Конституционное правосознание граждан Российской Федерации как фактор, содействующий развитию правового государства

Конституционное развитие Российской Федерации на современном этапе свидетельствует, что уровень конституционного правосознания граждан нашей страны продолжает находиться в стадии начального формирования. Более того, по нашему мнению, полноценному развитию конституционного правосознания граждан России препятствует низкий уровень правосознания в целом, что объясняется авторитарным стилем управления и политикой патернализма, которая была присуща России на протяжении большей части её многовековой истории, а также незначительным отрезком времени, прошедшим с момента принятия Конституции Российской Федерации. К настоящему моменту Конституция Российской Федерации 1993 года пока не стала системообразующим и определяющим фактором развития Российского государства и его правовой системы.
Как справедливо отмечает В.О. Лучин, демократический потенциал действующей Конституции России реализуется непоследовательно, с отклонениями от её требований, а конституционная практика в своём развитии по некоторым позициям ещё не достигла уровн я нормативного содержания Конституции страны [1, с. 12]. Помимо сказанного действующая Конституция России обладает и рядом мелких недостатков, снижающих степень эффективности реализации её основных положений, работоспособность государственного аппарата, а также препятствующих движению страны по пути развития институтов демократии, парламентаризма, правового государства и гражданского общества.
Среди них могут быть названы отсутствие в тексте Конституции специальной главы, посвящённой основам избирательной с истемы, расплывчатая формулировка механизма формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и ряд других. Испытывая определённые трудности в процессе реализации своих отдельных положений, таким образом, Конституция Российской Федерации, бесспорно, не способствует укреплению идеи конституционализма и развитию конституционного правосознания в современной России. Мы полагаем, что подобное положение вещей является следствием отсутствия концепции государственной политики по повышению уровня доверия граждан к Конституции Российской Федерации и основным институтам государственной власти. В настоящее время Президент Российской Федерации как институт государственной власти обладает куда большим авторитетом, нежели Конституция Российской Федерации. Так, согласно данным опроса общественного мнения, проведённого Аналитическим центром Юрия Левады в ноябре 2010 года, только 38% россиян полагают, что Конституция 1993 года защищает их права и свободы.
По мнению 25% россиян, Конституция России не играет значительной роли в жизни страны [2]. Показательно и отношение россиян к институтам государственной власти. Так, согласно результатам социологического опроса, проведённого Аналитическим Центром Юрия Левады в июле 2012 года, 55% опрошенных респондентов заявили, что центр принятия важнейших для страны решений сейчас находится в Администрации Президента Российской Федерации, 17% назвали таким местом Правительство, 16% затруднились ответить на вопрос, и лишь 13% отнесли к такому месту Государственную Думу [3]. В условиях недостаточного доверия граждан Российской Федерации к Конституции России и основным институтам государственной власти (за исключением института президентуры) говорить о полноценном развитии конституционного правосознания, под которым мы пониманием систему взглядов, идей, теорий, чувств, установок, ценностей, стереотипов поведения, имеющих своим предметом уважение и соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которая нацелена на укрепление законности и правопорядка в обществе, развитие институтов демократического правового государства, пока не приходится. Кроме того, последовательное движение по пути укрепления и развития конституционного правосознания предопределяет действенность и эффективность самой Конституции: конституционное правосознание так или иначе способствует укреплению в обществе идеи конституционализма, её приближению к эмоционально - волевому настрою и ценностным предпочтениям граждан. По нашему глубокому убеждению, эффективность функционирования любого нормативно - правового акта определяется не только внутренним совершенством его предписаний, она сообразуется с «внутренним убеждением» общества, сложившимися представлениями о добре и зле, взглядами на справедливое и должное. Не является в этом плане исключением и действующая Конституция, степень воздействия которой на процессы, происходящие внутри государства и общества, предопределяется во многом самим отношением граждан к её основным положениям, степени их реализации и работоспособности на практике. В этой связи необходимо подчеркнуть, что уровень доверия граждан к положениям и нормам Конституции Российской Федерации 1993 года является необходимым условием для укоренения идеи конституционализма, укрепления и развития конституционного правосознания среди граждан России: разрыв между конституционной нормой и отношением к ней со стороны граждан неизбежно приводит к распространению конституционно - правового нигилизма и неприятию Конституции в обществе.
Пренебрежительное отношение к Конституции способствует девальвации конституционализма и конституционного правосознания граждан страны. Согласно данным социологического опроса, проведённого в декабре 2012 года Всероссийским центром изучения общественного мнения [4], представление о содержании Конституции есть у большинства россиян (77%): 18% граждан Российской Федерации читали этот документ, 59% знакомы с его положениями. При этом каждому пятому содержание Конституции страны неизвестно (22%). О том, что они лично читали Конституцию, чаще сообщают сторонники непарламентских партий (38%), а также высокообразованные респонденты (29%). Совершенно не представляют себе положения действующей Конституции россияне с низким уровнем образования (50%). По мнению большинства россиян, Конституция 1993 года оказывает определённое влияние на жизнь страны и, в первую очередь, по их мнению, она поддерживает порядок в деятельности государства (30%). Немало и тех, кто видит в ней гарантии прав и свобод граждан (26%).
Реже всего Конституция Российской Федерации воспринимается гражданами как средство, позволяющее Президенту Российской Федерации держать в повиновении Государственную Думу (7%). Подобные результаты красноречиво подтверждают тот факт, что конституционное правосознание у большинства граждан России недостаточно развито, поскольку как минимум одна треть россиян считает, что Конституция 1993 года не оказывает существенного влияния на развитие государства и общества. Вероятно, отсюда проистекает корень проблемы нарушения законов, совершения преступлений и правонарушений гражданами России.
Мы полагаем, что укрепление и развитие конституционного правосознания граждан России должно быть признано одной из основных задач государственно - правовой политики России на ближайшие десятилетия. Решение этой задачи, по нашему мнению, должно осуществляться по следующим направлениям: 1. Распространение знаний о Конституции 1993 года и конституционализме в целом среди россиян, ознакомление граждан с текстом и основными положениями действующей Конституции. 2. Дальнейшее совершенствование текста Конституции 1993 года, внесение изменений в её текст, направленных на оптимизацию её действия в контексте реализации конституционных установлений о демократическом правовом государстве, суверенитете народа в нашей стране. 3. Развитие и совершенствование законодательной базы в Российской Федерации с учётом положений Конституции 1993 года. 4. Создание всех необходимых условий (социально - экономических, политических, идеологических и др.) для полноценного осуществления конституционных предписаний в деятельности институтов государственной в ласти, политических партий и общественных объединений, а также граждан России, укрепления идеи конституционализма в Российской Федерации. Последовательное движение по данному пути, по нашему убеждению, способно оказать реальное содействие в деле повышения уровня конституционного правосознания граждан России, развитию идеи правового государства и конституционализма.
Привитие ценностей конституционализма в свою очередь рано или поздно должно оказать позитивное влияние на общий уровень правосознания граждан Ро ссии, что с неизбежностью отразится на уважении, признании и соблюдении Конституции и законов Российской Федерации: Конституция Российской Федерации будет не только на словах, но и на деле восприниматься как основной закон государства, который должен чтить и соблюдать каждый гражданин государства.
Литература:
1. Избирательное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.О. Лучина. М.: ЮНИТИ - ДАНА: Закон и право, 2012. 735 с.
2. Кокотов А. Верят ли россияне в Конституцию? [электронный ресурс]. URL : http://rapsinews.ru/legislation_publication/20101211/251209481.html (дата обращения: 2.10.2015).
3. Россияне о соотношении влияния разли чных ветвей власти. Опрос Аналитического Центра Юрия Левады 20 – 23 июля 2012 года [электронный ресурс]. URL : http :// www . levada . ru /27 - 07 - 2012/ rossiyan e - o - sootnoshenii - vliyaniya - razlichnykh - vetvei - vlasti (дата обращения: 4.10.2015).
4. Конституция России: менять или не менять? Еженедельный опрос «Омнибус ВЦИОМ» 1 – 2 декабря 2012 года [электронный ресурс]. ht tp://wciom.ru/?id=459&uid=113463 (дата обращения: 4.10.2015)
Грудинин Н.С.
Российский государственный социальный университет , старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса
Другие новости и статьи
« К вопросу о месте Николаевского оружейного завода в истории русской промышленности
Организация Рабоче-Крестьянской Красной Армии »
Запись создана: Среда, 31 Октябрь 2018 в 10:37 и находится в рубриках Новости.
метки: конституция, государство
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика