Современен ли патриотизм в глобальном мировом пространстве
В статье поднимается проблема патриотизма, как важнейшей составляющей общественных отношений. Показывается опасность забвения патриотического воспитания населения, приводящая к нигилизму, отрицанию социальных норм, порождению националистических тенденций в обществе. Делается вывод о значимости исторических знаний при формировании чувств патриотизма и гражданственности.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, историческое образование, национальная программа, национализм, интернационализм.
Начиная с времен Советского Союза, нам, воспитанным в то время, навязла на зубах проблема так называемого «советского патриотизма». Поэтому в 1990-е гг. у целого поколения бывших советских людей ощущалась усталость от этого явления, выродившегося в простой формализм, что обусловило негативное отношение к этому явлению, термину и понятию в постсоветский период.
Кроме того, в эти годы активно декларировалось возвращение России в сообщество «передовых» европейских, государств. Говорилось о передовых технологиях, интернациональном развитии человечества, о стирании граней между странами и т.д., об интеграции. В это время считалось, что идеи патриотизма, да и он сам, попахивали стариной и «совковостью».
Прошло время, и на постсоветском пространстве, в целом ряде новых, независимых государств, ранее бывших советскими республиками, сформировалось молодое поколение, негативно настроенное по отношению к России. В этих государствах для создания своей идентичности стали делать ставку на национальную исключительность и обособленность. В очередной раз были переписаны, на сей раз с националистических позиций, учебники и официальная история этих сопредельных с Россией территорий, что усилило тенденции национализма и проявления антирусской направленности.
В этом ряду не вызывает особого удивления политика прибалтийских республик, где всегда был силен национализм. Но его проявления поразительны в ряде регионов Украины, где мы имеем противоестественную политику, направленную против России. Поражает та оголтелая суетливость, с которой большое число жителей этой страны, ополчились против России, без которой, что очевидно для любого образованного человека, Украина вообще никогда бы не состоялась как независимое государство. Почему же это произошло? Да потому, что мы упустили самую близкую, если не считать Белоруссию, братскую страну. Здесь было выращено целое поколение молодежи, имеющей извращенное понимание о истинной истории наших народов. Следует отметить, что пробелом советского интернационализма, который играл в целом позитивную роль, было то, что мы стыдливо умалчивали о сложностях во взаимоотношениях советских народов.
Мы платили огромную цену за их благосклонное восприятия союза с русским народом. Благодаря этим затратам и усилиям, оказалось, что СССР превратился в «сковородку», территорию, где самый многочисленный и центр образующий русский народ, имел более низкий уровень благосостояния, по сравнению с населением национальных «окраин». Будучи наибольшим из всех народов Советского Союза, русский, нес и основные тяготы «совместного проживания». Национальные органы политического управления были во всех республиках. Были национальные академии. В любой национальной территории у руководства должны были быть представители титульной нации, даже если они не тянули или их просто не хватало на все руководящие должности. А в России мог руководить представитель любой национальности, да и национальной академии ей не было положено. Воспользовались этими просчетами различные националисты.
Извратив истину, они стали выпячивать заслуги собственных республик, даже если их и не было. На этом этапе было допущено отступление от принципов патриотизма, в пользу национализма. Видимо, в этом кроются причины нынешних проблем. Важным негативном моментом стало то, что каком то этапе существования СССР вдруг стало казаться, что разговоры о цене победы над фашизмом, о подвиге нашей страны, о гибельности фашистского мракобесия для всего человечества, уже не нужны, так как все это хорошо известно каждому жителю Советского Союза и не нуждается в дополнительных разъяснениях. Прошло время.
В великой радости наших западных «партнеров» распался Советский Союз. Появилось новое поколение, выросшее на чупа-чупсе и кока-коле, в прямом и переносном смысле, лучше знающее историю США, чем историю собственной Родины. Понятно, что не все из них задумываются о патриотизме и необходимости жить в стране, свободной от навязываемых Западом идей. В связи с этим, мы должны четко понимать, что каждое новое поколение открывает для себя историю по-новому. И то, что для их дедов и отцов было очевидно, совсем не очевидно для них. Поэтому в этом направлении должна вестись постоянная и кропотлива работа. Необходимо уделять этому большое внимание со стороны государства и общества. К сожалению, в 1990-е гг. из программ вузов были убраны многие гуманитарные предметы, отменен процесс воспитания студентов. Считалось, что они сами смогут сделать правильный выбор. Граждане, так считающие, не обольщайтесь!
Если вы не поможете молодежи сделать правильный, как вы считаете, выбор, найдутся «доброжелатели» и помогут ей сделать другой, очень далекий от ваших ожиданий. Если бы мы, в свое время, уделили большее внимание истории и развитию славянского патриотизма на Украине, мы не имели бы сейчас такого количества проблем с этой центрально-европейской страной. Поэтому произошедшие в последние десятилетия существенное сокращение расходов на историческую науку, на пропаганду нашей славянской идентичности, поддержку русских и русскости привели к серьезному кризису нашего исторического самосознания. Подобного рода экономия уже сейчас стоит нашему обществу чрезвычайно дорого, но цена может подняться до критической отметки, если мы не извлечем необходимых уроков и не начнем исправлять положение.
Сегодня мы должны вернуться к идеям воспитания гражданина и патриота своей страны. Раньше большую роль играли ветераны Великой Отечественной войны. Сейчас их осталось очень немного. Они вряд ли смогут сыграть прежнюю роль людей — участников тех великих событий. Но память о них самих, о их подвигах, должна остаться. Ибо их деяния и были реализацией идей патриотизма на деле, а не на словах. Их личный пример, память о них, больше нужна нашему будущему, чем прошлому. В насаждении патриотизма, я не боюсь этого слова, должны сыграть решающую роль историки и преподавание истории нашей Родины.
Она должна быть построена не на объективистских или общечеловеческих ценностях, а прежде всего, исходить из национальных приоритетов. Необходимо подчеркивать ведущую роль русских в нашей национальной истории и государственности России. Необходимо достойно оценивать роль и других народов. То, какой вклад они внесли в ее победы и достижения, какова цена этого. Да, порой сложно здесь не сбиться на национализм. Но это надо делать. Следует обратить внимание на кардинальное изменение ситуации в нашей стране с получением независимости Российской Федерации, и выходом ее из СССР. Никто не сделал практических выводов из соответствующих изменений, которые произошли после развала Советского Союза, когда впервые за 200 лет Россия стала в основном единонациональной. Дело в том, что в России, до этого русские составляли меньшинство. Теперь ситуация изменилась. Русские стали большинством. Мы уже несем ответственность за тех русских, которые оказались в других государствах. Надо в этом признаться, защищать их интересы, и делать это открыто.
В данной ситуации велика роль историков, которые должны правильно и ненавязчиво разъяснять гражданам исторические реалии и национальные приоритеты. Национальная идея, которую так долго ищут философы и политики, должна базироваться на продвижении национальных интересов и на национальном патриотизме. Должна быть разработана национальная программа патриотизма. Она должна реализовываться через издание исторических работ, систему школьного и вузовского образования, целевые программы средств массовой информации. Существенную роль в этом должны сыграть молодежные организации, которые надо воссоздать.
Такие организации надо создать в школьной и студенческой среде. Может быть, необходимо усилить государственные структуры по работе с молодежью. Решающую роль должны сыграть ветеранские организации, которые должно поддерживать государство. Свое слово должны сказать писатели, актеры, ученые, все патриоты России. Их начинания должны активно поддерживаться прогрессивной прессой и телевидением. Нужно добиться того, чтобы само слово патриот звучало гордо как прежде!
B.B. Запарий
Другие новости и статьи
« Мифы и реалии приватизации в Российской Федерации
Запись создана: Понедельник, 17 Июнь 2019 в 0:10 и находится в рубриках Новости, О патриотизме в России.
метки: патриотизм
Темы Обозника:
COVID-19 В.В. Головинский ВМФ Первая мировая война Р.А. Дорофеев Россия СССР Транспорт Шойгу армия архив война вооружение выплаты горючее денежное довольствие деньги жилье защита здоровье имущество история квартиры коррупция медикаменты медицина минобороны наука обеспечение обмундирование оборона образование обучение оружие охрана патриотизм пенсии подготовка помощь право призыв продовольствие расквартирование реформа русь сердюков служба спецоперация сталин строительство управление финансы флот эвакуация экономика