой А.В. [1, 2], Степанщиенко О.В. [3], Магуна В.С. и Руднева М.Г. [4, 5, 6], Шестопал Е.Б. [7], Богдана И.В. [8]. Итак, по результатам проведенного исследования был и полученные следующие данные.

Абсолютное большинство респондентов отдали личное предпочтение таким ценностям как « справедливость » (61%), « сильное государство » (59%), «с табильность » и « верховенство закона » (51%), а также « патриотизм » (49%). Меньше всего лю дей – 7,3% разделяют такие ценности, как « национализм » и « солидарность ». В качестве других вариантов ответа некоторые опрошенные предлагали такие ценности, как «воспитанность», «развитая экономика», «великодушие», «социализм». В общей сложности такие ответ ы составили не более 5% от общего числа респондентов.

Интересно, что похожее распределение по ценностям получилось и в рамках ответа на вопрос о том, какими должны быть ценности государственного управления. На первом месте уверенно лидирует « верховенство закона » (70,7%), далее идут « справедливость » (53,6%), « сильное государство » и « стабильность » (32%). Последнюю тройку составляют такие ценности как « национализм » и «с олидарность » (2,4%) и « традиционность » (0%).

В качестве других возможных ценностей респонде нты отметили «воспитанность», «развитую экономику» и «равенство». Ответы на вопрос о том, какие ценности, по мнению участников опроса, разделяет власть в настоящее время, распределились следующим образом. Первые четыре строчки в рейтинге ценностей заняли «сильное государство» (59%), «патриотизм» (51%), «традиционность» (27%) и «стабильность» (24,3%). В конце списка находятся такие ценности, как «свобода» (7%), «солидарность» и «открытость» (4,8%), «справедливость» (2,4%). Среди других варианто ответа два р еспондента ответили, что «власть не разделяет вообще никаких ценностей» и в качестве ценности привели «интересы граждан». По мнению опрошенных, в современном российском обществе однозначно доминируют следующие ценности: «патриотизм» (41,5%), «сильное госу дарство» (39%), «национализм» (32%) и «традиционность» (29,3%). На последних строчках находятся ценности «открытость», «демократия» и «солидарность». Только 5% респондентов считают, что эти ценности разделяет современное российское общество. Среди дополнит ельных ответов снова встречается ответ «никакие ценности народ не разделяет» и «индвидуализм». В последнем вопросе респондентам было предложено проранжировать ценности.

Обобщив полученные данные, в порядке значимости для респондентов ценности выстроились с ледующим образом: «сильное государство», «верховенство закона», «справедливость», «стабильность», «патриотизм», «свобода», «демократия», «открытость», «толерантность», «традиционность», «солидарность», «национализм». Данный рейтинг практически полностью со впадает с полученными результатами из первого вопроса, что говорит о достоверности итогов исследования. Важным является соотношение четырех групп ценностей, которое наглядно отражено в Таблице 1. Мы видим, что личные предпочтения по ценностям (столбец 1) п рактически совпадают с рейтингом ценностей, которые должны быть в основе государственного управления (столбец 2). Это говорит о том, что опрошенные идентифицируют свою точку зрения с тем, какой должна быть реальность. При этом ответы на эти вопросы абсолют но не совпадают с теми ответами, которые были получены на вопросы о том, какие ценности разделяют власть и общество в настоящее время (столбцы 3 и 4). Более того, по результатам получилось, что власть и общество отдают предпочтения почти одинаковым ценност ям.

А респонденты совершенно не ассоциируют себя ни с обществом. Например, «справедливость» является главной ценностью для респондентов, второй по важности ценностью для «идеального государства», на последнем месте находится в нынешней власти и на седьмом месте у общества. «Традиционность» является не очень значимой ценностью лично для опрошенных и для «идеального государства», зато занимает третью и четвертую позиции соответственно у власти и общества. Интересно, что по мнению участников опроса, «демократи я» является значимой ценностью для нынешней власти (пятая по важности ценность), в то время как в обществе эта ценность находится аж на 11 - ой позиции. «Верховенство закона» также занимают седьмую и девятую строчки по важности у власти и общества соответственно.

oboznik.ru - Публичные ценности государственного управления: социологический аспект

Таким образом, полученные результаты позволяют отметить существенное расхождение между личным и позициями данной категории респондентов с их же оценками иерархии ценностей, лежащих в основе реальной деятельности власти в этом направлении. Литература: 1. Селезнева А.В. Политико - психологические особенности политического сознания современной молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. No 3 (23) 2. Селезнева А. В. Политические ценности в современном российском массовом сознании: психологический анализ // Человек. Сообщество. Управление . 2014. No 2. С. 6 – 18.

31 3. Степанищенко О.В. Политические ценности молодежи Краснодарского края по результатам исследований 2008 - 2010 гг. // Научный журнал КубГАУ. 2012. No84 (10) 4. Магун В.С. Базовые ценности - 2008: сходства и различия между россиянами и другими европейцами: Препри нт WP 6/2010/03 / В.С. Магун, М.Г. Руднев; Гос. ун - т Высшая школа экономики. М.: Изд. дом Гос. ун - та - Высшей школы экономики, 2010. 52 с. 5. цев // Россия в Европе. По мате ское социальное исследование» / Отв ред. А.В. Андреенкова, Л.А. Беляева М.: Академия, 2009. 6. Магун В., Руднев М. Исследование ценностей: возможности и границы типологических сравнений / / Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискурс. 2012. No3 - 4 (113). С. 12 - 25. 7. Шестопал Е.Б. Ценностные характеристики российского политического процесса и стратегия развития страны // Политические исследования. 2014. No 2. С. 61 - 71. 8. Богдан И.В. Полит ические ценности в современной России: когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты // Проблемный анализ и государственно - управленческое проектирование. 2014. Т.7. No3 (35). С. 24 - 34.

Балан К.А. Северо - Западный институт управления – филиал РАНХиГС магистрант



Другие новости и статьи

« Человеческий фактор в тыловом обеспечении русской армии в войне с Японией 1904–1905 годов

Крестьянство и власть: история взаимоотношений (на материалах Башкирской АССР, 1941—1945 гг.) »

Запись создана: Понедельник, 15 Апрель 2019 в 13:00 и находится в рубриках О патриотизме в России.

Метки:



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы