17 Июнь 2019

О проблеме оценки качества высшего образования

oboznik.ru - О проблеме оценки качества высшего образования
#образование#высшееобразование#качествообразования

В статье анализируются проблемы, связанные с оценкой качества высшего образования . Определены внешние и внутренние субъекты оценки качества образовательных услуг высшей школы. В работе представлены результаты опроса студентов вузов, проведенного автором с целью исследования удовлетворенности качеством образования. Ключевые слова: ка чество, качество высшего образования, маркетинговое исследование, образовательные услуги, потребители образовательных услуг .

Качество высшего образования – вопрос, который не теряет своей актуальности последние десятилетия. Значительный рост числа высших учебных заведений обострил конкурентную борьбу между ними. Однако проблема обеспечения гарантированного качества высшего образования, несмотря на рост конкуренции среди вузов, стоит все острее.

Вуз – это специфический вид организации, поскольку производимы е им блага обладают большой социальной значимостью. Более того, постоянно изменяющиеся условия современного мира позволяют рассматривать образование как фактор безопасности. При этом высшее образование имеет особую важность для государства. В развитых стра нах доля ВНП, создаваемая теми, кто имеет высшее образование, составляет на сегодня порядка 70% [4]. Бесспорно, велика роль высшего образования и для личности, поскольку качественное высшее образование способно обеспечить ее конкурентоспособность на рынке труда.

Таким образом, высшее образование играет большую роль как для индивида, так и для государства и общества в целом. Однако фактором конкурентоспособности образование может выступить только в том случае, если обеспечивается его высокое качество. Поэто му вопросы исследования качества высшего образования являются несомненно актуальными.

В стандарте ГОСТ ISO 9000 - 2011 дается следующее определение качества (пункт 3.1.1): «Качество – степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям» [3 ], которое при подстановке значений двух терминов звучит так: «Качество – это степень, в которой совокупность присущих отличительных свойств соответствует потребностям или ожиданиям, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными». В данном определении «качество» и «требования» непосредственно связаны. Таким образом, качество высшего образования - это сбалансированное соответствие всех аспектов высшего образования некоторым целям, потребностям, требованиям, нормам и стандартам [5]. Оц енка качества – очень сложный процесс. Во - первых, сфера образования является иерархической системой с пересекающимися учебными, воспитательными, организационными структурами, что и определяет сложность оценки, поскольку существует множество уровней оценива ния. Во - вторых, качество образования является многофакторным параметром, однако до сих пор отсутствует однозначное понимание составляющих качества образования. В - третьих, организациям, работающим в сфере услуг, трудно выделить критерии измерения.

В - четвертых, необходимо определить, кто заинтересован в результатах исследования, поскольку исследование нельзя начинать без выявления заинтересованных в нем лиц. В - пятых, сложность объекта исследования: потребители образовательных услуг – это студенты, работодател и, государственные органы. В стандарте ГОСТ ISO 9000 - 2011 указано, что качество направлено на удовлетворение требований нескольких заинтересованных сторон. Состав заинтересованных сторон рынка образовательных услуг, как было сказано выше, разнообразен. Нео бходимо понимать, что потребности и ожидания этих сторон могут не совпадать, а, кроме того, один и тот же показатель разными заинтересованными сторонами будет оцениваться по - разному. Так, например, для государственных органов, проводящих аккредитацию и для вузов по такому критерию как «профессорско - преподавательский состав» более важна количественная оценка (процент остепененности), а для студентов – качественная сторона – насколько понятно, интересно преподаватели могут донести до них материал [1]. Необхо димость участия государства в контроле качества образования не вызывает сомнения. О значимости рассматриваемого в данной статье вопроса свидетельствует тот факт, что

Рособрнадзор создал Федеральный институт оценки качества образования, одной из задач котор ого являются исследования в области профессионального образования [6]. На сегодняшний день главным критерием для данного субъекта управления является соответствие результатов образования требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов ( ФГОС). Кроме того, контролируется ряд формальных показателей, зафиксированных в законодательных нормативных актах, регламентирующих проверки вузов, таких как уровень финансирования, численность преподавателей – в том числе с учеными степенями, фонды библио тек, наличие компьютеров, доступ в Интернет, и т.п. Но эти показатели, на взгляд автора, в большей степени свидетельствуют о возможностях качественного образования, а не о том, как реализуются эти возможности в действительности.

В ходе подобной оценки Рос обрнадзором приостановлено действие государственной аккредитации 129 вузам и филиалам, в 72 - запрещен прием, в 15 - приостановлено действие лицензии, 14 - лишены государственной аккредитации образовательной деятельности [6]. Надо признать, что существующи е на сегодня механизмы аккредитации и лицензирования не могут в должной мере защитить потребителей от получения некачественных образовательных услуг. Однако, по мнению М.П. Карпенко, практика оценки качества российского образования только по степени соблюд ения стандартов, а не по степени удовлетворения потребителей, как это принято в развитых странах, является ошибочной [4]. Для объективной оценки качества образования необходимо активное участие работодателей как потребителей выпускников высшей школы. Именн о рынок труда способен дать экономическую оценку качества образования. Но, учитывая особенности экономики современной России, где высокотехнологичные отрасли с высокими требованиями к профессиональным знаниям работников не играют ведущей роли, работодатели зачастую выдвигают достаточно мягкие требования к знаниям выпускника вузов. Привлекая работодателей к оценке качества высшего профессионального образования, также надо понимать, что выпускник вуза сразу после его окончания не может выполнять всю работу, наравне с опытными специалистами.

В связи с чем требуется детальная проработка методики оценивания качества образования со стороны работодателей. Создание профессиональных сообществ и аккредитация ими молодых специалистов через определенное время после око нчания вуза можно рассматривать как один из путей решения данного вопроса. Наряду с внешними субъектами оценки качества высшего образования, важна оценка внутренних субъектов – студентов как прямых потребителей образовательных услуг. Но говорить о том, что оценка образования, данная этим субъектом, будет объективной, нельзя по ряду причин. Во - первых, она будет зависеть от качества абитуриентов. Здесь необходимо понимать, что одним из необходимых условий качественного образования является предъявление достат очно высоких требований к студентам. Во - вторых, от мотивов поступления в вуз. Так, например, когда основным мотивом является отсрочка от армии, вопросы качества образования не находится в фокусе интересов данной группы. В - третьих, от ожиданий студентов отн осительно будущей карьеры и перспектив заработка. Организациям, работающим в сфере услуг вообще важно помнить о возможном несоответствии воспринимаемого потребителем качества услуг ожидаемому, т.е. несоответствии желаемой картины реальной. Принцип несоотве тствия предполагает, что представление о качестве услуги формируется в сознании потребителя при сравнении ожиданий от услуги и непосредственно воспринимаемых характеристик. Если ожидания потребителя не сбываются, он испытывает неудовлетворенность [1].

Учитывая высокую степень неопределенности исследуемой проблемы, важно определить методы сбора маркетинговой информации, которые позволят получить необходимые данные. Метод фокус - группы, относящийся к качественным исследованиям, представляется наиболее оптималь ным способом сбора информации на начальном этапе, так как позволяет исследователю взглянуть на проблему глазами потребителя услуг. Используя результаты работы фокус - группы, можно определить наиболее важные параметры, подлежащие оценке в ходе исследования у довлетворенности качеством услуг. Учитывая тот факт, что в состав потребителей образовательных услуг входят не только студенты, необходимо проведение нескольких фокус - групп со всеми заинтересованными сторонами. По мнению опрошенных студентов, качество обра зования определяется двумя основными группами критериев: уровень преподавания и материально - техническая база вуза. Критерии уровня преподавания включают следующие показатели: заинтересованность преподавателя в обучении студентов; дисциплина на занятиях; ум ение преподавателя понятно и интересно донести изучаемый материал до студентов; усвоение материала студентами; требовательность преподавателей к студентам; объективность оценки знаний студентов.

Критерии оценки материально - технической базы: оснащенность за нятий лабораторным оборудованием; наличие необходимого программного обеспечения; обеспеченность компьютерами; обеспеченность занятий необходимой литературой (учебной, методической) и наглядными материалами. На основе полученных результатов была составлена анкета и проведен опрос студентов старших курсов уфимских вузов. Объем выборки – 200 человек. Результаты опроса показали, что только чуть больше половины опрошенных студентов (54%) считают, что преподаватели заинтересованы в их знаниях. На вопрос «Интерес но ли преподаватели доносят учебный материал?» положительные ответы дали 61% респондентов. Достаточно большой процент респондентов (40%) считают преподавателей нетребовательными. Эти результаты подтверждаются следующими данными: 74% опрошенных студентов ву зов ответили, что усваивают учебный материал частично. При этом 71% опрошенных студентов считают, что преподаватели объективны при оценке их знаний.

В связи представленными данными, хотелось бы остановиться на принципиально важном, по мнению автора, момен те. Показателем качества образовательных услуг является удовлетворенность преподавателей. Согласно концепции TQM (Total quality management), лояльность потребителей тесно связана с лояльностью служащих. Именно от сотрудников зависит, насколько они будут пр идерживаться внедряемых руководством стандартов качества работы. Даже производственные организации зачастую рассматривают удовлетворенность служащих основным показателем качества работы. В образовании тем более – путь к высокому качеству может и должен стр оиться через лояльность сотрудников. Низкая удовлетворенность преподавателей безусловно сказывается на качестве образования.

Кроме того, для эффективного управления знаниям, без чего не может быть обеспечено качество образования, необходимо создать условия для генерации новых знаний, поддерживать определенную корпоративную культуру и обеспечивать мотивацию сотрудников [2]. По такому критерию, как материально - техническая база вуза, в ходе опроса были получены следующие результаты: оснащенность занятий необхо димым оборудованием полностью устраивает 9%, в основном устраивает – 39%, в основном не устраивает – 46%, совсем не устраивает 6% опрошенных студентов. Похожая ситуация складывается с оценкой обеспеченности наглядными материалами. Обеспеченность библиотеки учебной литературой и учебно - методическими пособиями студенты оценили более высоко (85% опрошенных удовлетворены обеспеченностью библиотеки). В целом положительно оценивают материально - техническую базу вуза 64% респондентов.

Дальнейшее исследование оценки качества образования со стороны внутренних, так и внешних субъектов должны касаться детального определения критериев оценки удовлетворенности качеством образовательных услуг и их относительной важности для каждого из субъектов. А для этого в решении пробл емы оценки качества образования должны быть объединены усилия государства, профессионального сообщества, гражданского общества и населения, т.е. должен быть обеспечен баланс государственного, рыночного и общественного контроля. Использование исключительно рыночных механизмов или только государственного контроля не способно обеспечить качественного высшего образования. Поэтому к выполнению контрольных функций необходимо привлекать тех, кто непосредственно заинтересован в качестве приобретаемых услуг, а, имен но – студентов и работодателей.

1. Дубинина Э.В., Гильмутдинова Р.А., Закирова З.Р. У довлетворенность потребителей как показатель качества образовательных услуг в современном вузе / Развитие регионов и предприятий в условиях глобализации: с борник статей. - У фа: Уфимский институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2015.

2. Гильмутдинова Р.А., Дубинина Э.В., Закирова З.Р. Развитие менеджмента качества как фактор повышения конкурентоспособности вуза//Казанская наука. – 2013. – No11.

3. ГОСТ ISO 9000 - 2011 . Межгосударств енный стандарт «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». – М.: Стандартинформ, 2012.

4. Качество высшего образования / Под ред. М.П. Карпенко. М.: Изд - во СГУ, 2012. .

5. Никитина Н.Ш., Валеев М.А., Щеглов П.Е. Управление качеством образовани я. Системный подход // Системы управления качеством: проектирование, организация, методология: Материалы Х симпозиума «Квалиметрия человека и образования: методология и практика». Кн. 4 / Под науч. ред. д - ра техн. наук. проф. Н.А. Селезневой и д - ра филос. и экон. наук А.И. Субетто. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. С. 17 - 29.

6. Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки / http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=5289 . Дата обращения 19.11.2015

Дубинина Э.В. г. Уфа

Другие новости и статьи

« Как организовано медицинское обеспечение военнослужащих?

«Война и мир» Тульского оружейного завода (производство, технологии, люди в 1800–1830 годах) »

Запись создана: Понедельник, 17 Июнь 2019 в 0:28 и находится в рубриках Новости, Тыл: образование и наука.

метки: ,

Темы Обозника:

В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриот патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика