Формирование у суворовцев ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идее защиты Отечества
В современных условиях агрессивной внешней политики западных стран и, как следствие, необходимости активного укрепления обороноспособности России, обеспечения её национальной безопасности огромное значение имеет нравственное здоровье молодёжи , осмысление будущими воинами своего гражданского долга и моральной ответственности. Это актуализирует задачу формирования у молодёжи ценностног о отношения к личности, обществу, государству, к идее защиты Отечества.
Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Первой и основной ценностью является сам человек во всем многообразии его жизни и деятельности. Это представление возникло не сразу, а стало итогом довольно длительной эволюции общественного сознания.
Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. Людям приходится постоянно оценивать новые явления в жизни человека и общест ва и соотносить их с традиционными системами ценностей. В полной мере это относится и к системе духовных ценностей. Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечес тва, накопленный за тысячелетия. Они по праву считаются высшими, ибо во много м определяют поведение чело века . З десь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. Духовные (моральные) ценности выражают потребность в прогрессивном развитии общества и самор еализа ции личности, регулируют отношения между людьми на основе осознания ими смысла своей жизнедеятельности.
Пронизывая всю систему общественн ых отношений, они находят свое конкретное воплощение в духовно - нравственном облике личности – ее нравственной позиции, моральных качествах, а также в поведении, общении и деятельности. На фоне того общего, что свойственно всем социальным системам, каждое общество вырабатывает свою особую нравственно - ценнос тную систему . Любовь к Родине, к своему народу, готовность к самопож ертвованию, гордость за принадлеж ность к своей стране – все эти моральные ценности испокон веку были характерны для российского народа на всех этапах великой и во многом трагической истории страны. Для воспитанников военных училищ, в том числе суворовских, особое значение имеют моральн ые ценности воинской службы .
К ним в первую очередь относятся такие ценности, как дружба, коллективизм, взаимопомощь, сплоченность, взаимоуважение, общительность. На этом уровне продуцируются и опредмечиваются те ценности, кот орые свойственны офицерскому корпусу России: воинский долг, честь, ответственность, дисциплинированность, гордость за принадлежность к Вооруженным Силам, смелость, мужество, героизм. Моральный дух армии всегда был важным фактором достижения победы в войне .
Специфика воинской деятельности в сочетании с высочайшим напряжением всех духовных и физических сил, с возможностью самопожертвования во имя Родины определ яют значимость духовных ценностей для армии. Полководцы Суворов и Жуков неоднократно подчёркивали, что п ри прочих равных условиях крупнейшие битвы и целые войны выигрывают те войска, которые отличаются моральной силой, неодол имой волей к победе, осознанностью цели, стойкостью духа.
В основе этого – ценностное отношение к внутренней и внешней политике го сударства, степень убежденности в справедливом характере войны, готовности до конца выполнить свой воинский долг. Ценностное отношение к личности, обществу и государству отражает готовность личности к выполнению своего гражданского долга, вклю чает нравстве нные к ачества личности, чувства сыновнего долга перед Родиной, осознание справедливости защиты государственного суверенитета и территориальной целостности России, признание конституционных прав и обязанностей .
Молодой человек должен понимать необходимость защиты конституционного строя, быть осведомленным в основах национальной и военной безопасности. Но ес ли эти высокие идеалы не прошли сквозь призму его личных переживаний и волевых реакций, не дошли до сердца, не овладели душой, то требования общества и го сударства не ст анут мотивом в его действиях . Ц енностные ориентации — важнейший, стержневой элемент духовной структуры личности, результат её выбора на основе усваиваемой информации, жизненного опыта и влияния воспитателей, наставников, а систематизирующим фактором тут выступает общественно значимая направленность военной службы. В Екатеринбургском суворовском военном училище формирование ценностного отношения к идее защиты Отечества осуществляется в ходе учебных занятий, спортивно - массовой и воспитательной работы и реализуется по следующим направлениям: – формирование национального самос ознания, приобщение подрастающего пок оления к системе ц енностей своего народа ; – воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной ответственности , проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, её укреплении и защищё нности; – воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в труде на благо общества, государства, ф ормирование социально значимой цели ; – развити е потребности в нрав ственно здоровом образе жиз ни, в поддержании благопри ятного климата в коллективе;
– военно - профессиональная подготовка, развитие волевых и физических способностей, мотивации к учёбе, к самовоспитанию . В процессе учебной и внеурочной деятельности суворовцы н е только изучают азы во енного дела, но и осваивают традиции Вооруженных Сил Российской Федерации, у ребят появляется гордость за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации. Происходит сплочение коллективов суворовцев, раскрываются на практике такие понятия как дружба , товарищество, взаимовыручка, п риходит осознанность в выборе профессии защитника Родины. Как подчёркнул Президент Российской Федерации В. Путин, культурное самосознание, духовные ценности – сфера жёсткой конкуренции, объект открыто го информационного противоборства. Духовные ценности тогда становятся действительной опорой будущей воинской деятельности, когда воспитанник научится сам сопротивляться, давать отпор всякого рода порочным взглядам и установкам в условиях небывалого распрос транения противоречивой и агрессивной информации.
Участвуя в диспутах, дискуссиях «За круглым столом», дебатах, суворовцы формируют умение отстаивать свою позицию, критически оценивать информацию. Формирование духовности — это выра ботка у воспитуемого его самосо знания, личностного смысла, отношения человека к самому себе. Тематические мероприятия на морально - этические темы, связанные с понятиями чести, долга, совести, дают воспитанникам пищу для размышлений, настраивают их на высокий образ мыслей. Таким об разом, процесс воспитания в Екатеринбургском СВУ связан с целенаправленной подготовкой воспитанников к защите Отечества, с развитием духовно - нравственной личности, способной любить свою Родин у , защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности, стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства. Успешность этой деятельности напрямую связана с будущим страны.
Литература :
1. Губин В.Д. Философия: Учебник. М.: Проспект, 2015.
2. Егоров П.А., Ру днев В.Н. Этика: учеб. пособие. М.: ИНФРА - М, 2014.
3. Карандашов В. Духовные арсеналы // Ориентир. 2015. No 4. С. 54 – 61.
4. О долге и чести воинской в Российской армии: собрание материалов, документов и статей / под ред. В.Н. Лобова. М., 1991.
5. Современный фило софский словарь / под общ.ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. 4 изд., исп. и доп. М.: Акад. просп.; Екатеринбург: Деловая книга, 2015.
Копылов В.В.
Екатеринбургское суворовское военное училище заведующий отделом воспи тательной работы
Другие новости и статьи
Особенности создания инфраструктуры для устойчивого развития городов »
Запись создана: Суббота, 30 Январь 2016 в 14:10 и находится в рубриках Новости.
метки: патриот, патриотизм, отечество
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика