Система гражданско - патриотического воспитания в школе



Система гражданско - патриотического воспитания в школе

oboznik.ru - К вопросу изучения феномена патриотизма
#патриотизм#школа#родина

Патриотизм это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше … Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней ( А.Н. Толстой )

Проблема патриотического воспитания и гражданского стан овления подрастающего поколения – сегодня одна из актуальных за дач государства, общества и образовательных учреждений страны. Система гражданско - патриотической работы включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системны м, постоянным и одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценно стями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества. Патриотизм – это любовь к согражданам, любовь к родной речи, желание жить и трудиться на родной земле. Формирование у обучающихся личностных качеств гражданина, воспит ание бережного отношение к историческому и культурному наследию Отечества, расширение представления об истории малой родины, России – наши основные задачи. Мы считаем, что гражданско - патриотическое воспитание включает в себя и художественное, и экологическ ое, и туристско - краеведческое, и спортивно - оздоровительное, и трудовое направления.

Самое главное в нашей деятельности – это память о наших предках и связь прошлого с настоящим. Изучение истории родных мест, знание о том, где и как работали и сражались наш и деды, что помогало людям выжить и победить во время Великой Отечественной войны, герои сегодняшних дней – нас все интересует. Гражданско - патриотическое становление личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка школа сотрудничает с семьей, создавая общее школьно - семейное пространство обучения и воспитания, открытое для социума. Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие школьником традиций, ценностей, особых форм культурно - исторической, социальной и духовной жизни его родного города, области.

Здесь наполняются конкретным, содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и соци альное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Более высокой ступенью духовно - нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций страны, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет. Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно - нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные б огатства своей страны и российских народов, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Открытость миру, диалогичность с другими культурами – важное свойство духовно - нравственного развития гражданина России.

В школе No 6 создана программа гражданско - патриотического воспитания школьников. Стратегическими целями программы являются создание условий комфортной среды, способствующей развитию культуры подрастающего поколения, его познавательной деятельности; формирование у учащи хся ключевых компетенций гражданско - патриотического воспитания: правовое самосознание, гражданственность и патриотические чувства; обучение школьников использованию ключевых компетенций гражданско - патриотического воспитания в социуме. В работе мы делаем ак цент на изучение истории и культуры Отечества и родного края; развитие в школе ученического самоуправления; дальнейшее развитие и

совершенствование системы дополнительного образования; представляем опыт научно - практической и исследовательской деятельности учащихся на сайте «Исследователь», на конференциях и краеведческих чтениях различного уровня, на общественно - о бразовательном форуме. Программа гражданско - патриотического воспитания включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования г ражданина России: формирование гражданского отношения к себе, к своей семье, к школе, к искусству, к Отечеству, к планете Земля. Деятельность охватывает различные сферы.

В патриотической – проведение фестивалей, акций в рамках проекта «Я - гражданин России »; памятных акций у обелисков погибшим в Великой Отечественной войне, локальных войнах; военно - спортивных мероприятий, в т.ч. соревнования «Школа безопасности», военно - спортивная игра «Зарница», «Защитник Отечества», «Русь», «Зима», несение вахты Памяти (п ост No 1) у обелиска воинской славы; В историко - краеведческой – участие в краеведческих исследованиях и проектах, посещение школьного и городских музеев по истории страны, города, район а; проведение экскурсий, туристичес ко - краеведческая работа; праздновани е памятных дат, связанных с героями России; создание школьного сайта «Исследователь». В экологической сфере – проведение экологических акций и субботников, слѐтов; смотры - конкурсы социальных проектов, в т.ч. по благоустройству пришк ольной территории, микро района Мариевка, очищение берегов реки Черемухи; взаимодействие во внеурочной деятельности с экологическим центром, участие в программах ЦДЮТЭ.

В здоровье сберегающей - работа Центра здоровья и физической культуры, направленная на формирование физически, п сихически и социально здоровой личности; профилактические мероприятия по предупреждению безнадзорности, табакокурения и других вредных привычек; проведение акций: «Молодѐжь выбирает жизнь», «Спорт как альтернатива вредных привычек»; кинолектории «За здоров ый образ жизни», «СПИД – это опасно»; конкурсы рисунков, плакатов, газет по профилактике вредных привычек; марафон «За здоровый образ жизни» С портивно - досуговая и спортивно - массовая работа; проведение дней здоровья по программе «Здоровье круглый год», орга низация соревнований муниципального и регионального уровней по спортивному туризму в рамках работы ресурсного центра вместе с СОШ No 26 и ЦДЮТЭ; проведение детско - юношеских и военно - спортивных игр; участие в спортивных праздниках и соревнованиях, «Президент ских состязаниях» В художественно - эстетической – участие в конкурсах детского изобразительного творчества; музыкальных конкурсах; творческих выставках учащихся; фестивале коллективов школьной самодеятельности. Неоднократно наши ученики являлись победителям и и призерами международного литературно – художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» в номинации «За веру и Отечество!» Большим достижением в воспитании школьников является работа школьного музея, который был создан силами педагог ов, детей, родителей.

В музее на протяжении многих лет собран и продолжает собираться материал о наших земляках, о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла, учителях, выпускниках, о школьной жизни. Важнейшим средством воспитания гражданствен ности и патриотизма школьников является краеведческая деятельность. Только зная свои корни, можно создать достойное будущее. В настоящее время в школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли краеведческий компонент на уроках истории и обществоз нания, географии и литературы, во внеурочной работе. В начальной школе ребята занимаются по программе «Начальное краеведение», с 5 класса отправляются в краеведческие экспедиции по «малой» родине, работают с архивами, обобщая собранный материал в исследова ния и проекты, становясь победителями и призерами муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсов и конференций. В школе создан сайт «Исследователь», где ученики школы помещают свои работы для того, чтобы и другие могли узнать об их трудах. Это попыт ка вовлечь в исследовательскую деятельность одноклассников, родителей.

Среди наиболее распространенных и действенных средств в воспитании подростков в духе любви к Родине, российскому народу, важное место занимают уроки мужества. В ходе подготовки и провед ении уроков мужества дети знакомятся с историей подвига, встречаются с ветеранами войн. Гости рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов, проявленных на фронтах Великой Отечественной войны, локальных конфликтов. Это спос обствует формированию у подростков стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине. В общей системе гражданско - патриотического воспитания детей особое место занимают тематические вечера. Они обладают значительными возможностями идейно - эмоционального воздействия на духовную сферу будущих защитников Родины и сочетают в себе элемент героико - патриотического воспитания с организацией детей. Тематические вечера посвящаются знаменательным датам и героическим событиям из истории нашей Родины, Вооруженных Сил России, боевым и трудовым традициям российского народа, жизни замечательных людей, вопросам подготовки молодежи к защите Родины и мира. Только конкретные дела, встречи с живыми людьми, возможность на практике проявить заботу, постоянно зар ождает в наших детях теплое отношение к людям, меняют их взгляд на жизнь использованной , делают их более открытыми и доброжелательными.

Список литературы :

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личнос ти гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.

2. Семашко Л.М. Сферный подход. – СПб.: Нотабене, 1992.

Круглова Юлия Михайловна, заместитель директора по ВР СОШ No 6 г. Рыбинска;

Аганина Ольга Алексеевна, заместитель директора по НМР СОШ No 6 г. Рыбинска



Другие новости и статьи

« К вопросу об актуальных проблемах борьбы с коррупцией в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

Cон патриота »

Запись создана: Вторник, 6 Август 2019 в 0:01 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы