Развитие социального туризма в России
В последнее время выездной туризм в России характеризуется кризисными явлениями, связанными с колебаниями курса национальной валюты, угрозой терроризма, санкциями, банкротством некоторых туроператоров и т.п. В рез ультате в 2014 году произошло существенное изменение туристических потоков: «турпоток за рубеж сократился на 20 – 25%, а отдых в России вырос в среднем на 15%» [1, с. 7]. В связи с этой тенденцией становится актуальным развитие внутреннего и социального тури зма. Цель статьи – рассмотреть состояние социального туризма в России и выявить основные проблемы его развития. Изучением различных аспектов развития социального туризма в России и в её регионах занимаются Е.Б. Андреева, Е.А. Горбунова, И.С. Кабиров, Н.Н. Константинова, Е.В. Луганская, А.А. Мальцева, В.А. Михайлов, К.С. Савельев, Л.Е. Сергиенко, Н.А. Соколова, И.В. Таранова, Е.Н. Трофимов и др. В федеральном законе No 132 - ФЗ социальный туризм определяется как «туризм, полностью или частично осуществляемый з а счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей» [2].
Целевыми группами – потребителями услуг социального туризма являются так ие категории населения как дети, школьники, молодежь, многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды, ветераны войны и труда, военнослужащие, лица, проживающие в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также малоимущие слои населения, нуждающиеся в социальн ой поддержке. «Социальный туризм осуществляется в интересах лиц, обладающих низким уровнем дохода, в целях реализации их конституционных прав на отдых, свободу передвижения и здоровый образ жизни» [3].
В результате анализа исторического опыта развития соц иального туризма в советское время можно сделать вывод, что «в СССР преобладал социальный туризм, … на долю которого приходилось порядка 80% внутреннего туризма и 50% международного туристского обмена» [4, с. 79]. В 1990 - е годы возникла устойчивая тенден ция коммерциализации данной отрасли, и система социального туризма в России практически перестала развиваться. В настоящее время поддержка и развитие социального туризма заявлены в качестве одного из приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности [2].
Однако в законодательстве не уточняется, какие именно категории населения могут получить туристические путевки на льготных условиях. Специалисты отмечают, что в настоящее время в России на государственном уровне отсутствует цел остная система развития социального туризма [1, с. 6]. «Дело в том, что у нас слабо осуществляется политика массового социального туризма. Речь идет в первую очередь об отдыхе семей, молодежи, пожилых людей и инвалидов, об изыскании необходимых для этого с редств: разработке социальной политики в туризме, создании инфраструктуры, развитии системы поддержки наименее обеспеченных граждан» [1, с. 7]. Чаще всего в качестве примера социального туризма в научных источниках приводится лечебно - оздоровительный (медиц инский) туризм. За счет бюджетных средств финансируется санаторно - курортное лечение, которое предоставляется в рамках государственной социальной помощи [5] и социальной защиты инвалидов [6]. Однако Н.А. Соколова считает, что «услуги по проживанию, питанию, получению медицинской помощи и проезду, которые составляют санаторно - курортное лечение, нельзя признать туристским продуктом, так как они не являются комплексом услуг, оказываемых за единую цену. Также в этих правоотношениях отсутствует субъект, выполняющ ий функции туроператора, поскольку путевки приобретает Фонд социального страхования или работодатель, а проезд граждане организуют самостоятельно» [7, с. 104].
В некоторых регионах России существует положительный опыт развития социального туризма. Наприме р, в Республике Башкортостан была разработана и реализована Подпрограмма «Развитие социального туризма в Республике Башкортостан» на 2012 год долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан» на 2012 - 2016 г оды, одной из целей которой является «увеличение возможностей удовлетворения потребностей пенсионеров и инвалидов, в том числе инвалидов колясочников и детей - инвалидов, в туристских услугах» [8]. «В 2011 году 2988 граждан пожилого возраста воспользовались туристическими продуктами, 1931 участник отдохнул в социальных турах по Республике Башкортостан, по Российской Федерации отдохнул 776 участников и за рубежом 281 участник» [9, с. 71].
В Ростовской области реализуется областная целевая программа развития ту ризма, которая предусматривает организацию социальных туров за счет бюджетных средств [10, с. 49]. В Свердловской области предусмотрена государственная поддержка развития туризма и туристской деятельности, которая осуществляется путем: «1) признания приори тета развития внутреннего, въездного, социального, самодеятельного туризма; 2) обеспечения государственных гарантий предоставления туристских услуг на льготных условиях для граждан, имеющих право на получение адресной социальной помощи в соответствии с зак онодательством Российской Федерации и Свердловской области; 3) содействия туроператорам и турагентам, осуществляющим приоритетные направления туристской деятельности; 4) поощрения привлечения инвестиций в строительство, реконструкцию и развитие объектов ту ристской индустрии на территории Свердловской области; 5) предоставления иных форм государственной поддержки развития туризма на территории Свердловской области» [11, ст. 24].
Помимо социального эффекта, по мнению специалистов, развитие социального туризма предполагает также получение и экономического эффекта. «Расчеты показывают, что развитие социального туризма в России именно как системы позволит довести вклад туризма в ВВП до 10 процентов, что будет способствовать общему оздоровлению российской нации и устойчивому развитию регионов как туристских дестинаций» [12, с. 149].
Литература:
1. Трофимов Е.Н. Социальный туризм в России и Европе // Вестник РМАТ. 2014. No 3. С. 3 - 11.
2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 но ября 1996 г. No 132 - ФЗ (в ред. от 03 мая 2012 г.) // Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О туризме и туристской деятельности в Свердловской области: Областной закон от 31 декабря 1999 г. No 51 - ОЗ (в ред. от 17 октября 2013 г.). Ст. 18. // До ступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Кабиров И.С. Специфика развития социального туризма в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. No 1. С. 79 - 83.
5. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1 999 г. No 178 - ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. No 181 - ФЗ (в ред. от 29 июня 2015 г.) // Доступ из справ. - правов ой системы «КонсультантПлюс».
7. Соколова Н.А. Социальный туризм в системе социальной защиты населения // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2007. No 3. С. 99 - 106.
8. О Подпрограмме «Развитие социального туризма в Республике Башкортостан» на 2012 год дол госрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан» на 2012 - 2016 годы: Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 мая 2012 г. No 177 [электронный ресурс]. URL : http://mintrudrb.ru/Podprogramma_soct urizm_2012.pdf (дата обращения 25.11.2015).
9. Горбунова Е.А. Социальный туризм в Республике Башкортостан: состояние и перспективы развития // Современные тенденции развития науки и технологий . 2015. No 1 - 4 . С. 71 - 74.122
10. Федулин А.А., Костромина Н.В. К вопросу в озрождения и развития социального туризма в Российской Федерации // Сервис plus . 2012. No 2. С. 47 - 51.
11. О туризме и туристской деятельности в Свердловской области: Областной закон от 31 декабря 1999 г. No 51 - ОЗ (в ред. от 17 октября 2013 г.) // Доступ из спр ав. - правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Основы туризма : учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 384 с.
Зерчанинова В.В. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, студент Зерчанинова Т.Е. Уральский институт управления – филиал РАНХиГС, зав. кафедрой регионального и муниципального управления, к.с.н., доцент
Другие новости и статьи
« Семён Исидорович Катаев (1901—1991 гг.)
Принципы формирования армии: мировой опыт »
Запись создана: Понедельник, 9 Декабрь 2019 в 0:03 и находится в рубриках Новости.
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика