28 Апрель 2019

К вопросу изучения феномена патриотизма

oboznik.ru - К вопросу изучения феномена патриотизма
#патриотизм#общество#феномен

Аннотация. В статье представлен разносторонний содержательный анализ феномена патриотизма. Патриотизм рассматривается в качестве феномена, характеризующего отношение субъекту к своей стране, своему народу, готовность к деятельности по защите традиций и обычаев своей Родины. Обозначены макро и микро факторы формирования патриотизма.

Выявлены различные подходы к трактовке феномена патриотизма. Показана сложность структурной организации феномена патриотизма, включающего патриотическое сознание и патриотическую деятельность. Рассмотрены различные позиции в отношении выделения показателей и критериев патриотизма.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, патриотическое сознание, патриотическая деятельность, факторы патриотизма, показатели патриотизма, критерии патриотизма, уровни патриотизма, формирование патриотизма.

Введение

Среди множества проблем, которые требуют своего решения в рамках системы образования, особую актуальность в настоящее время приобретает проблема реанимации воспитательной и развивающей функции. Разрушение идеологической политики, последовавшее за развалом страны в начале 1990-х годов, сопровождалось стремительным нивелированием значимости работы с молодым поколением граждан страны по формированию его ценностных приоритетов, жизненной позиции, мировоззренческих ориентиров и т.д. Среди прочего, было утрачено понимание важности для развития государства формирования у молодѐжи патриотизма, преданности своей Родине, уважения своего народа, ценностного отношения к родной культуре и языку. Между тем, формирование патриотизма несколько десятилетий оставалось центральной задачей, решаемой не только на уровне деятельности образовательных учреждений, но и всей социальной и политической системы страны. Патриотизм образовывал не просто приоритетное направление воспитательной работы, но и направление, которое интенсивно разрабатывалось на уровне науки, культуры, искусства.

Со страниц не только научных и методических трудов, но и литературных произведений, с экранов кинотеатров и художественных полотен транслировался образ человека- гражданина, подлинного патриота своей страны и своего народа. Данный образ при всей его незатейливой унифицированности образовывал привлекательный идеал, к которому долгие годы стремилась советская молодѐжь.

Казалось бы, незыблемая система воспитательных воздействий оказалась очень уязвимой действию двух десятилетий неопределѐнности, нестабильности, социального разочарования. Концентрация системы учебных учреждений на реализации образовательных задач, на перестройке образовательных подходов в соответствии с требованиями Болонского процесса сопровождалась утратой налаженной системы воспитательной работы. Из практики ушли многие ритуалы, способствующие формированию патриотизма и лежащие в основе безопасности общества и личности [1]. В условиях отсутствия чѐткой государственной идеологии особо пострадали при этом идеи формирования патриотизма россиян в образовательной системе вуза. Итогом этого явилась множественность возникновения различных дезадаптационных процессов [2], рост конфликтности [3], снижение социальной активности и жизненной продуктивности современной молодѐжи [4].

Для преодоления кризисных явлений очевидна необходимость более пристального изучения феномена патриотизма, факторов и подходов к его формированию. Анализ многофакторности влияний на процесс патриотического воспитания позволил всѐ многообразие движущих сил в данной сфере подразделить на внешние и внутренние факторы [5]. В состав внутренних факторов включаются эмоциональный, когнитивный, волевой и праксиологический факторы. Эмоциональный фактор реализуется через устойчивые эмоциональные состояния, любовь к Родине, верность Отечеству, уважение к традициям, культуре, родному языку, гражданам, правопорядку. Когнитивный фактор соответствует мыслительной деятельности субъекта, его познавательной активности в отношении культуры, истории и традиций Родины, Отечества, региона, населѐнного пункта, учебного заведения и т.д.

Волевой фактор связан с готовностью субъекта к реализации к практической деятельности, свидетельствующей о любви и преданности своей стране, государству, народу. Праксиологический фактор характеризуется активностью включения субъекта в реальную деятельность по отстаиванию интересов Родины, страны, народа и т.д. В своем единстве внутренние факторы образуют личностные ресурсы, позволяющие субъекту справиться с различными трудными, напряженными и экстремальными ситуациям, снижающим патриотическую активность человека [6]. Наряду с внешними факторами реализации патриотического воспитания, значимую роль в этом процессе отводят внешним факторам. К ним относятся: характер политики, проводимой государством по вопросам патриотического воспитания населения страны; деятельность образовательных заведений; социокультурная атмосфера или среда; особенности референтной для субъекта группы; позиция семьи.

Обсуждение

Подчѐркивая сложность феномена патриотизма, авторы предпринимают попытки структуризации его содержания. С некоторыми вариациями, в нѐм обычно выделяют познавательный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты. Так, Н.В. Машенцева и Д.В. Полежаев в составе патриотизма обозначают четыре основных компонента: гносеологический (познавательный или знаниевый), аксиологический (ценностно-ориентационный), атрибутивный («внешний», знаково-символьный), воспитательный (прежде всего, в деятельностном выражении) и иные компоненты [7].

Рассматривая патриотизм на уровне личностных качеств, А.К. Быков включает в его состав любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальную (в том числе религиозную и национальную) толерантность, общественно значимые поведение и деятельность [8]. Исходя из позиции, согласно которой патриотизм является нравственным качеством, его состав структурируют [9] также схожим образом: образовательно-интеллектуальный, чувственно-эмоциональный и действенно-практический элементы.

Сущность образовательно-интеллектуального компонента патриотизма увязывается со сформированностью представлений субъекта о жизни, истории страны, социальном устройстве общества, природе и т.д. Чувственно-эмоциональный компонент патриотизма увязывается с переживанием субъектом отношений к родной стране, которые проявляются: в чувстве любви к семье, родной улице, городу, краю, культуре, языку и т.д. страны, в уважении к еѐ историческому прошлому, в восхищении народным творчеством, природой родного края и т.д. Действенно-практический компонент патриотизма обнаруживается в соответствующей деятельности, предусматривающей умение использовать знания о родной культуре, бережное отношение к природе, положительное отношение к труду на общую пользу, проявление заботы о людях и т.д. С учѐтом запросов педагогической практики в составе патриотизма выделяются потребностно-мотивационный, интеллектуально- эмоциональный, поведенческий и волевой [10]; потребностно-мотивационный, когнитивно- интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой [11, с. 512] компоненты. Таким образом, в состав патриотизма устойчиво включают элементы, соответствующие определѐнным знаниям, ценностным позициям, эмоциональным реакциям, потенциально возможной (готовности) и реальной деятельности в отношении и в связи с любовью к малой и большой Родине, с уважением к населяющим их людям, к природе, культуре и обычаям. При этом признаѐтся многоликость патриотизма, который может значительно меняться в зависимости от субъекта, ситуации, позиции наблюдателя и т.д. Различие в содержании выступает основанием для выделения разных форм патриотизма.

Так, различают: полисный патриотизм (проявлялся в античных городах- государствах); этнический патриотизм (основан на чувстве любви к своему этносу); имперский патриотизм (реализовывал единение и целостность империи); государственный патриотизм (основан на чувстве любви к государству) [12]. И.И. Кондрашин, приближаясь к классической структуризации содержания патриотизма, выделяет три его формы. Первую увязывает с наличием здоровых эмоций почитания человеком своего места рождения и постоянного проживания, уважением традиций и готовностью защищать его в случае необходимости. Вторая форма патриотизма основывается на уважении своей истории, своих предков и всего большого социального организма, называемого во всем мире «нацией по гражданству». Третьей формой патриотизма обозначены каждодневные дела на благо страны, во имя ее преуспевания, помощь согражданам и соотечественникам [13]. В зависимости от контекста своего рассмотрения патриотизм приобретает определѐнные оттенки, позволяющие осуществлять типологизацию его разновидностей.

Так, рассмотрение патриотизма в широком этнонациональном контексте позволило построить типологию патриотизма, выключающую государственный, региональный, национальный, националистический, социальный, российский виды патриотизма (Богуславская С.М., Бондаренко И.Ф., Брицкий Г.О., Вдовин А.И., Денисенко М.В., Козлов В.Н., Молдобаев К.К., Рощин С.К., Троицкий Е.С., Шестопал Е.Б. и др.). А.А. Юрманов, используя параметры присутствия рационального и эмоционального, наряду с выделением двух основных типов – рационального и иррационального патриотизма, подразделяют последний на оптимистический и ностальгический (ретроспективный) патриотизм. Ностальгический патриотизм, в свою очередь, в трактовке исследователя, подразделяется на несколько форм [14]. По области воздействия патриотизма на сознание различается макроуровень и микроуровень.

При рассмотрении на макроуровне (на уровне общества) под патриотизмом подразумевается значимая часть общественного сознания, которая проявляется в коллективных чувствах, настроениях, оценках, в отношении к своему народу, культуре, истории, государству, с основополагающим ценностям. На микроуровне (на личностном уровне) под патриотизмом понимается важнейшая, устойчивая характеристика человека, которая отражается в содержании его мировоззрения, идеалах, нормах поведения [15]. Целостный анализ патриотизма позволяет утверждать, что он обеспечивает безопасность не только на макроуровне (государственном, социальном), но и на микроуровне, т.е. уровне отдельной семьи и человека [16].

Такое понимание поддерживается фрактальной концепцией безопасности [17]. Вопрос формирования чего-либо, в том числе и патриотизма, всегда актуализирует необходимость поиска показателей и критериев эффективности проводимой в этом направлении работы. Объективным показателем развития чувства патриотизма обычно называется моральное отношение субъекта к окружающей действительности, к самому себе, к родному краю, к людям, к героям войны и труда, к Родине [18, с. 46-52]. Причѐм данное моральное отношение должно иметь не только ментальное, но и реально-практическое выражение. Критерий как некоторая абстрактная характеристика, используемая для оценки результативности формирования патриотизма, в универсальном плане отражает что-то общее, стандартное по отношению к частному, конкретному, т.е. показателю.

К проблеме критериев патриотического воспитания авторы обращались неоднократно. При составлении критериев они или обозначали характеристики процесса организации работы, значимые для достижения субъектом состояния патриотизма, или сосредотачивались непосредственно на итоговых характеристиках субъекта-патриота. Соответственно, можно говорить о критериях, отражающих процесс (первый тип критериев), и о критериях, характеризующих результат (второй тип критериев).

Такое подразделение осуществляется, в частности, в исследовании Е.А. Андреева, который предлагает подразделять критерии эффективности работы по патриотическому воспитанию на процессуальные критерии и критерии результата. В состав процессуальных критериев им, в результате, включены реализационно-целевой (определяет готовность субъектов формирующей деятельности решать задачи, находить конкретные пути достижения еѐ эффективности, совпадающие интересами и устремлениями объекта патриотического воспитания) и практически-результативный (определяет действенность работы по патриотическому воспитанию) критерии. К критериям результата отнесены когнитивный, ценностный, потребностный и деятельностно-поведенческий критерии, позволяющие оценивать состояние важнейших сторон, свойств, качеств той или иной конкретной личности призывника, являющиеся результатом работы по развитию у него патриотического сознания [19]. Некоторые авторы при изучении эффективности патриотического воспитания предпочитают ориентироваться на критерии-результаты.

Такие критерии используются, в частности, в работе В.А. Беляевой, которая рассматривала критерии патриотизма в качестве одной из высших ценностей молодого человека. В состав данных критериев ею были включены: обладание субъектом высоким духовным идеалом, стремлением его отстаивать и воплощать в жизни, жизненной установкой на самопожертвование, на служение Отечеству и ближнему, стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию» [20, с. 117-120]. В.И. Лутовинов среди подобных критериев патриотического воспитания выделяет патриотическое сознание и патриотическую деятельность. В первой группе исследователь выделяет патриотические знания, взгляды, убеждения, чувства, ценности, ориентации, идеалы, мотивация. В состав второй группы помещаются непосредственные проявления активности, качества и свойства поведения, конкретные действия личности, характеризующих еѐ патриотическую направленность и представляющие реальный в служение Отечеству. Сформированность компонентов сознания обозначается при этом условием патриотического поведения и деятельности [21]. Нам представляется, что использование усечѐнного варианта критериев (только первого типа или только второго типа) может быть эффективным при проведении прицельного изучения определѐнных аспектов патриотического воспитания.

В целом, интегральным показателем сформированности патриотизма у молодѐжи нами рассматривается еѐ способность в трудной, экстремальной ситуации выбрать позицию, направленную на обеспечение безопасности государства, общества, близких людей [22]. Причѐм данная способность должна носить устойчивый характер, распространяться на историческое прошлое, текущее настоящее и проектируемое будущее [23]. Заслугой педагогики можно считать также выделение и построение детальной характеристики уровней сформированности патриотизма у разных категорий учащихся. При наиболее классическом их подразделении на высокий, средний и низкий уровни, предлагаемые градации учитывают возрастные и иные особенности субъектов патриотизма. Такую возможность на примере младших школьников продемонстрировала, в частности, Г.Н. Лашкова [24]. Она установила, что высокий уровень патриотизма характеризуется владением учащимися глубокими знаниями о содержании базисных для соответствующей

сферы понятий и категорий («патриотизм», «Родина», «Отечество», «героизм», «долг перед Родиной»), положительным отношением к ним, убеждением в их значимости, готовностью и способностью отстаивать общественно и личностно-значимые идеалы. Исследователь подчѐркивает, что данные знания и чувства проявляются в самостоятельности суждений, умении отстаивать свои позиции. Учащиеся с высоким уровнем развития патриотизма обладают развитым стремлением к самореализации через участие в мероприятиях патриотической направленности, в конкурсах, олимпиадах за честь школы и т.д. При среднем уровне развития патриотического чувства учащиеся обнаруживают достаточно хорошие, но неполные знания о сущности ключевых понятий («патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной»), но они не соотносятся с реальностью, остаются только на уровне общих умозрительных представлений. Такие учащиеся, понимая необходимость и полезность деятельности общественной направленности, включаются в неѐ на ситуативной основе, нуждаются во внешнем стимулировании. При низком уровне развития патриотизма учащиеся обладают поверхностным знанием базовых понятий, негативно к ним относятся, проявляют пассивное потребительское отношение к общественному достоянию.

На постоянной основе ими проявляется стремление уклониться от патриотически- направленной деятельности, демонстрируется негативное отношение к природе, национальной культуре и достоянию. Основы рассмотрения вопросов патриотизма в рамках психологического знания были заложены в трудах Л.И. Божович, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ковалѐва и других отечественных исследователей. При этом на первый план научных интересов выходил вопрос о формировании патриотических чувств, который рассматривался с позиции стимулирования собственной деятельности субъекта и его эмоционального отношения к соответствующему аспекту реальности. Анализ современных исследований по патриотизму показывает, что в них активно используются психологические категории – сознание, самосознание, чувства, эмоции, мотивы и др. Значительный интерес психологов-исследователей вызывает зафиксированная тесная связь патриотизма с национальной и культурной идентичностью [25].

Вместе с тем, следует признать, что данный феномен до сих пор не попадал в эпицентр исследовательских изысканий. Очевидно, что обращение к прикладным аспектам феномена патриотизма требует более детальной конкретизации их психологических оснований. Заключение Итак, проведѐнный анализ теоретических источников показал, что патриотизм как особая субъектная категория попадает в поле научных интересов ряда отраслей научного знания – философии, истории, социологии, педагогики и психологии. Наиболее обширные исследования по данной проблематике реализованы в рамках педагогического знания, в котором они оформились в вопросы формирования патриотизма у молодого поколения. Патриотизм рассматривается в качестве феномена, характеризующего отношение субъекту к своей стране, своему народу, готовность к деятельности по защите традиций и обычаев своей Родины.

Обозначены педагогические подходы к его формированию с учѐтом успехов прошлого и требований современности. Согласно современным взглядам, формирование патриотизма представляет собой сложный процесс, подчиняющийся комплексу макро и микрофакторов. К настоящему времени сформированы междисциплинарные представления относительно природы патриотизма, его функций, факторов и условий формирования, содержательного наполнения и структурной организации, форм обнаружения, направлений, принципов организации, критериев и признаков эффективности формирования патриотизма.

 

Примечания:

1. Краснянская Т.М. Психологическая роль ритуала в самообеспечении безопасности личности: ресурсный подход [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал. 2014. № 4. С. 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 15.06.2015).

2. Психологическое сопровождение адаптации студентов в изменяющихся условиях образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / Краснянская Т.М. и др.

Пятигорск, 2012.

3. Краснянская Т.М. Компетентностный ресурс медиативного урегулирования конфликта в пространстве психологической безопасности его субъектов [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал. 2013. № 4. С. 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 15.06.2015).

4. Краснянская Т.М. Психологические особенности сценариев безопасности студентов вуза // Education Sciences and Psychology. 2015. № 2 (34). С. 90-95.

5. Данилов П.В. Формирование и воспитание патриотических чувств // Организация работы с молодежью. 2013. №9.

6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологические ресурсы безопасности личности с различным опытом экстремальности // Медико-биологические и социально- психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2015. № 2. С. 100-107.

7. Машенцева Н.В., Полежаев Д.В. Патриотическая установка русского менталитета: философско-образовательный аспект // Бизнес. Образование. Право: Вестник Волгоградского института бизнеса. 2010. №3. С. 193-200.

8. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. 2006. №2. С. 37-42.

9. Алиева С.Т. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста // Известия Дагестанского гос. пед. ун-та. 2009. №2. С. 34-43.

10. Омаров О.Н. Патриотическое воспитание учащейся молодѐжи средствами государственной символики России // Известия Дагестанского гос. пед. ун-та. 2009. №2. С. 21-26.

11. Харламов И.Ф. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений // Педагогика: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юность, 1997. 512 с.

12. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. 156 с.

13. Кондрашин И.И. О современном понимании патриотизма // Вестник Российского философского общества РАН. 2002. № 2 (22). С. 21-23.

14. Юрманов А.А. Патриотизм и патриотическое сознание в современной России: состояние и особенности эволюции // В мире научных открытий. 2010. №1-1. С.95-99.

15. Вежевич Т.Е. Расширенное воспитательное пространство как целостная среда субъектного становления патриота // Вестник Читинского гос. ун-та. 2009. №6. С. 79-93.

16. Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Сочи, 2006. 38с.

17. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Fractal Approach to the Interpretation of Psychological Safety of the Person // European Journal of Psychological Studies. 2015. Vol.(6), Is. 2. P.48-57. (In Russian) doi: 10.13187/ejps.2015.6.48.

18. Солдатенков А.Д. Опыт изучения результативности патриотического воспитания школьников // Советская педагогика. 1974. №10. С. 46-52.

19. Андреев Е.А. Критерии и показатели оценки результатов работы по патриотическому воспитанию молодѐжи призывного возраста // Российский научный журнал. 2011. №2. С. 136-142.

20. Беляева В.А. Инновационная система духовно-нравственного воспитания специалиста в образовательном пространстве вуза // Российский научный журнал. 2007. №1. С. 117-120.

21. Лутовинов В.И. Критерии и показатели патриотического воспитания (системный анализ) // Вестник ВГЭУ. 2008. №1 (33). С. 78.

22. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность: монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2011. 328 с.

23. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время как интерпретационная категория психологического пространства безопасности личности студента // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2012. № 3. С. 221-225.

24. Лашкова Г.Н. Особенности проявления чувства патриотизма у младших школьников // Вестник Череповецкого гос. ун-та. 2008. №1. С. 74-80.

25. Малинкин А.Н. «Новая российская идентичность»: исследование по социологии знания // Социологический журнал. 2001. №4. С. 56.

Изабела Борисовна Котова
Елена Викторовна Окорочкова

Другие новости и статьи

« Миграционные процессы и проблемы архаизации российского общества

Мифология идентичности »

Запись создана: Воскресенье, 28 Апрель 2019 в 1:03 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.

метки:

Темы Обозника:

COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение вуз выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие офицер охрана патриотизм пенсии пенсия подготовка право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба сталин строительство управление учеба финансы флот экономика

А Вы как думаете?  

Комментарии для сайта Cackle

СМИ "Обозник"

Эл №ФС77-45222 от 26 мая 2011 года

info@oboznik.ru

Самое важное

Подпишитесь на самое интересное

Социальные сети

Общение с друзьями

   Яндекс.Метрика