6 Август 2019

Взаимодействие культурных ценностей Востока и Запада как объективная необходимость для современного мирового социокультурного развития

oboznik.ru - Взаимодействие культурных ценностей Востока и Запада как объективная  необходимость для современного мирового социокультурного развития
#культура#ценности#история

В наше время процессы глобализации и вопросы менталитета играют огромную роль в социокультурной жизни человечества. Окончание Второй Мировой войны дало толчок к ускоренным всемирным процессам не только в области экономики и науки, но и в интеграционных процессах Восточного и Западного Мира, где ведущая роль в этом слиянии принадлежит странам Западной Европы и США.

В период довикторианских эпох культурно - экономическое развитие восточных стран происходило значительно быстрее, чем у европейских. Но современные реалии таковы, что западный мир сегодня практически во всех областях жизнедеятельности, в том числе и в о бласти искусства, задает те стандарты, на которые должно равняться все остальной человечество.

Стремительный рост Китая и Индии, их политический и экономический вес среди мировых стран, заставил западное сообщество задуматься о будущем мировом устройстве и соотношении в нем роли Востока и Запада, выяснением представлений о том, каким должен быть человек в современной системе координат, и что называется образом человека сегодня. Здесь важно отметить, что необходимо не вскрывать «недостатки» Запада и обнаружи вать «достоинства» Востока, а попытаться осознать особенность разных культур. Бесспорно, культура представляется, как носитель определённых ценностей. Эти ценности характеризуются относительной стабильностью, что определяет преемственность, передачу и тран сляцию опыта от поколения к поколению.

Если бы не существовало такой стабильности, каждое новое поколение претерпевало бы большие изменения, и культурного феномена просто не существовало бы. Паллиатив стабильности и устойчивости культуры предопределяется с тепенью усвоения её ценностей человеком. Без культуры нет нации. Объединённая общая культурная доминанта - основа, соединяющая человечество в единое целое, она не даёт народам обратиться в население с разрозненными, иногда враждебными представлениями друг о друге.

Без культуры и её ценностей люди, живущие на одной территории, перестали бы понимать друг друга, им трудно было бы договариваться между собой и сосуществовать друг с другом. Должно быть то, что, объединит разные национальности, живущие на одной Зе мле, и поспособствует взаимопониманию. Таким объединяющим фактором и являются культурные ценности, крупицы истины, пронесённые и прожитые через опыт многих поколений . Сегодняшний интерес к исследованию роли культурного феномена, появление кросскультурных и сследований, появление этнопсихологии, подтверждает тенденцию сохранение мировой культуры. Эта тенденция возникла потому, что зародилась опасность культурной трансформации в результате принятия ценностей другой культуры в качестве ведущей культурной матрицы.

Проблема современного общества состоит в том, что заложенные в основу культурные доминантные идеи вступают в противоречие с предлагаемыми манерами и ценностями , присущие иной культуре. Это различие есть отражение культурной специфики, которую пронесли н ароды через исторический опыт многих поколений в различных культурах по - разному, что позволяет отделить одну нацию от другой. Признание иной культурной матрицы и изменение своей, подобно перепрограммированию собственного генетического кода. Отсюда возникае т проблема - возможна ли совместимость, или произойдёт отторжение чужеродных клеток и гибель всего организма [1]. На современном этапе развития человечества тенденции культурной универсализации приобретают чрезвычайную актуальность.

Это активизирует людей к поиску практических решений и теоретических стратегий. Проблема культурного многообразия и плюрализма ценностей продиктована конкретными процессами, происходящими сегодня в мире под влиянием глобализации. Но теоретики столкновения цивилизаций, кроме разл ичия в традициях, присутствия религиозного фактора и др., особое внимание обращают на то обстоятельство, что «характернейшей особенностью глобализации на нынешнем ее этапе является ярко выраженная социальная асимметричность. Все ныне воспеваемые возможност и глобализации обращены к элитам, которые уже успели ими воспользоваться.

Что глобализация способна дать народам, до сих пор остается тайной будущего. Сегодня глобализация порождает многочисленные соблазны для элит, действительно преобразуя их сознание и п оведение» [2, с. 57]. Необходимо учесть и то важное обстоятельство, что нарастающие столкновение цивилизаций - угроза для человечества, не имеющего механизмов для самосохранения и развития.

Необходимо выработать определенную стратегию для конструктивного д иалога, на основе партнерства и сотрудничества наций и государств. Поэтому «одной из задач, решаемых в этом ракурсе, является задача формирования необходимых мировоззренческих позиций, способствующих взаимопониманию, а не отторжению культур» [3]. В условия х интеграции и развития глобальной информационной системы обостряется проблема взаимодействия национальностей с разного рода культурно - философскими стандартами и способам общественного воспроизводства .

Это не только подталкивает к поиску « общих » универсаль ных культурных ценностей , но и ставит перед человечеством важную задачу: как обосновать и поддержать эти ценности ( в частности — толерантность). Мораль , право, религия, культура и философия «ригористического» типа не действуют в условиях полисубъектной соц иальности, когда многообразие жизненных укладов и национальных культур стало свершившемся фактом , классический просвещенческий ход , обращающийся к некой совершенной модели человеческих отношений и « структуре » мироздания и общества , оказался несостоятельным . Само социокультурное пространство, где «должно быть» взаимопроникновение культурных ценностей, не сможет осмысляться в качестве «готового » общего места , куда « входят » культуры .

Взаимодействие восточных и западных культурных ценностей должно представлять собой философско - культурологическую интегративную концепцию , в основе которой лежат прогрессивные тенденции мировой культуры и истории на современном этапе развития человечества . Когда нынешнее общество представляется взаимосвязанным и целостным миром, непрерывно сталкивающимся с потребностью культурного равноправия при решении глобальных проблем нашего времени, именно в таких условиях «становится ясно , что при всей уникальности и неустранимости различий между отдельными цивилизациями — европейской, исламск ой, китайской, латиноамериканской, при всем их этническом различие, можно говорить о единстве мировой цивилизации, где объединяющем фактором становятся общие культурные ценности» [4, 199]. Ещё в начале ХХ века о роли культуры и культурных ценностей в жизни человека известный философ русского зарубежья Иван Александрович Ильин сказал так: «Есть закон человеческой природы и культуры, в силу которого всё великое может быть сказано человеком или народом только по - своему, и всё гениальное родится именно в лоне н ационального опыта, духа и уклада.

Денационализируясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и к священным огням жизни, ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны…» [5, с 399 ]. Способствовать взаимодействию культурных ценностей Востока и Зап ада становится объективной необходимостью современного мирового социокультурного развития, это требует от ученых, религиозных деятелей, представителей культуры сконцентрироваться на выявлении и распространении общечеловеческих и культурных ценностей, для м ежцивилизационного диалога.

Этому должны содействовать и Интернет, и средства массовой информации и различные информационно - комуникативные технологии. Культура Востока в ее классической трактовке сводится к предметам отдаленными от вещественного и физическ ого, погружая нас в зоны глубокоморальные, в то время как культура Запада отражает мирской характер. Исходя из этого, можно утверждать, что взаимопроникновение Восточной и Западной цивилизации, вывело бы человеческое общество на кардинально иной уровень во сприятия мира и осознания собственной значимости в нем.

Литература

1. Преодолевая барьеры: Диалог между цивилизациями / пер. с англ. под ред.: С. П. Капица. М.: Логос, 2002. 191 с.

2. Панарин А.С . Искушение глобализмом. М.: Русский национальный фонд, 2000. 384 с.140

3. Дианова В.М . Культурный плюрализм в условиях глобализации // В сб.: «Россия и Грузия: диалог и родство культур». СПб.: Санкт - Петербургское философское общество. 2003. С. 111 - 123.

4. Колесников А.С. Философская ко мпаративистика и диалог культур // Материалы международного симпозиума Россия и Грузия: диалог и родство культур (Тбилиси, 3 – 6 сентября 2003 г.). СПб.: Санкт - Петербургское философское общество. 2003. C.185 - 205.

5. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего . М.: Русская книга . 1998. 556 с.

Киселева А.В.
Уральская государственная архитектурно - художественная академия преподаватель кафедры соц иальных наук

Другие новости и статьи

« Социальные объекты суть объединения людей, а люди - члены этих объединений

На пути к всесословной воинской повинности: Д.А. Милютин и «закат» рекрутчины »

Запись создана: Вторник, 6 Август 2019 в 0:22 и находится в рубриках Новости.

метки: ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование ремонт реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика