Мифотворчество в современной российской политике



Ежегодно 20 июня Военно-морской флот России чествует специалистов минно-торпедной службы. Профессиональный праздник этого подразделения был учрежден в 1996 году приказом Главнокомандующего ВМФ России — в память о первом успешном применении минного оружия российскими моряками. Согласно историческим источникам, в 1855 году, во время Крымской войны, англо-французская эскадра вошла в Финский залив, чтобы атаковать российские военно-морские базы, в первую очередь, Кронштадт.

Чтобы защитить свои рубежи, русским морякам пришлось применить минное оружие. В результате противник потерял четыре боевых корабля и отказался от нападения. А торпеду впервые в истории применил будущий вице-адмирал Степан Макаров в ходе Русско-турецкой войны (1877—1878). В ночь на 14 января 1878 года он атаковал турецкий сторожевой пароход «Интибах» на батумском рейде. Торпеда попала в цель и затопила вражеский корабль. 

Не меньший профессионализм и мужество проявили специалисты минно-торпедной службы и в годы обеих мировых войн, защищая рубежи страны. Сегодня мины и торпеды составляют основу вооружения Войск береговой обороны, в чьи обязанности входит защита пунктов базирования сил ВМФ РФ, портов и других важных участков побережья. Кроме того, торпедное оружие входит в комплектацию торпедных подводных лодок. Их предназначение — оборона от подводного флота противника, а также эскортирование ракетных подводных лодок и надводных кораблей.


Мифотворчество в современной российской политике

oboznik.ru - Проблемы патриотического воспитания в современном российском обществе
#мифотворчество#политика#общество

Современные информационные технологии предоставляют уникальные возможности для создания и поддержания самых различных мифов. Миф при помощи массмедиа активно проникает во все сферы жизни современного общества, становясь важнейшим средством формирования целостной картины мира, создавая привлекательный образ данного общественно политического строя, интегрируя интересы различных соц иальных групп .

Давая мироощущение без миропонимания, систему чувственных образов и представлений , миф становится одной из основных форм репрезентации социально политического опыта в современном массовом обществе с его насущной потребностью в скорейшей интеграции и мобилизации атомизированных индивидов.

Можно говорить о том , что образный язык мифа вписывается в структуру повседневного знания, транслируемого массмедиа и , в силу их всеобщей доступности , выступает в качестве объяснител ьной модели современного мира. В свою очередь, повседневное знание, транслируемое СМИ , с такими его характеристиками , как всеохватность, нерефлексированность при сохранении внешних атрибутов научного знания, является благодатной почвой для мифотворчества, выстраивающего псевдонаучную картину мира в интересах конкретных политических субъектов. Миф как стереотипный социокультурный , политический и иной образец поведения сегодня занимает особое место в структуре общественного сознания, превращаясь в один из центральных элементов системы идеологического доминирования. Мифотворчество , являясь специфическим способом моделирования общ ественной жизни , сегодня, по сути дела, выступает в качестве составного элемента политической идеологии , средства легитимации различных социально политических институтов.

Политическое мифотворчество , о снованное на конкретно чувственных образах , близких и понятных целевым аудиториям конкретных пол итиков или политических элит , становится важной частью политических технологий и феномена телекратии как попытки управления обществом с помощью электронных массмедиа. Актуальность исследования политического мифотворчества и собственно феномена политического мифа сегодня обусловлена той значительной ролью, которая отводится мифу в системе социального управления.

Можно утверждать, что сегодня наблюдается проникновение мифов практически во все сферы жизни общ ества, и особая роль в данном случае отводится именно мифологизации российской политики , ставшей ар еной реконструкции старых имперских/советских мифов и создания новых . Под политическим мифотворчеством мы понимаем процесс осознанного воздействия субъектов политич еской власти на общественное сознание , целью которого является внедрение желаемых образцов ( стереотипов ) поведения , а основным структурным элементом выступает политический миф . Политический миф – это пов еденческий паттерн , затрагивающий глубинные структуры сознания и коллективный опыт человечества и « формирующий социальную идентичность индивида , групп и общностей в упрощенной , инфантильной форме» [1].

При анализе проблемы следует учитывать все многообразие функций , реализуемых политическим мифом . Среди них важнейшими являются функции стереотипизации мышления и поддержания тем самым стабильности всей общественно политической системы , а также функции социальной адаптации и одновр еменно интенсификации социальных процессов за счет своего интеграционного , мобилизующего потенциала . Переходя к особенностям мифотворчества в современном российском обществе, подчеркнем главное, на наш взгляд , обстоятельство , а именно : специфической чертой российского политического мифотворчества является его самодовлеющий характер при фактическом отсутствии разделяемого большинством социума вектора общественно политического развития. Обратимся к результатам исследования Института социол огии РАН « Двадцать лет реформ глазами россиян », проведенного в 2011 году , согласно которому практич ески половина респондентов (46% российских граждан ) очень часто думают о том , что « все происходящее округ несправедливо » (« иногда » такие мысли посещают до 90% россиян ). Эти данные свидетельствуют о неприятии россиянами самих основ сложившейся в стране социальной системы, которая не соответствует их миропониманию [2, с. 62]. Подобная ситуация восприятия общества как несправедливого является хара ктерной чертой кризисного состояния социума, члены которого не разделяют предлагаемую им модель общ ественного бытия. Кроме того , следует отметить, что общественное мнение в России сегодня крайне неодн означно воспринимает демократию как в качестве формы политического режима, так и общечеловеческой ценности . По данным опроса « Левада центра », демократию « по образцу западных стран » лучшей для России политической системой считают лишь 28 % россиян , в то время как 27% респондентов уверены, что советская политическая система является лучшим « решением » для Российского государства. При этом 41% опроше нных видят Россию как государство с особым устройством и « своим путем развития » [7].

Второй чертой , характеризующей политическое мифотворчество в России , является сознательное внес ение элементов архаики в современность и культивирование мифа о герое избавителе, тесно переплетающ егося с архетипическим , по мнению А. Н. Савельева, для России мифом о сильной власти [5, с. 67]. Показ ательным примером используемых в данном случае в современном политическом мифотворчестве образов и сюжетов являются действия российских властей по отношению к празднику Великой Октябрьской соци алистической революции . Праздник Октябрьской революции , переименованный в 1996 году в День согласия и примирения, а в 2005 году замененный на День народного единства и отмечаемый 4 ноября, – это пример процесса современного политического мифотворчества , целью которого формально является формирование новой идеологической базы политического режима. В реальности подобные манипуляции создают предп осылки для идейного разделения общества и выхолащивания исторической памяти . Эпохальное событие Н овейшей истории человечества было подменено событиями четырехсотлетней давности , контекст которых сегодня правильно истолковывают лишь 19% наших сограждан .

Новый « красный день календаря » так и не стал праздником для россиян по причине крайне слабой идеологической базы . Не более четверти опр ошенных ВЦИОМ россиян отмечают его , а число тех , кто правильно его называют , не превышает 15% [9]. Особое место в современной российской политике заняла фигура И . В. Сталина , для характеристики деятел ьности которого сегодня нередко используется понятие « эффективный менеджер » [6]. Мифологическая фигура Спасителя , принявшего Россию с сохой , а оставившего с атомной бомбой , сегодня встречает благосклонное о тношение со стороны действующей российской политической элиты . Нельзя не отметить существующие паралл ели с современной российской ситуацией , в которой судьба страны с помощью инструментов политического м анипулирования , а именно при помощи мифа , увязывается с конкретными политическими персоналиями . Форм ируется мифологическое пространство , в котором реальность подменяется упрощенной схемой , набором архет ипических сюжетов , а политический лидер прошлого подкрепляет своим авторитетом лидера современного , с оздавая иллюзию цикличности событий .

Реальные заслуги Президента РФ В . В . Путина « вплетаются» в более широкий исторический контекст , служа , по меткому выражению А . Н . Рубцова , делу «накачки харизмы» [4]. Так , в условиях отсутствия четко сформулированной идеологической базы , определяющей вектор стратегическ ого развития общества , политическое мифотворчество из инструмента диалога власти и социума , средства , обе спечивающего социальное развитие , превращается в средство поддержания политического статус кво . Наконец , для политической ситуации в современной России характерно фактически монопольное и спользование массмедиа российской политической элитой , которая, в свою очередь, выступает в качестве о сновного субъекта мифотворчества.

Три крупнейших общенациональных вещателя страны, доступ к которым имеют 99% россиян , – « Первый канал », ВГТРК и НТВ , чья информационная политика жестко контрол ируется властью, определяют политическую « повестку дня ». Этот факт является определяющим для развития как собственно российского медиарынка, так и вектора развития политических PR технологий , частью к оторых выступает политический миф. На сегодняшний день в России наиболее очевидна подмена констру ктивного пиара, направленного на поддержание открытого диалога между властью и обществом посре дством СМИ, повсеместным использованием административного ресурса и мифологизацией политических процессов. Массмедиа превратились в специфический инструмент в руках властной элиты, облегчающий задачу формирования новых мифов и внедрения их в массовое сознание.

Подобная « централизованная с истема внедрения », согласно мнению О. Ю . Шмелевой , составляет специфику современной российской пра ктики формирования политических мифов [ 8, с. 202]. Историческая традиция западных исследователей , определяющих средства массовой информации в к ачестве « четвертой власти », нецелесообразна для анализа социокультурных и политических процессов п оследних десятилетий в России . Функциональные возможности западных СМИ , которые являются в большей мере независимым субъектом общественных отношений и в действительности могут автономно оказывать влияние на социально политические процессы , происходящие в государстве, значительно превосходят п отенциал современных российских массмедиа . Для характеристики российских СМИ уместным представляе тся определение СМИ в качестве социального института, с присущими ему специализированными функциями , определенной структурой , способами взаимодействия с другими социальными институтами [3]. При этом степень воздействия строго « дозируется » в соответствии с потребностями властной элиты, выступающей в качестве доминирующего актора политического процесса в современной России , под нужды которого подстраиваются все прочие игроки .

Безусловно , процессы , идущие в западных странах «развитой » демократии , в значительной степени схожи с тем , что мы наблюдаем в новой России .

Более того , само явление телекратии не является изобретением российской политической элиты. Именно западный мир , прежде всего США, стал « первопроходцем » на п ути превращения мифа в мощный политический инструмент , часть идеологической системы общества, и спользующего мифологические структуры и архетипы для прагматических целей . Черты мифа в значител ьной мере присущи и главным ценностям западного мира – демократии и капиталистической экономике, к оторые превратились , по сути дела, в « священных коров », вера в которых является обязанностью каждого гражданина. Идеологическая монополия на « правильную » демократию сделала возможным вторжение а нтииракской коалиции во главе с США в Ирак в 2003 году , легитимировала вмешательство во внутриполит ические конфликты в Ливии и Сирии . Однако следует признать, что западное политическое мифотворчество базируется на четкой системе идеологических ориентиров , описывающих « совершенный » мир , в основе которого лежит вполне понятная для рядового американца или европейца иерархия ценностей .

Подобная ситуация, на наш взгляд , была хара ктерна и для политической пропаганды советского периода , в рамках которой коммунистическая идеология « сосуществовала » с целым сонмом мифологических конструкций от слепой веры в непогрешимость « отца народов » до надежды на возможность строительства « светлого будущего » в означенные партией сроки . Рассмотренный выше материал позволяет сделать следующие выводы.

Во первых , политический миф на сегодняшний день играет важнейшую роль в системе идеологического доминирования, являясь одним из факторов поддержания стабильности действующей общественно политической системы. Во вторых , о тличительной особенностью политического мифотворчества в России является его самодовлеющий характер , а основной функцией становится поддержание сложившегося политического статус кво за счет формиров ания особого мифологического пространства, набора архетипических сюжетов, в которых тесно переплет аются современность и картины « славного прошлого ». Политическая мифология, подменяя политическую идеологию как теоретически оформленную систему осознанных социальными слоями условий своего бытия и тенденций его развития, превращается в предельно выхолощенную « лубочную » совокупность стереот ипов, представляемую социуму в угоду сиюминутным потребностям властной элиты. В третьих , властная элита России , являясь главным субъектом политического мифотворчества, использует массмедиа в качестве основного инструмента внедрения мифа в массовое сознание.

Список литературы

1. Воеводина Л. Н. Мифотворчество как феномен современной культуры [ Электронный ресурс ]: автореф . дисс . … д . филос . н . URL: http://www.dissercat.com/content/mifotvorchestvo kak fenomen sovremennoi kultury ( дата обращения : 25.11.20 14).

2. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров) : аналитический доклад. М .: Институт социологии Р АН , 2011. 304 с .

3. Дзялошинский И. М. СМИ и общественные институты : перспективы взаимодействия [Электронный ресурс ]. URL: http://www.mediascope.ru/node/223 (дата обращения : 25.11.2014).

4. Рубцов А. В. Метафизика власти : харизма Путина : любовь взаймы [ Электронный ресурс ]. URL: http://www.vedomosti.ru/ newspaper/article/413831/harizma_putina_lyubov_vzajmy ( дата о бращения : 15.12.2 014).

5. Савельев А. Н. Политическая мифология . М .: Логос , 2003. 384 с .

6. Сталин – великий менеджер, или Учебник истории МГУ [ Электронный ресурс ]. URL: http://ria.ru/analytics/ 20100908/273522924 print.html (дата обращения : 25.11.2014).

7. Хамраев В. Россияне видя т вокруг демократию и готовы к « особому пути развития » [Электронный ресурс ]. URL: http://www.kommersant.ru/doc y/1896647 (дата обращения : 25.11.2014).

8. Шмелева О. Ю. Политическое мифотворчество как технология воздействия власти на политическую культуру // Исторические , философские , политические и юридические науки, культурология и искусствоведение . Вопросы те ории и практики. Тамбов : Грамота, 2011. No 3 (9). Ч . III. C. 201 207.

9. 4 ноября: национальный праздник – или просто выходной? [ Электронный ресурс ]. URL: http://wciom.ru/ index.php?id=459&uid=114589 ( дата обращения : 25.11.2014).

Лаптев Валентин Владимирович , к . соц . н . Мюллер Дмитрий Георгиевич , к . полит . н . Казанский (Приволжский) федеральный университет



Другие новости и статьи

« Производство по делам, связанным с увольнением с военной службы

Обязательно или добровольно… Вклады военнослужащих в 1941–1945 годах »

Запись создана: Понедельник, 15 Апрель 2019 в 0:03 и находится в рубриках Новости.

Метки: ,



Дорогие друзья, ждем Ваши комментарии!

Комментарии

Загрузка...

Контакты/Пресс-релизы