Общий принцип расходов на войну — ассигнований должно быть вполне достаточно, действующая армия ни в коем случае не должна испытывать нужду в деньгах



Общий принцип расходов на войну — ассигнований должно быть вполне достаточно, действующая армия ни в коем случае не должна испытывать нужду в деньгах

oboznik.ru - Общий принцип расходов на войну — ассигнований должно быть вполне достаточно, действующая армия ни в коем случае не должна испытывать нужду в деньгах
#война#расходы#оборона#кредиты#военныйфинансист

Распорядители кредитов в войсках наделялись правом пересмотра ассигнований или передвижки кредитов. Передвижка разрешалась не только в рамках параграфов и статей, но и сметных назначений по классификации центральных ведомств. Дело в том, что в перечнях фронтов указывалась не одна лишь общая сумма, она разбивалась согласно сметной классификации мирного времени, т.е. фактически перечни состояли из нескольких смет соответственно расходам главных управлений, хотя последние не имели отношения к финансированию войск действующей армии.

Предоставление права передвижки кредитов объяснялось тем, что без этого полнота и своевременность снабжения армии якобы не могли быть осуществлены, ибо дополнительные потребности в расходовании средств могли возникнуть внезапно, а они должны были удовлетворяться безотлагательно. Справиться с непростыми финансовыми задачами можно было лишь при условии отказа от соблюдения строгих правил использования средств согласно классификации затрат.

Командующие имели право производить за счет средств военного фонда бескредитные расходы. При нехватке или отсутствии кредитов на какие-либо расходы последние могли быть покрыты за счет любых имевшихся свободных сумм.

Установление таких правил мотивировалось тем, что общие перечни расходов фронтов, высланные в Военное министерство, могли не вернуться после их утверждения к началу очередного четырехмесячного периода. Эти перечни и сообщения ассигнований по ним иногда поступали на театр войны с большим опозданием, в некоторых случаях уже тогда, когда период заканчивался.

От обсуждения вопросов относительно средств военного фонда отстранялся ряд государственных учреждений, что считалось положительным для оперативного принятия решений.

Военные расходы за счет чрезвычайных сверхсметных ассигнований не подлежали обсуждению в Государственном совете и Государственной думе.

Такие бюджетные ограничения зафиксированы в основных государственных законах, в которых значилось: «Чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребности военного времени и на особые приготовления, предшествующие войне, открываются по всем ведомствам в порядке верховного управления», т.е. непосредственно царем, помимо Государственного совета и думы.

В мирное время в эти учреждения обязательно направлялся проект военной сметы, они давали заключения и предложения по ней, принятие которых сказывалось на окончательных суммах военных затрат.

Решение о запрашиваемых фронтами суммах первоначально принимал Совет Министров, т.е. правительство, а затем их утверждал царь. В случае отбытия царя из своей постоянной резиденции чрезвычайные кредиты, признанные правительством необходимыми, Министерство финансов передавало в военный фонд, не ожидая утверждения их царем.

При возникновении чрезвычайных, экстренных обстоятельств, требовавших незамедлительных расходов, либо в случае необходимости соблюдения военной тайны военный министр имел право обращаться за кредитами по военному фонду непосредственно к царю, даже без обсуждения документов в Совете Министров.

В ходе военных операций на территории военных округов окружные управления не привлекались к финансированию войск фронта. В мирное время, являясь распорядителями кредитов второй степени, они финансировали расходы всех войск округа.

Прохождение документов по финансированию действующей армии без направления их в Государственный совет и Государственную думу, главные и окружные управления, а также в военный совет Военного министерства позволяло более оперативно решать военно-финансовые проблемы.

При исчислении суммы военного фонда не требовалось составления подробных расчетов, представления детальных объяснений. Не нужно было производить сложных, точных расчетов по финансированию мероприятий в подготовительный к войне период, определению суммы первого чрезвычайного кредита и на последующие месяцы войны. Разрешалось в оправдание испрашиваемых фронтами средств приводить лишь главные обоснования расходов. Первый чрезвычайный кредит предоставлялся вообще без предварительного получения требований от войск.

В этот кредит включалась также сумма на непредвиденные расходы, или, как говорилось в положении о финансировании расходов, вызванных военными обстоятельствами, — «примерная сумма на удовлетворение могущих представиться на ближайшее время не предусмотренных при составлении перечня расходов» .

Такой подход к исчислению денежных средств обосновывался тем, что во фронтовых условиях нередко требовалось срочное, оперативное финансирование войск действующей армии, а потому соблюдение сложных правил расчетов этих сумм могло привести к срыву своевременного финансирования войск.

В мирное время при оформлении смет главными управлениями и в ходе работы над общей сметой Военного министерства производились весьма подробные, доскональные расчеты потребности в денежных средствах. К смете военного ведомства прилагалась объемная объяснительная записка с обстоятельными расчетами, обоснованиями и разъяснениями испрашиваемых сумм. На ассигнования военного фонда не устанавливалась годовая предельная сумма, размер чрезвычайных расходов не ограничивался.

При этом исходили из того, что во время войны не следует применять жесткие ограничения размера расходов, если это нужно для выполнения главной задачи войны — достижения победы.

Профессор Академии Генерального штаба, военный теоретик и историк генерал А.А. Незнамов считал обязательным общий принцип расходов на войну — ассигнований должно быть вполне достаточно, действующая армия ни в коем случае не должна испытывать нужду в деньгах. “Главнокомандующий не должен быть стеснен в средствах, когда на карту ставится достоинство, честь и целостность государства. Пусть будет (и должен быть) самый строгий контроль, но ограничению в деньгах в подобные периоды жизни государства не место” .

Финансирование полевых войск осуществлялось на четырехмесячный период под утвержденные перечни расходов. Общая годовая смета расходов на весь бюджетный год не составлялась. По мере истощения фонда, т.е. когда военный министр на основе оценки предстоящих расходов признавал имевшиеся в фонде финансовые ресурсы недостаточными на ближайшее время, исчислялась сумма нового аванса, который докладывался Совету Министров.

Во время войны действие кредитов военного фонда на тот или иной бюджетный год не ограничивалось этим годом, а продолжалось до истечения того года, в котором окончательно заканчивались боевые действия.

Решение командующих на производство затрат снимало ответственность с лиц, непосредственно осуществлявших расходование средств. Считалось, что на фронте менее всего следует связывать инициативу и самостоятельность лиц, совершавших хозяйственные операции и расходование денежных средств. Исполнителей распоряжений командующего полагали нужным избавить от нареканий и начетов, даже если их действия в некоторой мере были убыточными для государства, но вызваны обстоятельствами реальной военной обстановки.

Помимо перечисленных особых правил расходования денежных средств во время войны, отличных от мирного периода, применялись и некоторые другие. Так, войскам могли назначаться деньги сверх установленных норм. Командующие имели право утверждать расходование материальных средств без расписок получателей, если существовали объективные обстоятельства, препятствующие сбору расписок. Они могли принимать окончательные решения по замечаниям полевых контролеров относительно использования материальных и денежных средств, отменять взыскания (начеты) на любую сумму.

В.В. Тиванов, «Денежные капиталы в русской армии»

Cм. также

В начале XX в., начиная с русско-японской войны, в интересах дальнейшего совершенствования финансирования полевых войск создается так называемый «Военный фонд»

Финансовое обеспечение войск: функции и права довольствующих служб сложились исторически

Капиталы зарубежных стран на случай войны

Накопление значительных бюджетных излишков в России в конце XIX—начале XX в. было доказательством устойчивости ее финансового положения

Золотой денежный фонд под названием «военный капитал» был создан в России в 1826 г. министром финансов Е.Ф. Канкриным

Военный капитал: готовясь к войне, государства должны быть готовы к ней и в финансовом отношении

Для войны нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги

Краткая характеристика капиталов, имевшихся в русской армии в XX в.

Денежные капиталы Русской армии: понятие и предназначение капиталов

Предназначение капиталов Русской армии

Формирование и использование денежных капиталов в Русской армии



Другие новости и статьи

« Установлены случаи незаконного расходования и хищения денежных средств

О оберштер-кригскомисаре »

Запись создана: Пятница, 25 Январь 2019 в 2:01 и находится в рубриках Развитие в 60 - 80-е годы XX века, Реорганизация 90-х годов, Финансовое.

Метки: , , , ,



Щипцы для удаления зубов и корней. Выгодная цена. Звоните
geleodent.ru

Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы