Развитие социального туризма в России



Развитие социального туризма в России

oboznik.ru - Развитие социального туризма в России

В последнее время выездной туризм в России характеризуется кризисными явлениями, связанными с колебаниями курса национальной валюты, угрозой терроризма, санкциями, банкротством некоторых туроператоров и т.п. В рез ультате в 2014 году произошло существенное изменение туристических потоков: «турпоток за рубеж сократился на 20 – 25%, а отдых в России вырос в среднем на 15%» [1, с. 7]. В связи с этой тенденцией становится актуальным развитие внутреннего и социального тури зма. Цель статьи – рассмотреть состояние социального туризма в России и выявить основные проблемы его развития. Изучением различных аспектов развития социального туризма в России и в её регионах занимаются Е.Б. Андреева, Е.А. Горбунова, И.С. Кабиров, Н.Н. Константинова, Е.В. Луганская, А.А. Мальцева, В.А. Михайлов, К.С. Савельев, Л.Е. Сергиенко, Н.А. Соколова, И.В. Таранова, Е.Н. Трофимов и др. В федеральном законе No 132 - ФЗ социальный туризм определяется как «туризм, полностью или частично осуществляемый з а счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей» [2].

Целевыми группами – потребителями услуг социального туризма являются так ие категории населения как дети, школьники, молодежь, многодетные семьи, пенсионеры, инвалиды, ветераны войны и труда, военнослужащие, лица, проживающие в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также малоимущие слои населения, нуждающиеся в социальн ой поддержке. «Социальный туризм осуществляется в интересах лиц, обладающих низким уровнем дохода, в целях реализации их конституционных прав на отдых, свободу передвижения и здоровый образ жизни» [3].

В результате анализа исторического опыта развития соц иального туризма в советское время можно сделать вывод, что «в СССР преобладал социальный туризм, … на долю которого приходилось порядка 80% внутреннего туризма и 50% международного туристского обмена» [4, с. 79]. В 1990 - е годы возникла устойчивая тенден ция коммерциализации данной отрасли, и система социального туризма в России практически перестала развиваться. В настоящее время поддержка и развитие социального туризма заявлены в качестве одного из приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности [2].

Однако в законодательстве не уточняется, какие именно категории населения могут получить туристические путевки на льготных условиях. Специалисты отмечают, что в настоящее время в России на государственном уровне отсутствует цел остная система развития социального туризма [1, с. 6]. «Дело в том, что у нас слабо осуществляется политика массового социального туризма. Речь идет в первую очередь об отдыхе семей, молодежи, пожилых людей и инвалидов, об изыскании необходимых для этого с редств: разработке социальной политики в туризме, создании инфраструктуры, развитии системы поддержки наименее обеспеченных граждан» [1, с. 7]. Чаще всего в качестве примера социального туризма в научных источниках приводится лечебно - оздоровительный (медиц инский) туризм. За счет бюджетных средств финансируется санаторно - курортное лечение, которое предоставляется в рамках государственной социальной помощи [5] и социальной защиты инвалидов [6]. Однако Н.А. Соколова считает, что «услуги по проживанию, питанию, получению медицинской помощи и проезду, которые составляют санаторно - курортное лечение, нельзя признать туристским продуктом, так как они не являются комплексом услуг, оказываемых за единую цену. Также в этих правоотношениях отсутствует субъект, выполняющ ий функции туроператора, поскольку путевки приобретает Фонд социального страхования или работодатель, а проезд граждане организуют самостоятельно» [7, с. 104].

В некоторых регионах России существует положительный опыт развития социального туризма. Наприме р, в Республике Башкортостан была разработана и реализована Подпрограмма «Развитие социального туризма в Республике Башкортостан» на 2012 год долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан» на 2012 - 2016 г оды, одной из целей которой является «увеличение возможностей удовлетворения потребностей пенсионеров и инвалидов, в том числе инвалидов колясочников и детей - инвалидов, в туристских услугах» [8]. «В 2011 году 2988 граждан пожилого возраста воспользовались туристическими продуктами, 1931 участник отдохнул в социальных турах по Республике Башкортостан, по Российской Федерации отдохнул 776 участников и за рубежом 281 участник» [9, с. 71].

В Ростовской области реализуется областная целевая программа развития ту ризма, которая предусматривает организацию социальных туров за счет бюджетных средств [10, с. 49]. В Свердловской области предусмотрена государственная поддержка развития туризма и туристской деятельности, которая осуществляется путем: «1) признания приори тета развития внутреннего, въездного, социального, самодеятельного туризма; 2) обеспечения государственных гарантий предоставления туристских услуг на льготных условиях для граждан, имеющих право на получение адресной социальной помощи в соответствии с зак онодательством Российской Федерации и Свердловской области; 3) содействия туроператорам и турагентам, осуществляющим приоритетные направления туристской деятельности; 4) поощрения привлечения инвестиций в строительство, реконструкцию и развитие объектов ту ристской индустрии на территории Свердловской области; 5) предоставления иных форм государственной поддержки развития туризма на территории Свердловской области» [11, ст. 24].

Помимо социального эффекта, по мнению специалистов, развитие социального туризма предполагает также получение и экономического эффекта. «Расчеты показывают, что развитие социального туризма в России именно как системы позволит довести вклад туризма в ВВП до 10 процентов, что будет способствовать общему оздоровлению российской нации и устойчивому развитию регионов как туристских дестинаций» [12, с. 149].

Литература:

1. Трофимов Е.Н. Социальный туризм в России и Европе // Вестник РМАТ. 2014. No 3. С. 3 - 11.

2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 но ября 1996 г. No 132 - ФЗ (в ред. от 03 мая 2012 г.) // Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О туризме и туристской деятельности в Свердловской области: Областной закон от 31 декабря 1999 г. No 51 - ОЗ (в ред. от 17 октября 2013 г.). Ст. 18. // До ступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Кабиров И.С. Специфика развития социального туризма в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. No 1. С. 79 - 83.

5. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1 999 г. No 178 - ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. No 181 - ФЗ (в ред. от 29 июня 2015 г.) // Доступ из справ. - правов ой системы «КонсультантПлюс».

7. Соколова Н.А. Социальный туризм в системе социальной защиты населения // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2007. No 3. С. 99 - 106.

8. О Подпрограмме «Развитие социального туризма в Республике Башкортостан» на 2012 год дол госрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан» на 2012 - 2016 годы: Постановление Правительства Республики Башкортостан от 31 мая 2012 г. No 177 [электронный ресурс]. URL : http://mintrudrb.ru/Podprogramma_soct urizm_2012.pdf (дата обращения 25.11.2015).

9. Горбунова Е.А. Социальный туризм в Республике Башкортостан: состояние и перспективы развития // Современные тенденции развития науки и технологий . 2015. No 1 - 4 . С. 71 - 74.122

10. Федулин А.А., Костромина Н.В. К вопросу в озрождения и развития социального туризма в Российской Федерации // Сервис plus . 2012. No 2. С. 47 - 51.

11. О туризме и туристской деятельности в Свердловской области: Областной закон от 31 декабря 1999 г. No 51 - ОЗ (в ред. от 17 октября 2013 г.) // Доступ из спр ав. - правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Основы туризма : учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 384 с.

Зерчанинова В.В. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, студент Зерчанинова Т.Е. Уральский институт управления – филиал РАНХиГС, зав. кафедрой регионального и муниципального управления, к.с.н., доцент



Другие новости и статьи

« Принципы формирования армии: мировой опыт

Семён Исидорович Катаев (1901—1991 гг.) »

Запись создана: Понедельник, 1 Октябрь 2018 в 10:38 и находится в рубриках Новости.

Метки: , ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы