Социальная защита семьи как составляющая социально-демографической политики современной России



Социальная защита семьи как составляющая социально-демографической политики современной России

oboznik.ru - Социальная защита семьи как составляющая социально-демографической политики современной России
#россия#семья#общество

В статье рассмотрена социальная защита семьи как составляющая семейно - демографической политики современной России на федеральном и региональном уровне, описана роль системы социального обслуживания и государственной социаль ной помощи как механизмов реализации социальной политики государства в отношении семьи.

Ключевые слова: семья, семейно - демографическая политика, социальная защита, система социального обслуживания, государственная социальная помощь.

Социальная политика иг рает огромную роль во внутренней политике любого государства, поэтому проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, изменением демографических тенденций в ней, а, следовательно, являются п оказателем развития общества. Повышение качества человеческого потенциала с одновременным увеличением его количества открывает новые перспективы для социально - экономического развития и является важнейшим фактором роста благосостояния страны.

Сильная социал ьная политика направлена на защиту всех элементов социальной структуры общества, а также отдельных семей, личностей от разрушающих или тормозящих развитие процессов, что, в конечном счете, способствует усилению социальной направленности внутренней политики . А это значит, что социальная политика становится сильной лишь тогда, когда меры по достижению социально значимых целей согласуются с экономическим, культурным, экологическим и, конечно же, демографическим факторами общественного развития. При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. При этом необходимо не только поддержать, но и развивать общественные отношения, умело сочетая интересы различных категорий населения, а также общественных объединений и групп. Одной из таких категорий, являющихся особым объектом социальной защиты, как раз и являе тся семья. Семья находится в постоянной динамике, меняется под воздействием социально - политических условий, и в силу внутренних процессов своего развития.

Поэтому она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы. Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей. Социальная защита семьи является практической дея тельностью по реализации основных направлений социальной политики государства в отношении семьи, материнства, отцовства и детства. В современной России данное направление деятельности государства находит отражение в широком перечне мер в области семейно - де мографической политики.

Государство реализует политику социальной защиты семьи через социальные программы и систему социального обслуживания населения. Система социального обслуживания населения формируется в соответствии с Федеральным законом « Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. No 442 - ФЗ [1]. Согласно данному закону, социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. В соответствии с данным пониманием, социально е обслуживание семьи предполагает предоставление социальных услуг семье. При этом социальная услуга – это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социаль ных услуг: 1) социально - бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; 2) социально - медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания с одействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; 3) социально - психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; 4) социально - педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии лич ности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; 5) социально - трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; 6) социально - правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; 7) услуги в целях повышения комму никативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей - инвалидов; 8) срочные социальные услуги. При необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям н есовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение) [1].

Социальная защита населения включает систему мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации не только в результате безработицы, но и при потере или резком сокращении доходов, в случае болезни, рождения ребенка, производственной травмы, инвалидности, при наступлении старости и т.д., а также учитывает необходимость предоставления медицинских услуг и пособий семьям с детьми. Большая роль в этой деятельности принадлежи государственной социальной помощи. Определение государственной социальной помощи, закрепленное на закон одательном уровне, является необходимой гарантией для реализации гражданами своих конституционных прав.

В настоящее время в Российской Федерации за чертой бедности находится большое количество семей и граждан, которые не могут по независящим от них обстоят ельствам обеспечить себе прожиточный минимум и принятие закона о государственной помощи в 1999 году, который законодательно закрепил определение государственной социальной помощи, контингент её получателей и источников формирования средств на оказание данн ой помощи, является важным этапом развития Российской Федерации как социального государства.

Основной целью оказания государственной социальной помощи семье является поддержание уровня жизни малоимущих семей. Среди малоимущих, прежде всего, семьи, где род ители частично или полностью нетрудоспособные, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, семьи одиноких родителей. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетвор ения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей. Второй целью оказания государственной социальной помощи является адресное и рациональное использование бюджетных средств.

Прежде всего, необходимо остановиться на том, что государство не в состоянии оказывать государственную социальную помощь всем желающим, она должна иметь конкретного адресата, то есть тех людей, которым на сегодняшний момент наиболее необходима данная помощь [2, 96]. В постсоветской России сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей: 1. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии). 2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские льготы семьям с детьми, родителям и детям. 3. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.). 4. Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование. 5. Система пом ощи клиенту в системе социального обслуживания [3, 67]. В современной России эти формы находят отражение в положениях семейно - демографической политики как на федеральном, так и на региональном уровне. Подробнее рассмотрим основные положения социальной поли тики, направленные на социальную защиту семьи на примере Нижегородской области.

В Нижегородской области семейная политика признана одним из важнейших направлений социальной политики. Так, основополагающими задачами на период с 2011 года по 2014 год в программе «Нижегородская семья» были обозначены: 1) укрепление социального института нижегородской семьи посредством обеспечения условий для общественного признания социально успешных семей и родителей, повышения статуса нижегородской семьи, формирования в обще стве позитивного имиджа семьи с детьми; 2) реализация социальных проектов и поддержка общественных инициатив, направленных на вовлечение различных целевых групп семей, общественности и профессиональных сообществ в деятельность по сохранению и укреплению се мейных ценностей и традиций, раннюю профилактику семейного неблагополучия; 3) повышение уровня социального развития (ресурсности) нижегородских семей посредством совершенствования областной системы государственной социальной поддержки семей с детьми; 4) со вершенствование межведомственной системы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей; 5) создание межведомственной системы профилактики социального сиротства детей раннего возраста, в том числе новорожденных детей. Основным результа том последовательной реализации семейной политики должно стать укрепление института семьи вследствие повышения статуса семьи в обществе и увеличения доли успешных семей, возрождение и развитие лучших отечественных традиций семейного воспитания, укрепление в общественном сознании образа полной, детной, благополучной семьи. В настоящее время положения этой программы нашли продолжение в положениях Государственной программы «Социальная поддержка граждан Нижегородской области».

В Республике Мордовия к настоящему времени также сформировалась организационно - правовая основа региональной социальной политики в отношении семьи. Например, еще в 2000 г. в республике был принят Указ Главы РМ «О материальной поддержке малообеспеченных семей, имеющих детей», немного позднее в 2005 г. – Указ Главы РМ «О материальной поддержке многодетных и особо нуждающихся семей», во исполнение данного указа в Республике Мордовия вышло Положение «О мерах по социальной поддержке многодетных семей в Мордовии». Таким образом, одной из важных це лей социальной политики государства является улучшение и подъем уровня жизни населения. Для этого нужно проводить меры для улучшения и стабильного существования населения страны в целом, а также отдельных категорий населения, семей. Социальная защита являе тся практической деятельностью по реализации основных направлений социальной политики, в том числе и в отношении семьи, т.е. семейно - демографической политики. Семья находится в постоянной динамике, меняется под воздействием социально - политических условий, а также в силу внутренних процессов своего развития.

Поэтому государству необходимо разрабатывать новые подходы для организации социальной защиты семьи как на федеральном, так и на региональном уровне, а для этого в первую очередь должны быть учтены интер есы самой семьи.

1. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации от 28.12.2013 г. No 442 - ФЗ // Гарант : [сайт информ. - правовой компании]. – [М., 2015]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70552648/ .

2. Кадомцева С. Социальная политика и население / С. Кадомцева // Экономист. – 2006. – No 7. – С. 96.

3. Зайнышев Э. Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной сферы / Э. Г. Зайнышев. – М : Союз, 1994. – 176 с.

4. Об утверждении областной целевой программы «Нижегородская семья» на 2011 - 2014 годы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Нижегородской области от 18.08.2010 г. No 513 // Техэксперт : [электрон. фонд правовой и норм . - технической документации]. – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/944947710.

Абросимова К.А., Антипова А.А. г. Саранск



Другие новости и статьи

« Социальная политика: теоретические модели и российские реалии

Эффективность социализации: ценности и увлечения современных подростков »

Запись создана: Воскресенье, 28 Апрель 2019 в 0:40 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы