Эффективность социализации: ценности и увлечения современных подростков



Эффективность социализации: ценности и увлечения современных подростков

oboznik.ru - Эффективность социализации:  ценности и увлечения современных подростков
#молодежь#ценности#общество

Определены проблемы изучения уровня эффективности социализации. Рассматривается проблема социализации и формирования системы ценностей современных подростков. Дается характеристика противоречий процесса выбора подростками жизненных ориентиров. Показаны основные тенденции выбора увлечений и досуговых предпочтений подростками 13 - 17 лет. Раскрыта противоречивость представлений о «своих» и «чужих» в сознании молодого поколения.

Ключевые слова: молодежь; эффективность социализации; интересы; ценности.

Наряду с множе ством глобальных проблем, исследование которых имеет приоритетное значение в социологии, есть ряд социальных вопросов, на первый взгляд, не столь важных, но лежащих в основании множества социальных процессов и влияющих, в конечном итоге, на все базовые сос тавляющие общественной жизни. Одним из таких процессов выступает социализация личности. Современные противоречия этого процесса актуализируют проблему понимания, что же является критериями «эффективной социализации», можно ли направлять и регулировать этот процесс в сторону повышения уровня и качества социализированности членов общества. Можно отметить, что чаще встречается обсуждение причин и факторов низкой эффективности социализации. Это связано с тем, что ее результатом часто выступает девиантное повед ение, что, с одной стороны, легко фиксируемо, а с другой – требует мер для сохранения стабильности общества.

В связи с этим возрастает актуальность исследований, в которых анализируется эффективность социализации в «обычных» семьях, в которых изначально от сутствуют факторы, снижающие качество эффективности социализации (неблагоприятный социальный климат, давление антисоциальных групп и т.д.). Трансформирующаяся социальная среда требует нового понимания термина «эффективность социализации». Традиционно его с вязывают с институтом семьи, что предполагает удачное освоение и реализацию норм, ценностей и установок, транслируемых семьей. Однако сегодня эффективность социализация трактуется иначе. Динамичность и нестабильность общества вынуждают родителей передавать детям ценности, отличные от тех, которые им в свою очередь передали родители. Помимо объективных причин (технического прогресса, изменений в инновационной сфере, экономической и политической нестабильности), возрастающее значение получают субъективные фак торы – неудовлетворенность своим уровнем жизни, ожидание от детей максимальной реализации потенциала, стремление сделать детей более успешными (а потому «непохожими» на родителей). Таким образом, сегодня эффективность социализации включает, прежде всего, у спешную социальную адаптацию человека, способность удачно приспособиться к условиям общественной жизни, при этом максимально усвоив ценности, которые передают родители.

Эффективность социализации выступает как решение возникающих противоречий. Традиционные и модернистские ценности вступают в конфликт друг с другом как в социуме, так и в ориентациях конкретной личности. Так же ключевым противоречием становится ситуация неопределенности, когда отсутствует система требований со стороны общества к нынешним и бу дущим гражданам. Предсказательные возможности родителей относительно будущего детей резко снижены: социализация детей не определена, т.к. неизвестно, что пригодится в жизни. Как результат, система ценностей становится неустойчивой, теряется образец обязате льного и оптимального. Отсюда, представляется научно - перспективной уточнение понятия «эффективность социализации» через развитие ценностного подхода. Особое внимание уделяется ценностям молодого поколения, вокруг которых развёртывается дискуссия с максима льными полюсами высказываний.

Исследователи и журналисты придумывают название, которое могло бы наиболее точно выразить ключевую особенность: «поколение спокойного натиска», «поколение семейных карьеристов», «поколение консервативных индивидуалистов», «циф ровое поколение», «поколение амбициозных приживал», «поколение Z », «поколение между всем и ничем» и т.д. Для изучения процессов социализации и ценностных ориентаций молодежи было проведено исследование жителей Екатеринбурга в возрасте 7 - 25 лет на основе ка чественной стратегии. Обратимся к результатам исследования возрастной категории 13 - 17 лет. Выбор увлечений подростками обнаруживает противоположные тенденции – важность рекомендаций от сверстников, с одной стороны, и сопротивление массовизации культурного потребления, с другой. В младшем подростковом возрасте впервые появляются увлечения - хобби, и с этого же периода на задний план начинают отступать детские игры [1]. Именно с 12 - 13 лет ребята говорят об «увлечениях», а не о том, как они проводят свое время. Для сферы увлечений и интересов подростков характерны следующие особенности: а) Разнообразие и рассогласованность увлечений.

Основным лейтмотивом развития в подростковом возрасте является становление нового, ещё достаточно неустойчивого, самосознания, изм енение Я – концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. С одной стороны, молодые люди стремятся к разнообразию своих занятий, этим отчасти объясняется кратковременность интересов и в целом высокая подвижность данной сферы. Возможность разнообраз ия сама по себе выступает как ценность: «Увлекаюсь на самом деле всем подряд» . Те, кто посвятил себя чему - то одному, вызывают сожаление. Возможно, потому, что тем самым лишают себя особого качества молодёжности – открытости к новому, практически не огранич енными возможностями. Такие молодые люди в глазах сверстников приобретают черты, закрепленные за взрослостью, которая ассоциируется со сформированной, как им кажется, раз и навсегда личностью. С другой стороны, выбор увлечений, каким бы спонтанным он порой ни казался, подчиняется определенным закономерностям.

Увлечения и интересы – это элементы образа и стиля жизни молодого человека, только в этом контексте они приобретают смысл и связность. Так, заявление Александра: «Я увлекаюсь спортом, занимаюсь лёгкой атлетикой три года уже», приобретает дополнительное измерение, если принять во внимание большое количество разноцветных браслетов и других подобных атрибутов. Очевидно, спорт здесь не является самоцелью, но помогает строить идентичность на противопоставлен ии «городской суете». А характерный для данного возраста акцент на телесности, красоте, внешности приводит к росту значимости телесно - мануальных увлечений в целом у всех подростков. Девушка, заявлявшая о всеядности в плане интересов, уточняет: «но в основн ом литературой, философией, психологией» . Иными словами, интересы как бы нанизываются на определенную мировоззренческую ось, поэтому ничего случайного тут нет. Другое дело, что сама эта ось развивается вместе с человеком и далеко не всегда ему понятна.

Пол ученные в настоящем исследовании данные в целом совпадают с выводами ФОМ: «Любимые занятия молодёжи – общение с друзьями, спорт, кино, чтение и общение в Интернете» [2]. Значение Интернета значимо возрастает. Однако если в возрасте 7 - 12 лет активен интерес к компьютерным играм, то здесь на первый план выходят информативно - коммуникативные практики, связанные с общением в социальных сетях, которое сами подростки к увлечениям не относят. Вероятно, использование интернета прочно вошло в их повседневную рутину, стало чем - то обычным: «я люблю гулять, сидеть за компьютером, ну все, как обычно» .

Общение в интернете выполняет ряд функций, зачастую компенсаторных. 12 - летний Никита считает, что общение в сети «Вконтакте» «не очень много времени занимает, максимум – 2 ч аса в день» . Постепенно Интернетом начинают охватываться всё более юные слои населения. Если подростки, которым сегодня 17 лет, впервые вошли в сеть, когда им было в среднем почти 15 лет, то те, кому сегодня 14 лет, стали интернет - пользователями в 12 – 13 ле т. 62% представителей подростковой аудитории используют Интернет в первую очередь не для дела, а для развлечений. [3] Молодые люди понимают, что Интернет, прежде всего социальные сети, могут оказаться «пожирателями времени». Есть два решения – полностью от казаться, как это сделала 17 - летняя Лена, удалив свой аккаунт Вконтакте, или держать под строгим контролем. При условии субъектного использования (когда субъектом является человек, а не интернет) социальная сеть может сослужить хорошую службу. б) Интересы и увлечения подростков довольно изменчивы. Отсутствие постоянных интересов» у ребят 13 – 15 лет стало закономерной фазой подросткового возраста, описанной многими психологами ( В. Петерс, Ш. Бюлер, Л. Выготский и др. ) как негативная, или фаза влечений.

Она является необходимым этапом развития, как бы расчищающим место для последующей созидательной работы по формированию новых интересов. Многие подростки, успешно и с удовольствием занимавшиеся на протяжении нескольких лет в кружке или секции, в массовом порядк е оставляют эти занятия, несмотря на уговоры и сопротивление родителей. То, что ещё год - два назад представлялось им увлекательным, приятным, наконец – модным и престижным, становится «детским», несерьезным, достойным насмешки [4]. От полугода до полутора - д вух лет – величины, которыми оперируют подростки, значимы в масштабах их биографического времени. Так они придают объемность своему жизненному пути. «Раньше» и «сейчас» – этапы, которые создают они сами в своем собственном жизненном мире, в своем развитии. Когда подросток говорит: « понимаешь со временем, что нет смысла в этом », он тем самым капитализирует свой жизненный опыт. Фактически речь идет о том, что молодые люди рассматривают собственный жизненный опыт (который взрослые зачастую считают крайне незна чительным по объему и сомнительным по содержанию) как ценный ресурс своей индивидуальности и развития. в) у данной возрастной категории появляется особенность, которой не было у детей 7 - 12 лет: увлечения и интересы варьируются в зависимости от притязаний, которые, в свою очередь, связаны с доходом и возрастом. Интересы и увлечения «малообеспеченных» 13 - 14 - летних выражены заметно слабее, чем у «обеспеченных».

В основном «малообеспеченные» школьники говорили об общении с друзьями, нередко – об отсутствии каки х - то выраженных увлечений. Все «обеспеченные» участники имеют увлечения, причем многие перечислили по 2 - 3 занятия, имеющие организованные формы, плюс к этому неорганизованные, как « с друзьями встречаться, гулять, ходить в кино» . Интересный обзор по влиянию различных факторов на свободное время детей представлен в проекте «Свободное время ребёнка» [5]. Влияние возраста проявляется в следующих направлениях. 1) У старших школьников увлечения и интересы имеют тенденцию совпадать с профилем, учебной специализаци ей. К этому возрасту всё чётче проявляется интеллектуально - эстетическая функция увлечения, желание глубоко разобраться в интересующих вопросах, уйти от поверхностного «прыгания» с увлечения к увлечению.

2) Молодые люди постепенно начинают заходить на «взр ослые» арены деятельности, связанные с обязательствами перед большим количеством людей и зарабатыванием денег. Так, 10 - классник Денис занимается «диджеингом» – проводит вечеринки для школьников. 3) У учащихся с высокими притязаниями – поступить в вуз на бю джетное место, всё время "съедает" учёба, дополнительные занятия. Поэтому увлечения могут носить компенсаторный характер, служить для того, чтобы отвлечь от основных занятий. Родители не упоминаются в качестве субъектов, с которыми подростки разделяют сво и увлечения и свободное время; в связи с этим необходимо повышать внимание родителей к важности сохранения контакта с детьми в этот период.

Самоидентификация в подростковом возрасте не просто продолжает процессы, начатые в детском возрасте, она претерпевае т качественное изменение. Актуализируется и развивается самосознание, саморефлексия относительно главного предназначения в жизни и определения места и роли на многих уровнях: социально - профессиональном, семейном, национальном, идеологическом, родовом, поло вом, духовном и т.д. Наиболее остро встают с оциально - профессиональный и духовный уровень идентификации. Первый непосредственно «отвечает» за поведение, мотивацию и социальную адаптацию. Именно здесь решаются вопросы о том, «кем я буду работать, чем я буду заниматься, какой я буду иметь достаток, уважение, статус». Самый глубокий, скрытый уровень идентификации личности – духовный, выражающий комплекс ощущений, мировосприятия, связан непосредственно с системой ценностей, которые разделяет индивид. Здесь идет поиск ответов на вопросы своего личного «Я», жизненного кредо, морального выбора. Формирование «Мы» - концепции, характерное для начала подросткового периода, иногда принимает очень жесткий характер деления на «мы – свои, они – чужие».

Поделены территории, сферы жизненного пространства. «Свои» и «чужие» понимаются, прежде всего, в плане межличностного общения: по характеру, по интересам, уровню развития, общению – поддержке. Толерантность базируется на приоритете межличностных отношений над социальными деле ниями, в том числе субкультурными. В классе «у нас мальчики обсуждают это, все спорим иногда, толерантно, все не настаиваем на своем мнении», в семье «все строители своего собственного мнения». «Свой» воспринимается как обладающий значимыми для подростков качествами (умный, надежный, широкий круг интересов, хороший характер); однако наличие других особенностей (в поведении, в групповой иерархии, в оценках окружающих) может перечеркнуть все эти качества. Родители пытаются вмешиваться в процессы самоидентифик ации подростков: как правило, они обращают внимание своих детей на те или иные особенности (как правило, негативные) в поведении знакомых; примечательно, что сами подростки готовы прислушиваться к мнению родителей, однако последнее решение, с кем дружить и общаться они будут принимать сами.

В поле категоризации «свои – чужие» выделяются три типа самоидентификации. Позитивная – через личностное развитие, расширение круга практик, в том числе связанных с зарабатыванием денег; расширение круга общения, когда р еферентной группой часто оказываются «старшие» молодые люди. Противоречивая самоидентификация – рост собственной известности, власть «ставить друзей». Наконец, негативная самоидентификация – через дистанцирование и негативную оценку определенных социальных групп.

Таким образом, ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре подросткового общества, носителями которой и яв ляются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности этого общества плохо согласованы с ценностями взрослого, отсюда и отрицание образцов, нежелание походить на мир взрослых. Впер вые в возрасте 14 - 17 лет кардинально изменяется способ мировосприятия. Из плоскостного, двумерного, в основном, укладывающегося в рамки простых ограничителей типа «можно – нельзя», «хорошо – плохо» оно становится многомерным и диалектическим.

1. Личко А.Е. Подрос тковая психиатрия. – М. : "Медицина", 1985. [Электронный ресурс]. URL : http://www.vprosvet.ru/biblioteka/uvlecheniya (дата обращения: 06.04.2015)

2. Поколение next : версия 4.0. (2009) [Электронный ресурс]. URL : http :// bd . fom . ru / report / map / pokolenie 21/ npn 109 (дата обращения: 19.10.2015)

3. Подростки и Интернет [Электронный ресурс]. URL : http :// bd . fom . ru / pdf / podinte 0801. pdf (дата обращения: 1 7.12.2014).

4. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки [Электронный ресурс]. URL : http://ricolor.org/rus/5/gam/2/ (дата обращения: 19.09.2015).

5. Свободное время ребёнка [Электронный ресурс]. URL : http :// bd . fom . ru / report / cat / home _ fam / teen _ cheeld / d 071021 (дата обращения: 06.02.2015).

Абрамова С.Б. г. Екатеринбург



Другие новости и статьи

« Социальная защита семьи как составляющая социально-демографической политики современной России

Миграционные процессы и проблемы архаизации российского общества »

Запись создана: Воскресенье, 28 Апрель 2019 в 1:00 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы