18 Июнь 2019

Практика ведения информационной войны Россией И США

oboznik.ru - Практика ведения информационной войны Россией И США
#США#война#Россия

В статье автором дается анализ понятия «информационная война», а также основных методов, средств, которые применяются Российской Федерацией и Соединенными Штатами в рамках их информационного противостояния. Данная статья отвечает на важные вопросы, связанные с генезисом «Первой Информационной Войны». Автор уделяет немаловажное внимание способом манипуляции общественном мнением в XXI веке. В статье проводится подробный анализ интернета как площадки для ведения информационной войны не только между двумя сверхдержавами, но и между региональными игроками в Европейском Союзе и постсоветском пространстве.

Ключевые слова: масс-медиа, информационная война, Соединенные Штаты, Россия, Германия, управление. К концу XX в. на мировой арене появился ряд новых государств. Изменение баланса сил после коллапса Варшавского Договора закономерно привело к доминированию одной единственной идеологической парадигмы – капиталистической. В ее центре возвысились Соединенные Штаты Америки и их мощная экономическая элита.

Постепенно, на руинах социалистического мира возникли новые региональные элиты, которые ставили своей целью развитие собственных интересов и императив. К началу XXI в. особо важную роль начинают играть коммуникационные технологии и средства массовой информации. Обуславливается же это появлением глобального информационного пространства. Информационное пространство – представляет собой совокупность ряда объектов, вступающих друг с другом в информационное взаимодействие, а также технологии, которые обеспечивают это взаимодействие с целью удовлетворения информационных потребностей человека [1]. Еще с середины XX в. было создано огромное количество технологий, призванных манипулировать сознанием среднестатистического потребителя по средствам массовой информации. Ангажированную информацию, которая отражает точку зрения лишь одной стороны, называется пропагандой. В научной среде и публицистике уже давно можно встретить термин «информационная война», суть которой сводится к распространению специфической пропаганды на население противоположной стороны. Генезис данной технологии датируется началом Первой Мировой Войны.

Однако именно в XXI веке информационная война стала неотъемлемой частью политической действительности и приобрела по-настоящему массовый характер, который зачастую катализируется технологиями облегчающими доступ к информации. Практика ведения информационной войны между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки существует еще с эпохи Холодной Войны. Советский Союз и США с середины 50-х годов уже вели радиовещание с целью дестабилизации правящей идеологии государства противника. В Америке даже сложилось целое направление, в информационной политике, которое назвали ,,Маккартизм”. Целью данного направления являлась дискредитация коммунистов в США. Однако после развала Советского государства и утверждения в новых республиках капиталистической модели экономического развития старые методы идеологической пропаганды изжили себя. Основой для ведения информационной войны стали региональные интересы, центром которых уже выставлялись несколько более практические цели и задачи. Объектом для критики становилась не столько идеология, сколько политический курс другого государства.

Так, например, научный сотрудник Лаборатории Сравнительных Социальных Исследований Высшей Школы Экономики Жирков К.А. в своей статье “Антиамериканизм как рессентимент и политическая позиция: поиск универсальных закономерностей” выделяет две причины для антиамериканизма. Одна из них – культурная, которая характерна для развивающихся государств, а вторая основана на несогласии с внешней политикой США, т.е. с их политическим курсом [2]. Постепенно обновлялись методы и средства ведения информационной войны. Теперь, основной площадкой для распространения пропаганды стал интернет, который впоследствии стали использовать как площадку для реализации дестабилизационных программ в других государствах. События, которые начались во время так называемой «Арабской Весны», которые уже окрестили «Революцией Twitter».

Однако наиболее ярким примером стал так называемый «Майдан» в Украине. Именно последующие события привели к столкновению интересов Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки и их союзников. Одной из основных проблем для современных российских ученых является вопрос о предотвращении цветной революции непосредственно в России. Так, к примеру, кандидат политических наук и депутат Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Казаков А.В. в своей статье «Цветная Революция в России – Миф или Реальность?» перечисляет ряд инструментов, которые могли бы применить американцы для дестабилизации политического режима в России: «Это, в частности, попытки политической изоляции и дискредитации России посредством информационнопропагандистских кампаний – ангажированных СМИ, внешнеполитического прессинга и санкционной политики» [3].

Из проведенного анализа цветных революций следует, что основными участниками этих выступлений была молодежь. Связано это с тем, что интернет и социальные сети в частности представляют собой место общения и коммуникации наиболее уязвимой для пропагандистских технологий части населения. Поэтому, в первую очередь, информационная политика государства должна быть ориентирована на молодежь и сеть интернет. Одной из главных проблем в данном логическом ключе является точечный контроль носителей и распространителей информации.

Так, например, в социальных сетях активно используются технологии автономных сообщений (или ботпрограмм). В своей статье аспирант кафедры философии и политологии Академии труда и социальных отношений Магомедов А.А, «Интернет и Политика – Кризис или Новое Дыхание Современной Демократии?» в частности выделяет несколько функций подобных программ: «1) организовывать DDoS-атаки на неугодные сервисы с целью парализации их работы (например, атаки на “Живой Журнал” в период предвыборной кампании в России в 2011-2012 гг.); 2) управлять дискуссией, уводить разговор от неугодных заказчику тем, продвигать «правильные» идеи; 3) создавать нужный заказчику информационный фон, который далее находит отражение в различных статистических отчетах, результатах опросов общественного мнения и прочей аналитики, собираемой различными статистическими и аналитическими ведомствами, которая потом преподносится общественности как истинное положение вещей» [4].

Разумеется, что контроль над поступающей информацией извне требует особого внимания. С другой стороны нельзя даваться в крайность, и подвергать интернет жесткой цензуре – ведь это может лишь ухудшить обстановку и понизить уровень стабильности в стране. Наиболее ярко использование аспектов информационной войны проявилось в поствоенной Германии вначале XXI в. В целом, эта страна, которая встала на капиталистический путь развития, во многом переняла американскую информационную практику в сфере масс-медиа. В тоже время, говорить об их полной идентичности нельзя. В статье посвященной данной проблематике доцент кафедры международной журналистики Санкт-Петербургского государственного университета Литвиненко А.А. указывает, что особых различий между американскими и немецкими СМИ, которые еще существовали в 80х годах XX в. нет. Видные немецкие политики, к примеру, не стремятся создать политическое шоу на телевидении [5]. При этом Германия во многом попрежнему остается в рамках сферы влияния Соединенных Штатов Америки и по внешнеполитическим вопросам зачастую вынуждены следовать позиции своего суверена.

Ярким подтверждением этому является освещение украинского кризиса в ФРГ. Именно эти события показали огромную роль информационных войн. На различных интернет ресурсах можно обнаружить сегодня не только определенное мнение, поддерживающее одну из сторон, но и специфический язык, которым окрашивают некоторые аспекты этого противостояния – фактически, формируется своеобразное информационное поле. Подводя итог, следует подчеркнуть, что практика ведения информационной войны постоянно трансформировалась, менялись лишь методы, средства и субъекты. Объектом же воздействия для манипуляции всегда остаются крупные массы населения. Нынешнее геополитическое пространство ставит перед ведущими мировыми державами качественно новые задачи, которые непосредственно связаны с развитием коммуникационных технологий.

В свою очередь, именно лидерство в сфере технологий управления информационным пространством будет диктовать векторы развития современного глобального общественного мнения. Цветные революции показали, что на современном историческом этапе, глобальные общества все еще находятся на достаточно разных ступенях осознанности и развития. Конфликты в Ираке и Леванте, а также в Украине показали, что точечное информационное воздействие может привести к куда большему разорению чем прямое военное вторжение. А это означает, прежде всего, что для таких крупных и уязвимых с информационной точки зрения стран как Российская Федерация нужно продумывать более качественную политику в сфере внутренней безопасности. Недостаток специалистов в области новейших технологий массовых коммуникаций может поставить Россию под тяжелейший исторический удар.

Список литературы

1. http://www.press-service.ru/terms/143/ – Всероссийский Специализированный Журнал “Пресс-Служба” «Информационное пространство».

2. Жирков К.А. «Антиамериканизм как рессентимент и политическая позиция: поиск универсальных закономерностей», «Полития» 2014 г. №3.

3. Казаков А.В. «Цветная Революция в России: Миф или Реальность?». «Власть» 2015 г. №4, С. 6.

4. Магомедов А.А. «Интернет и Политика – Кризис или Новое Дыхание Современной Демократии?» «Власть» 2014 г. №6, С. 32.

5. Литвиненко А.А. «Медиакратия в ФРГ – Американизация Политической Коммуникации» «Власть» 2014 г. №7

Кутузов Д.В.
студент IV курса, Московский педагогический государственный университет, Россия, г. Москва

Другие новости и статьи

« Призрак Госплана

10 самых опасных террористических групп в мире »

Запись создана: Вторник, 18 Июнь 2019 в 1:05 и находится в рубриках Новости.

метки: , ,

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика